11 класс. Обществознание. Семья как социальная группа и социальный институт

11 класс. Обществознание. Семья как социальная группа и социальный институт

Комментарии преподавателя

В со­цио­ло­гии семья рас­смат­ри­ва­ет­ся од­но­вре­мен­но и как малая со­ци­аль­ная груп­па, и как важ­ный со­ци­аль­ный инсти­тут. В ка­че­стве малой груп­пы она удо­вле­тво­ря­ет лич­ные пот­ребности людей, в ка­че­стве ин­сти­ту­та – со­ци­аль­но зна­чи­мые по­треб­но­сти об­ще­ства.

Семья яв­ля­ет­ся важ­ным эле­мен­том со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ства, одной из его под­си­стем, де­я­тель­ность ко­то­рой регу­лируется как брач­но-се­мей­ным за­ко­но­да­тель­ством, так и мо­рально-нравственными нор­ма­ми, обы­ча­я­ми, тра­ди­ци­я­ми и т. д.

Семья вы­пол­ня­ет опре­де­лен­ные функ­ции. Под функция­ми семьи по­ни­ма­ет­ся спо­соб про­яв­ле­ния жизнедеятельнос­ти и ак­тив­но­сти семьи и ее чле­нов. Эти функ­ции по ходу ис­тории ме­ня­лись: они обу­слов­ле­ны социально-экономически­ми осо­бен­но­стя­ми об­ще­ства.

Функ­ции семьи:

- Ре­про­дук­тив­ная (от лат. productio – производ­ство) – био­ло­ги­че­ское вос­про­из­вод­ство на­се­ле­ния на об­ще­ствен­ном уровне и удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­сти в детях на лич­ност­ном уровне.

- Со­ци­а­ли­за­ции – фор­ми­ро­ва­ние ин­ди­ви­да как лич­но­сти.

- Хо­зяй­ствен­но-бы­то­вая – ве­де­ние до­маш­не­го хо­зяй­ства, уход за деть­ми и пре­ста­ре­лы­ми чле­на­ми семьи.

- Эко­но­ми­че­ская – ма­те­ри­аль­ная под­держ­ка несовершенно­летних и нетру­до­спо­соб­ных чле­нов семьи.

 – Со­ци­аль­но-ста­тус­ная – предо­став­ле­ние опре­де­лен­но­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са чле­нам семьи (на­де­ле­ние наслед­ственными ста­ту­са­ми – на­ци­о­наль­ность, ре­ли­гия и др.), вос­про­из­вод­ство со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ства.

- Эмо­ци­о­наль­ная – ока­за­ние пси­хо­ло­ги­че­ской под­держ­ки чле­нам семьи.

- За­щит­ная – фи­зи­че­ская, эко­но­ми­че­ская, психологичес­кая за­щи­та чле­нов семьи.

- Ду­хов­но-нрав­ствен­ная – раз­ви­тие лич­но­сти каж­до­го члена семьи.

- До­су­го­вая – ор­га­ни­за­ция ра­ци­о­наль­но­го до­су­га, вза­имообогащение ин­те­ре­сов чле­нов семьи.

Жиз­нен­ный цикл семьи со­сто­ит из несколь­ких эта­пов:

1. Вступ­ле­ние в брак, на­ча­ло де­то­рож­де­ния, рож­де­ние по­след­не­го ре­бён­ка. (Рис. 1)

Брак

Рис. 1. Брак

2. Вступ­ле­ние в брак и вы­де­ле­ние из семьи по­след­не­го ре­бён­ка. (Рис. 2)

Брак ребенка

Рис. 2. Брак ре­бен­ка

3. Смерть од­но­го из су­пру­гов. (Рис. 3)

Смерть супруга

Рис. 3. Смерть су­пру­га

Виды семей:

1. По ха­рак­те­ру брака: мо­но­гам­ные и по­ли­гам­ные.

Мо­но­гам­ная семья ос­но­ва­на на браке од­но­го муж­чи­ны с одной жен­щи­ной, при по­ли­га­мии су­ще­ству­ет брак од­но­го су­пру­га с несколь­ки­ми ли­ца­ми про­ти­во­по­лож­но­го пола: (рис. 4)

Полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами

Рис. 4. По­ли­ги­ния – брак од­но­го муж­чи­ны с несколь­ки­ми жен­щи­на­ми (Ис­точ­ник)

Полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (тибетская семья)

Рис. 5. По­ли­ан­дрия – брак одной жен­щи­ны с несколь­ки­ми муж­чи­на­ми (ти­бет­ская семья) (Ис­точ­ник)

2. По со­ста­ву: ин­ди­ви­ду­аль­ные (одна брач­ная груп­па) и «со­став­ные» (две или несколь­ко брач­ных групп).

3. По ха­рак­те­ру вер­хо­вен­ства вла­сти в семье: пат­ри­ар­халь­ные (управ­ля­е­мые отцом или одним из бра­тьев), мат­ри­ар­халь­ные (управ­ля­е­мые ма­те­рью) и «де­мо­кра­ти­че­ские» (ра­вен­ство су­пру­гов). (Рис. 6, 7)

Патриархат

Рис. 6. Пат­ри­ар­хат (Ис­точ­ник)

Матриархат

Рис. 7. Мат­ри­ар­хат (Ис­точ­ник)

Пер­во­на­чаль­ную ос­но­ву се­мей­ных от­но­ше­ний со­став­ля­ет брак. Брак – это ис­то­ри­че­ски ме­ня­ю­ща­я­ся со­ци­аль­ная фор­ма от­но­ше­ний между жен­щи­ной и муж­чи­ной, по­сред­ством ко­то­рой об­ще­ство упо­ря­до­чи­ва­ет и санк­ци­о­ни­ру­ет их ин­тимную жизнь, уста­нав­ли­ва­ет су­пру­же­ские, ро­ди­тель­ские и дру­гие род­ствен­ные права и обя­зан­но­сти.

Ин­ди­ви­ды, всту­пив­шие в брак, ста­но­вят­ся родственни­ками друг другу, но их брач­ные обя­за­тель­ства свя­зы­ва­ют род­ствен­ны­ми узами го­раз­до более ши­ро­кий круг людей.

Род­ствен­ные узы (род­ство) – это от­но­ше­ния, возни­кающие при за­клю­че­нии брака либо яв­ля­ю­щи­е­ся след­стви­ем кров­ной связи между ли­ца­ми (отцы, ма­те­ри, дети и т. д.).

В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пра­во­от­но­ше­ния в об­ла­сти се­мьи, ма­те­рин­ства, от­цов­ства и дет­ства ре­гу­ли­ру­ют­ся осо­бой от­рас­лью права – се­мей­ным пра­вом. Его ис­точ­ни­ка­ми явля­ются Кон­сти­ту­ция РФ и Се­мей­ный ко­декс РФ, всту­пив­ший в дей­ствие в 1996 г.

Ре­гу­ли­ро­ва­ние се­мей­ных от­но­ше­ний рос­сий­ским законо­дательством осу­ществ­ля­ет­ся в со­от­вет­ствии со сле­ду­ю­щи­ми прин­ци­па­ми:

- доб­ро­воль­ность брач­но­го союза муж­чи­ны и жен­щи­ны;

- ра­вен­ство прав су­пру­гов в семье;

- раз­ре­ше­ние внут­ри­се­мей­ных во­про­сов по вза­им­но­му со­гла­сию;

- при­о­ри­тет се­мей­но­го вос­пи­та­ния детей, за­бо­ты об их бла­го­со­сто­я­нии и раз­ви­тии;

- обес­пе­че­ние при­о­ри­тет­ной за­щи­ты прав и ин­те­ре­сов не­совершеннолетних и нетру­до­спо­соб­ных чле­нов семьи.

В со­вре­мен­ном об­ще­стве семья пе­ре­жи­ва­ет ка­че­ствен­ные из­ме­не­ния, свя­зан­ные с гло­баль­ны­ми со­ци­аль­ны­ми процесса­ми ин­ду­стри­а­ли­за­ции, ур­ба­ни­за­ции, несвой­ствен­ны­ми до­ин­ду­стри­аль­но­му (тра­ди­ци­он­но­му, аг­рар­но­му) об­ще­ству. Мож­но от­ме­тить, что се­год­ня про­ис­хо­дят про­цес­сы трансформа­ции семьи как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, из­ме­не­ния неко­то­рых ее функ­ций, пе­ре­рас­пре­де­ле­ния се­мей­ных ролей.

В част­но­сти, можно вы­де­лить сле­ду­ю­щие тен­ден­ции раз­вития со­вре­мен­ной семьи:

• со­кра­ще­ние ве­ду­щих по­зи­ций семьи в со­ци­а­ли­за­ции ин­дивидов, в ор­га­ни­за­ции их до­су­га;

• из­ме­не­ние по­ло­же­ния жен­щи­ны в семье, обу­слов­лен­ное ро­стом ее ав­то­ри­те­та в об­ще­стве;

• со­кра­ще­ние числа пат­ри­ар­халь­ных семей;

• раз­ви­тие семьи парт­нер­ско­го типа, в ко­то­рой осущест­вляется сов­мест­ное ве­де­ние су­пру­га­ми до­маш­не­го хо­зяй­ства, вос­пи­та­ние детей, вза­им­ная под­держ­ка;

• раз­ру­ше­ние мно­го­по­ко­лен­ной (рас­ши­рен­ной, родствен­ной) семьи;

• пре­об­ла­да­ние нук­ле­ар­ной семьи;

• раз­де­ле­ние ин­сти­ту­тов брака и семьи, рост ко­ли­че­ства фак­ти­че­ских, но юри­ди­че­ски не оформ­лен­ных «сво­бод­ных» се­мей­ных со­ю­зов и рож­ден­ных в них детей;

• рост ко­ли­че­ства раз­во­дов, по­втор­ных бра­ков, непол­ных семей и числа бро­шен­ных детей.

В со­вре­мен­ных усло­ви­ях осо­бую роль в раз­ви­тии семей­ных от­но­ше­ний может иг­рать го­су­дар­ство, за­ин­те­ре­со­ван­ное в со­хра­не­нии и укреп­ле­нии ин­сти­ту­та семьи.

источник конспекта -http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/b5fdb3a7/semya-kak-sotsialnaya-gruppa-i-sotsialnyy-institut?seconds=0&chapter_id=773

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=YhWwEydDy2k

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=soPQWiQnP_8

источник видео- http://www.youtube.com/watch?v=XlfZbt2feZw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=AwXudtxwkRw

источник презентации - https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-obshhestvoznaniju/4195-sem-ya-i-brak-kak-social-nye-instituty.html

Файлы