8 класс. Алгебра. Решение квадратных неравенств.

8 класс. Алгебра. Решение квадратных неравенств.

Комментарии преподавателя

На данном уроке будет рассмотрена тема: «Решение квадратных неравенств». Вы узнаете, что решение квадратных неравенств полностью базируется на свойствах квадратичных функций.

 

 

Тема: Нера­вен­ства

Урок: Ре­ше­ние квад­рат­ных нера­венств

 1. Что такое квадратное неравенство

Квад­рат­ны­ми на­зы­ва­ют­ся нера­вен­ства вида 

При­чем важно, что стар­ший ко­эф­фи­ци­ент не может быть равен нулю: .

 2. Пример №1

Ре­шить нера­вен­ство: 

Умно­жа­ем обе части нера­вен­ства на , чтобы стар­ший ко­эф­фи­ци­ент стал чис­лом по­ло­жи­тель­ным. По­лу­ча­ем: 

Так, мы видим, что любое квад­рат­ное нера­вен­ство можно пре­об­ра­зо­вать таким об­ра­зом, чтобы стар­ший ко­эф­фи­ци­ент был по­ло­жи­тель­ным, по­это­му будем рас­смат­ри­вать квад­рат­ные нера­вен­ства для слу­чая .

Итак, решим за­дан­ное нера­вен­ство для по­ло­жи­тель­но­го стар­ше­го ко­эф­фи­ци­ен­та: 

Рас­смот­рим функ­цию: , при­ме­ня­ем тео­ре­му Виета,

Рас­кла­ды­ва­ем на ли­ней­ные мно­жи­те­ли: 

По­стро­им гра­фик функ­ции (Рис. 1):

Рис. 1. График квадратичной функции

Рис. 1. Гра­фик квад­ра­тич­ной функ­ции

I спо­соб ре­ше­ния нера­вен­ства

 Про­из­ве­де­ние двух ско­бок – число от­ри­ца­тель­ное.

Про­из­ве­де­ние двух чисел от­ри­ца­тель­ное тогда, когда они раз­ных зна­ков.

Если , тогда  или , тогда

Ис­ход­ное нера­вен­ство рас­па­лось на со­во­куп­ность двух ли­ней­ных си­стем.

 или 

Про­ил­лю­стри­ру­ем ре­ше­ние пер­вой си­сте­мы нера­венств (рис. 2):

Рис. 2. Решение системы линейных неравенств

Рис. 2. Ре­ше­ние си­сте­мы ли­ней­ных нера­венств

Крас­ным по­ка­за­но мно­же­ство ре­ше­ний пер­во­го нера­вен­ства. Зе­ле­ным – вто­ро­го. Нас ин­те­ре­су­ют те зна­че­ния, ко­то­рые удо­вле­тво­рят од­но­вре­мен­но и пер­во­му нера­вен­ству, и вто­ро­му. Оче­вид­но, что это мно­же­ство зна­че­ний на­хо­дит­ся там, где при­сут­ству­ют оба цвета. Так, ре­ше­ние пер­вой си­сте­мы: 

Про­ил­лю­стри­ру­ем ре­ше­ние вто­рой си­сте­мы (Рис. 3):

Рис. 3. Решение системы линейных неравенств

Рис. 3. Ре­ше­ние си­сте­мы ли­ней­ных нера­венств

Крас­ным по­ка­за­но мно­же­ство ре­ше­ний пер­во­го нера­вен­ства. Зе­ле­ным – вто­ро­го. Ана­ло­гич­но пер­вой си­сте­ме, ищем ре­ше­ние вто­рой си­сте­мы там, где при­сут­ству­ют оба цвета. Оче­вид­но, что вто­рая си­сте­ма ре­ше­ний не имеет.

Ответ: 

II спо­соб ре­ше­ния нера­вен­ства. По гра­фи­ку функ­ции по­лу­ча­ем ответ. Оче­вид­но, что вне кор­ней функ­ция по­ло­жи­тель­на (гра­фик рас­по­ло­жен над осью ), а внут­ри ин­тер­ва­ла кор­ней функ­ция от­ри­ца­тель­на (гра­фик рас­по­ло­жен под осью ). Так, за­дан­ное нера­вен­ство вы­пол­ня­ет­ся для всех , ле­жа­щих в ин­тер­ва­ле между кор­ня­ми квад­рат­но­го трех­чле­на: 

Но корни квад­рат­но­го трех­чле­на су­ще­ству­ют не все­гда, мы знаем, что два раз­лич­ных корня су­ще­ству­ют тогда и толь­ко тогда, когда дис­кри­ми­нант его по­ло­жи­те­лен.

 3. Пример №2

Ре­шить нера­вен­ства: 1) ; 2) 

По­стро­им гра­фик функ­ции (Рис. 4):

Рис. 4. График квадратичной функции

Рис. 4. Гра­фик квад­ра­тич­ной функ­ции

Везде функ­ция по­ло­жи­тель­на, и толь­ко в одной точке она равна нулю (рис. 4).

1.  или 

2. 

  нет ре­ше­ний

 

 4. Пример №3

Рас­смот­рим функ­цию: . Дис­кри­ми­нант этой функ­ции равен нулю, зна­чит, трех­член рас­кла­ды­ва­ет­ся в пол­ный квад­рат.

По­стро­им гра­фик функ­ции (Рис. 5)

Рис. 5. График квадратичной функции

Рис. 5. Гра­фик квад­ра­тич­ной функ­ции

Функ­ция везде по­ло­жи­тель­ная и толь­ко в одной точке при , она равна нулю.

Ре­шить нера­вен­ства:

. Ре­ше­ни­ем яв­ля­ют­ся все зна­че­ния , кроме . Ответ: или 

 Ре­ше­ние нера­вен­ства: 

 Нет ре­ше­ний. Квад­рат числа не может быть от­ри­ца­тель­ным чис­лом.

 Ре­ше­ние нера­вен­ства 

 5. Пример №4

Рас­смот­рим функ­цию: . Дис­кри­ми­нант этой функ­ции боль­ше нуля..

Кор­ня­ми здесь яв­ля­ют­ся: 

Гра­фик этой функ­ции – па­ра­бо­ла (Рис. 6). Вне ин­тер­ва­ла кор­ней па­ра­бо­ла на­хо­дит­ся над осью , а зна­чит, функ­ция по­ло­жи­тель­на. Внут­ри ин­тер­ва­ла кор­ней па­ра­бо­ла рас­по­ло­же­на под осью . Зна­чит, функ­ция при всех этих  от­ри­ца­тель­на. В точ­ках  функ­ция равна нулю.

Рис. 6. График квадратичной функции

Рис. 6. Гра­фик квад­ра­тич­ной функ­ции

Рас­смот­рим все воз­мож­ные нера­вен­ства, ко­то­рые нам может пред­ло­жить эта функ­ция:

1.; ис­ко­мые зна­че­ния на­хо­дят­ся вне ин­тер­ва­ла кор­ней, при­чем гра­ни­цы вхо­дят в ответ, т. к. до­пус­ка­ет­ся ра­вен­ство нулю квад­рат­но­го трех­чле­на. Ре­ше­ние нера­вен­ства:  или 

2.; ис­ко­мые зна­че­ния на­хо­дят­ся внут­ри ин­тер­ва­ла кор­ней, при­чем гра­ни­цы не вхо­дят в ответ. Ре­ше­ние .

 6. Пример №5

Рас­смот­рим функ­цию: . Дис­кри­ми­нант этой функ­ции мень­ше нуля. . Функ­ция не имеет кор­ней

Гра­фик функ­ции:

Гра­фик этой функ­ции – па­ра­бо­ла,  ветви ее на­прав­ле­ны вверх, она не со­при­ка­са­ет­ся с осью Х, т. е. на всей оси, при всех зна­че­ни­ях х функ­ция – ве­ли­чи­на по­ло­жи­тель­ная (Рис. 7).

Рис. 7. График квадратичной функции

Рис. 7. Гра­фик квад­ра­тич­ной функ­ции

Вы­де­лим пол­ный квад­рат: . Если квад­рат числа – ве­ли­чи­на неот­ри­ца­тель­ная, то  при всех зна­че­ни­ях 

Рас­смот­рим все воз­мож­ные нера­вен­ства, функ­ции, где .

1. . Ре­ше­ние: 

2. . Нет ре­ше­ний.

 7. Пример №6

Рас­смот­рим ре­ше­ние нера­вен­ства, ко­то­рое сво­дит­ся к квад­рат­но­му.

. Найти мно­же­ство зна­че­ний, при ко­то­рых эта функ­ция имеет смысл.

Ре­ше­ние нера­вен­ства:

Рас­смот­рим функ­цию: . Корни равны  Изу­чим её свой­ства. Для этого схе­ма­ти­че­ски по­стро­им её гра­фик (Рис. 8).

Рис. 8. График квадратичной функции

Рис. 8. Гра­фик квад­ра­тич­ной функ­ции

Функ­ция по­ло­жи­тель­на вне ин­тер­ва­ла кор­ней и от­ри­ца­тель­на внут­ри ин­тер­ва­ла кор­ней.

 при  или 

Ответ:  или 

Под­ве­де­ние итога урока

На дан­ном уроке была рас­смот­ре­на тема: «Ре­ше­ние квад­рат­ных нера­венств». Вы узна­ли, что ре­ше­ние квад­рат­ных нера­венств пол­но­стью ба­зи­ру­ет­ся на ре­ше­нии квад­ра­тич­ных функ­ций.

 Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/neravenstva/reshenie-kvadratnyh-neravenstv?konspekt&chapter_id=17

 

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=5b4kAAsOXXs

Файлы