11 класс. Алгебра. Показательная и логарифмическая функции. Логарифмические уравнения и неравенства.

11 класс. Алгебра. Показательная и логарифмическая функции. Логарифмические уравнения и неравенства.

Комментарии преподавателя

 1. Напоминание основных теоретических фактов

Клю­чом к ре­ше­нию ло­га­риф­ми­че­ских урав­не­ний яв­ля­ют­ся свой­ства ло­га­риф­ми­че­ской функ­ции, т. е. функ­ции вида  ().

Вспом­ним ос­нов­ные свой­ства ло­га­риф­ми­че­ской функ­ции.

Рис. 1. Гра­фик ло­га­риф­ми­че­ской функ­ции при раз­лич­ных ос­но­ва­ни­ях

Функ­ция мо­но­тон­на на всей своей об­ла­сти опре­де­ле­ния. При  мо­но­тон­но воз­рас­та­ет, при  мо­но­тон­но убы­ва­ет. Имен­но мо­но­тон­ность функ­ции поз­во­ля­ет ре­шать про­стей­шие ло­га­риф­ми­че­ские урав­не­ния, все осталь­ные ло­га­риф­ми­че­ские урав­не­ния сво­дят­ся к про­стей­шим:

ОДЗ за­дан­но­го урав­не­ния опре­де­ля­ет­ся си­сте­мой. Под ло­га­риф­мом может сто­ять толь­ко по­ло­жи­тель­ное число, имеем:

Мы вы­яс­ни­ли, что функ­ции f и g равны, по­это­му до­ста­точ­но вы­брать одно любое нера­вен­ство чтобы со­б­лю­сти ОДЗ.

Имеем сме­шан­ную си­сте­му. Нера­вен­ство, как пра­ви­ло, ре­шать необя­за­тель­но, до­ста­точ­но ре­шить урав­не­ние и най­ден­ные корни под­ста­вить в нера­вен­ство, таким об­ра­зом вы­пол­нить про­вер­ку.

На­пом­ним ме­то­ди­ку ре­ше­ния про­стей­ших ло­га­риф­ми­че­ских урав­не­ний:

Урав­нять ос­но­ва­ния ло­га­риф­мов;

При­рав­нять под­ло­га­риф­ми­че­ские функ­ции;

Вы­пол­нить про­вер­ку.

Чтобы урав­нять ос­но­ва­ния, сле­ду­ет вос­поль­зо­вать­ся свой­ства­ми ло­га­риф­мов.

По­вто­рим из­вест­ные нам свой­ства ло­га­риф­мов. Здесь :

1.      Ло­га­рифм про­из­ве­де­ния:

 (про­из­ве­де­ние  может быть по­ло­жи­тель­ным если  оба от­ри­ца­тель­ные числа, но ис­хо­дя из пра­вой части  стро­го по­ло­жи­тель­ны)

2.      Ло­га­рифм част­но­го:

3.      Ло­га­рифм сте­пе­ни:

4.      Пе­ре­ход к но­во­му ос­но­ва­нию:

 

 2. Решение простейших логарифмических уравнений

При­мер 1 – ре­шить урав­не­ние:

Пред­ста­вим пра­вую часть в виде ло­га­риф­ма с тем же ос­но­ва­ни­ем:

Таким об­ра­зом, мы урав­ня­ли ос­но­ва­ния ло­га­риф­мов. Имеем:

Те­перь имеем право при­рав­нять под­ло­га­риф­ми­че­ские вы­ра­же­ния:

Ответ: 

Дан­ное урав­не­ние можно также ре­шить на ос­но­ва­нии опре­де­ле­ния ло­га­риф­ма:

При­мер 2 – ре­шить урав­не­ние:

Решим на ос­но­ва­нии опре­де­ле­ния ло­га­риф­ма:

Учтем ОДЗ:

По­сколь­ку  (как ос­но­ва­ние ло­га­рим­фа),  боль­ше нуля, и вы­ра­же­ние под ло­га­риф­мом все­гда боль­ше нуля.

Ре­ша­ем урав­не­ние. Пе­ре­не­сем все сла­га­е­мые в одну сто­ро­ну:

Раз­ло­жим мно­го­член в левой части на мно­жи­те­ли спо­со­бом груп­пи­ров­ки, пер­вый член объ­еди­ним со вто­рым, тре­тий с чет­вер­тым:

При­ме­ним ко вто­рой скоб­ке фор­му­лу со­кра­щен­но­го умно­же­ния, а имен­но раз­но­сти квад­ра­тов:

По­лу­ча­ем корни:

Учи­ты­вая ОДЗ, по­лу­ча­ем ответ: 

Рас­смот­рим урав­не­ние, на при­ме­ре ко­то­ро­го в даль­ней­шем смо­жем из­бе­жать мно­го­чис­лен­ных ти­по­вых оши­бок.

При­мер 3 – ре­шить урав­не­ние:

Ос­но­ва­ния всех ло­га­риф­мов оди­на­ко­вы, в левой части стоит сумма ло­га­риф­мов, со­глас­но свой­ству имеем право пре­об­ра­зо­вать ее в ло­га­рифм про­из­ве­де­ния:

Необ­хо­ди­мо учесть ОДЗ. Чтобы су­ще­ство­вал каж­дый из за­дан­ных ло­га­риф­мов, скоб­ки  и  долж­ны быть стро­го по­ло­жи­тель­ны, тогда как после при­ме­не­ния свой­ства про­из­ве­де­ние будет по­ло­жи­тель­ным, если обе скоб­ки будут от­ри­ца­тель­ны, и новый ло­га­рифм будет су­ще­ство­вать, но при этом ис­ход­ный по­те­ря­ет смысл.

Таким об­ра­зом, имеем си­сте­му:

Учи­ты­вая ОДЗ, по­лу­ча­ем ответ: .

 3. Решение уравнения с помощью замены переменных

Сле­ду­ю­щее ло­га­риф­ми­че­ское урав­не­ние сво­дит­ся к со­во­куп­но­сти двух про­стей­ших с по­мо­щью за­ме­ны пе­ре­мен­ных.

При­мер 4 – ре­шить урав­не­ние:

Пре­об­ра­зу­ем так, чтобы урав­нять ос­но­ва­ния ло­га­риф­мов:

Ком­мен­та­рий: пре­об­ра­зо­ва­но со­глас­но фор­му­ле 

В ре­зуль­та­те пре­об­ра­зо­ва­ний по­лу­чи­ли:

Оче­вид­на за­ме­на:

По­лу­ча­ем квад­рат­ное урав­не­ние:

Со­глас­но тео­ре­ме Виета имеем корни:

Вер­нем­ся к ис­ход­ным пе­ре­мен­ным:

Ре­ша­ем каж­дое урав­не­ние со­глас­но опре­де­ле­нию ло­га­риф­ма:

Ответ:  или 

Итак, мы рас­смот­ре­ли ре­ше­ние неко­то­рых ти­по­вых ло­га­риф­ми­че­ских урав­не­ний. 

 Часть вторая. 1. Важные опорные факты

Клю­чом к ре­ше­нию ло­га­риф­ми­че­ских урав­не­ний яв­ля­ют­ся свой­ства ло­га­риф­ми­че­ской функ­ции, т. е. функ­ции вида  (). Здесь t – неза­ви­си­мая пе­ре­мен­ная, а= кон­крет­ное число, у – за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная, функ­ция.

Вспом­ним ос­нов­ные свой­ства ло­га­риф­ми­че­ской функ­ции.

Рис. 1. Гра­фик ло­га­риф­ми­че­ской функ­ции при раз­лич­ных ос­но­ва­ни­ях

Функ­ция мо­но­тон­на на всей своей об­ла­сти опре­де­ле­ния. При  мо­но­тон­но воз­рас­та­ет (когда ар­гу­мент воз­рас­та­ет от нуля до плюс бес­ко­неч­но­сти, функ­ция воз­рас­та­ет от минус до плюс бес­ко­неч­но­сти). При  мо­но­тон­но убы­ва­ет (когда ар­гу­мент воз­рас­та­ет от нуля до плюс бес­ко­неч­но­сти, функ­ция убы­ва­ет от плюс до минус бес­ко­неч­но­сти). Имен­но мо­но­тон­ность функ­ции поз­во­ля­ет ре­шать про­стей­шие ло­га­риф­ми­че­ские урав­не­ния (т. к. из ра­вен­ства ло­га­риф­мов по од­но­му ос­но­ва­нию вы­те­ка­ет ра­вен­ство под­ло­га­риф­ми­че­ских вы­ра­же­ний ), все осталь­ные ло­га­риф­ми­че­ские урав­не­ние сво­дят­ся к про­стей­шим:

ОДЗ за­дан­но­го урав­не­ния опре­де­ля­ет­ся си­сте­мой. Под ло­га­риф­мом может сто­ять толь­ко по­ло­жи­тель­ное число, имеем:

Мы вы­яс­ни­ли, что функ­ции f и g равны, по­это­му до­ста­точ­но вы­брать одно любое нера­вен­ство, чтобы со­б­лю­сти ОДЗ.

Имеем сме­шан­ную си­сте­му. Нера­вен­ство, как пра­ви­ло, ре­шать необя­за­тель­но, до­ста­точ­но ре­шить урав­не­ние и най­ден­ные корни под­ста­вить в нера­вен­ство, таким об­ра­зом вы­пол­нить про­вер­ку.

На­пом­ним ме­то­ди­ку ре­ше­ния про­стей­ших ло­га­риф­ми­че­ских урав­не­ний:

Урав­нять ос­но­ва­ния ло­га­риф­мов;

При­рав­нять под­ло­га­риф­ми­че­ские функ­ции;

Вы­пол­нить про­вер­ку.

 2. Решение примера

Пе­рей­дем к ре­ше­нию при­ме­ров.

При­мер 1 – ре­шить урав­не­ние:

От­ме­тим ОДЗ: (т. к. х стоит под ло­га­риф­мом и в ос­но­ва­нии ло­га­риф­ма)

Нам из­вест­но сле­ду­ю­щее свой­ство ло­га­риф­ма:

По­лу­ча­ем:

При­ве­дем по­доб­ные:

Со­кра­тим чис­лен­ный мно­жи­тель

Пре­об­ра­зу­ем со­глас­но опре­де­ле­нию ло­га­риф­ма:

При­мер 2 – ре­шить по­ка­за­тель­ное урав­не­ние:

Спо­соб 1 (по опре­де­ле­нию ло­га­риф­ма):

Спо­соб 2 (про­ло­га­риф­ми­ро­вать обе части):

Ре­ко­мен­да­ция – если неиз­вест­ное на­хо­дит­ся в по­ка­за­те­ле, то часто при­ме­ня­ет­ся такой спо­соб ре­ше­ния. Но нужно об­ра­тить вни­ма­ние на во­прос – можно ли в дан­ном слу­чае ло­га­риф­ми­ро­вать? В за­дан­ном при­ме­ре и левая, и пра­вая части стро­го по­ло­жи­тель­ны, по­это­му имеем право за­пи­сать:

Вы­не­сем по­ка­за­тель сте­пе­ни как со­мно­жи­тель со­глас­но свой­ству ло­га­риф­ма:

Упро­стим:

 3. Решение показательного уравнения

Спо­соб 3 (урав­нять ос­но­ва­ния в по­ка­за­тель­ном урав­не­нии):

Вос­поль­зу­ем­ся ос­нов­ным ло­га­риф­ми­че­ским тож­де­ством:

 4. Решение показательно-степенного уравнения

При­мер 3 – ре­шить по­ка­за­тель­но-сте­пен­ное урав­не­ние:

Ука­жем ОДЗ: 

Те­перь имеем право про­ло­га­риф­ми­ро­вать обе части. Вы­би­ра­ем ос­но­ва­ние ло­га­риф­ма 2, т. к. такое ос­но­ва­ние уже пред­став­ле­но в урав­не­нии:

Вы­не­сем по­ка­за­те­ли сте­пе­ни как со­мно­жи­те­ли:

Упро­стим пра­вую часть:

Вве­дем за­ме­ну пе­ре­ме­ных:

По­лу­ча­ем:

Рас­кро­ем скоб­ки и пе­ре­не­сем все члены в одну сто­ро­ну:

По­лу­чи­ли квад­рат­ное урав­не­ние, со­глас­но тео­ре­ме Виета, имеем корни:

Вер­нем­ся к ис­ход­ным пе­ре­мен­ным:

Ответ:  или 

При­мер 4 – ре­шить урав­не­ние:

ОДЗ: 

 5. Применение модуля при решении сложных уравнений

Вы­не­сем по­ка­за­тель сте­пе­ни как со­мно­жи­тель, при этом ис­поль­зу­ем мо­дуль, чтобы не ис­ка­зить об­ласть опре­де­ле­ния:

Рас­кро­ем мо­дуль, учи­ты­вая ОДЗ:

При­ве­дем по­доб­ные:

Ответ: 

Итак, мы рас­смот­ре­ли ре­ше­ние более слож­ных ти­по­вых ло­га­риф­ми­че­ских урав­не­ний. 

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/pokazatelnaya-i-logarifmicheskaya-funktsii/reshenie-logarifmicheskih-uravneniy

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/pokazatelnaya-i-logarifmicheskaya-funktsii/reshenie-logarifmicheskih-uravneniy-prodolzhenie

http://www.youtube.com/watch?v=TUO9L38-AvA

http://www.youtube.com/watch?v=Tqy69Fik-k4

http://www.youtube.com/watch?v=zfu56vUaehc

http://i.ytimg.com/vi/qSOFls26ICY/sddefault.jpg

https://downloader.disk.yandex.ru/disk/197fa925c280a3c019e8f0b97c7065779aec80a75626f3c3c7877370509af9a4/56a1139b/gl1wdmatkHwr1IvHwfPzjlCbLxx51K2AXTrKx-khOfQ1WIGwVJDIxTfxWZJp9W23tYCJlb2c61QroEWHqjfeTQ%3D%3D?uid=0&filename=%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%90.%D0%93.-%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0.11-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1.pdf&disposition=attachment&hash=Ev/JAxs9FONy74%2BMIKGz214ILPNlyMZo/xnQbixz5Z8%3D%3A/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%90.%D0%93.-%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0.11-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1.pdf&limit=0&content_type=application%2Fpdf&fsize=18366111&hid=c9e0cd334be9f7c6de02c1f2d04edf87&media_type=document&tknv=v2

http://www.varson.ru/images/Analys_jpeg_big/analys_uravneniya6.jpg

https://downloader.disk.yandex.ru/disk/4938274f13bc98046e8564063df40fcafe9fb762422d9929dbb48ce183e5bb38/56a2c71d/Odg6yN9ywrwT2cixdZsfiEDSD3e5Q69ddvKnYg8qBWJsyC7BArEtdQC84mMkIOZdV9PU-YKS3p_HWw0BvEuyHA%3D%3D?uid=0&filename=670.pdf&disposition=attachment&hash=aSLGLZV5IlrmNFQ9dfVZbUu5Mq4FVeCO/Cz5EcxDQsk%3D&limit=0&content_type=application%2Fpdf&fsize=5808072&hid=b5d4f65d7105982fb54709be551438ae&media_type=document&tknv=v2

 

 

Файлы