8 класс. Алгебра. Решение линейных неравенств.

8 класс. Алгебра. Решение линейных неравенств.

Комментарии преподавателя

На данном уроке будет рассмотрена тема: «Решение линейных неравенств». Вы узнаете, что такое эквивалентность, равносильность. На нескольких примерах вы убедитесь, что решать неравенство нужно, строго соблюдая эквивалентные преобразования.

 

 

Тема: Нера­вен­ства

Урок: Ре­ше­ние ли­ней­ных нера­венств

 1. Пример №1

Ре­ше­ние рав­но­силь­ных или эк­ви­ва­лент­ных нера­венств.

Ли­ней­ное нера­вен­ство имеет вид : или , где х – ис­ко­мая ве­ли­чи­на,

a и b – кон­крет­ные числа. В ли­ней­ном нера­вен­стве х на­хо­дит­ся в пер­вой сте­пе­ни.

При­мер № 1.

Ре­шить нера­вен­ство: 

Ме­то­дом под­бо­ра можно найти много ре­ше­ний этого нера­вен­ства. Но ре­шить нера­вен­ство – это зна­чит найти мно­же­ство его част­ных ре­ше­ний. Вспом­ним от­ли­чие нера­вен­ства от урав­не­ния. При ре­ше­нии урав­не­ния можно сде­лать про­вер­ку, под­ста­вив най­ден­ное ре­ше­ние. В нера­вен­стве та­ко­го сде­лать нель­зя.

Ре­ше­ние: При­ме­ним эк­ви­ва­лент­ные пре­об­ра­зо­ва­ния.

1. Пе­ре­но­сим чис­ло­вое зна­че­ние из одной части нера­вен­ства в дру­гую с про­ти­во­по­лож­ным зна­ком: 

2. Обе части нера­вен­ства делим на 2, по­лу­ча­ем: ;

Ответ:  или 

Вывод: Эк­ви­ва­лент­ные пре­об­ра­зо­ва­ния – это:

1. пе­ре­нос в дру­гую сто­ро­ну лю­бо­го члена нера­вен­ства,

2. умно­же­ние или де­ле­ние обеих ча­стей нера­вен­ства на одно и то же число.

 2. Пример № 2

Ре­шить нера­вен­ство: .

Ре­ше­ние. Поль­зу­ем­ся толь­ко эк­ви­ва­лент­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми.

     

Вы­пол­ня­ем при­ве­де­ние по­доб­ных чле­нов:

 Умно­жа­ем обе части нера­вен­ства на 15. По­лу­ча­ем эк­ви­ва­лент­ное нера­вен­ство: . Умно­жа­ем обе части нера­вен­ства на -1, но смысл нера­вен­ства по­ме­ня­ет­ся на про­ти­во­по­лож­ный:   .

Ответ: .

Вывод: ре­шать нера­вен­ство можно, толь­ко со­блю­дая эк­ви­ва­лент­ные пре­об­ра­зо­ва­ния.

 3. Пример №3

Ре­шить нера­вен­ство:

.

Ре­ше­ние.

1. Срав­ни­ва­ем числа 

Пусть  , воз­во­дим в 6 сте­пень, по­лу­ча­ем . При­шли к оче­вид­но­му вы­во­ду: это невер­но. Сле­до­ва­тель­но, и пред­по­ло­же­ние было невер­но.

Зна­чит , т. е. все, что на­хо­дит­ся в скоб­ках, – это от­ри­ца­тель­ное число.

2. Раз­де­лим обе части нера­вен­ства на , и так как это от­ри­ца­тель­ное число, то при де­ле­нии знак нера­вен­ства по­ме­ня­ет­ся на про­ти­во­по­лож­ный.

По­лу­ча­ем: .

Ответ: .

 4. Пример №4

Ре­шить нера­вен­ство:

.

Ре­ше­ние.

1. Все, что на­хо­дит­ся в скоб­ке, обо­зна­чим за a.

По­лу­ча­ем неслож­ное нера­вен­ство: но нужно знать знак числа a.

Пусть , т. е.

Пе­ре­но­сим 

; Со­кра­ща­ют­ся 9, по­лу­ча­ем: ; , воз­во­дим в квад­рат:

. Это верно. Пред­по­ло­же­ние было вер­ное, и число , зна­чит обе части нера­вен­ства можно раз­де­лить на  По­лу­ча­ем 

Ответ: 

Под­ве­де­ние итога урока

На дан­ном уроке была рас­смот­ре­на тема: «Ре­ше­ние ли­ней­ных нера­венств». Вы узна­ли, что такое эк­ви­ва­лент­ность, рав­но­силь­ность. Вы вспом­ни­ли, что ре­шить нера­вен­ство – это зна­чит найти все его бес­чис­лен­ное мно­же­ство ре­ше­ний. На несколь­ких при­ме­рах вы убе­ди­лись, что ре­шать нера­вен­ство нужно, стро­го со­блю­дая эк­ви­ва­лент­ные пре­об­ра­зо­ва­ния.

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/neravenstva/reshenie-lineynyh-neravenstv?konspekt&chapter_id=17

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=jKoc7SIpBLQ

Файлы