10 класс. География. Латинская Америка

10 класс. География. Латинская Америка

Комментарии преподавателя

 1. Общая характеристика. Этнический состав

Чис­лен­ность на­се­ле­ния ре­ги­о­на пре­вы­ша­ет 570 млн чел. Эт­ни­че­ский со­став Ла­тин­ской Аме­ри­ки до­воль­но слож­ный, что вы­зва­но осо­бен­но­стя­ми ис­то­ри­че­ско­го осво­е­ния ре­ги­о­на. Круп­ней­шая стра­на по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния в ре­ги­оне – Бра­зи­лия (почти 200 млн чел.).

Ос­нов­ные ра­со­во-эт­ни­че­ские груп­пы со­вре­мен­ной Ла­тин­ской Аме­ри­ки:

1.     Эми­гран­ты из Ев­ро­пы

2.     Ко­рен­ное на­се­ле­ние

3.     Чер­но­ко­жие

Ин­дей­ские пле­ме­на и на­род­но­сти на­се­ля­ли тер­ри­то­рию ре­ги­о­на до при­хо­да ев­ро­пей­цев. Среди них были такие со­зда­те­ли вы­со­ких зем­ле­дель­че­ских ци­ви­ли­за­ций, как ац­те­ки и майя в Мек­си­ке, инки в Цен­траль­ных Aндах. В наши дни ко­рен­ное ин­дей­ское на­се­ле­ние в ре­ги­оне со­став­ля­ет при­мер­но 15%. Очень мно­гие гео­гра­фи­че­ские на­зва­ния в Ла­тин­ской Аме­ри­ке, как и в Се­вер­ной, имеют ин­дей­ское про­ис­хож­де­ние. При­быв­шие ев­ро­пей­цы прак­ти­че­ски пол­но­стью уни­что­жи­ли куль­ту­ру и до­сти­же­ния ин­дей­цев, кроме того, ис­треб­ля­лось само ин­дей­ское на­се­ле­ние.

Вто­рую груп­пу сфор­ми­ро­ва­ли ев­ро­пей­ские пе­ре­се­лен­цы, пре­жде вceгo из Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии, по­том­ков ко­то­рых на­зы­ва­ют кре­о­ла­ми. До на­ча­ла ХIХ в. ев­ро­пей­ская им­ми­гра­ция была срав­ни­тель­но неве­ли­ка, но затем она при­об­ре­ла боль­шие мас­шта­бы.

Тре­тью груп­пу об­ра­зо­ва­ли аф­ри­кан­цы, ко­то­рых, на­чи­ная с XVI в., ко­ло­ни­за­то­ры вво­зи­ли в Бра­зи­лию, Вест-Ин­дию и неко­то­рые дру­гие стра­ны для ра­бо­ты на план­та­ци­ях. Три века ра­бо­тор­гов­ли при­ве­ли к тому, что ныне в Ла­тин­ской Аме­ри­ке негры со­став­ля­ют 1/10 всех жи­те­лей. Рас­пре­де­ли­тель­ным цен­тром ра­бо­тор­гов­ли был ост­ров Ямай­ка.

Жители Ямайки

Рис. 1. Жи­те­ли Ямай­ки (Ис­точ­ник)

Более по­ло­ви­ны на­се­ле­ния ре­ги­о­на – это по­том­ки сме­шан­ных бра­ков:

1.     Ме­ти­сы (по­том­ки от бра­ков ев­ро­пео­и­дов и ин­дей­цев).

Ме­ти­сы при­сут­ству­ют прак­ти­че­ски во всех стра­нах За­пад­но­го по­лу­ша­рия, в том числе со­став­ля­ют боль­шин­ство на­се­ле­ния таких стран, как Мек­си­ка, Ни­ка­ра­гуа, Перу, Ко­лум­бия, Ве­не­су­э­ла, Эк­ва­дор, Па­раг­вай, Чили, Па­на­ма.

2.     Му­ла­ты (по­том­ки от сме­шан­ных бра­ков пред­ста­ви­те­лей ев­ро­пео­ид­ной и негро­ид­ной рас).

Му­ла­ты со­став­ля­ют зна­чи­тель­ную часть на­се­ле­ния Ла­тин­ской Аме­ри­ки и стран Ка­риб­ско­го бас­сей­на (До­ми­ни­кан­ская Рес­пуб­ли­ка – 73%, Куба – 51%, Бра­зи­лия – 38%).

3.     Самбо (по­том­ки от сме­шан­ных бра­ков ин­дей­цев и негров).

В неко­то­рых стра­нах Ла­тин­ской Аме­ри­ки ис­поль­зу­ют­ся дру­гие слова для обо­зна­че­ния по­том­ков негро-ин­дей­ских бра­ков: в Бра­зи­лии «ка­фу­зу», в Мек­си­ке «лобо», в Гаити «ма­ра­бу», в Гон­ду­ра­се, Бе­ли­зе, Гва­те­ма­ле – «га­ри­фу­на».

По­это­му почти все ла­ти­но­аме­ри­кан­ские нации имеют слож­ную эт­ни­че­скую ос­но­ву. В Мек­си­ке и стра­нах Цен­траль­ной Аме­ри­ки в ос­нов­ном пре­об­ла­да­ют ме­ти­сы, на Гаити, Ямай­ке, Малых Ан­тиль­ских ост­ро­вах – негры. В боль­шин­стве Анд­ских стран пре­об­ла­да­ют ин­дей­цы или ме­ти­сы, в Ар­ген­тине, Уругвae и Ко­ста-Ри­ке – ис­па­но­языч­ные кре­о­лы, а в Бра­зи­лии му­ла­тов и негров лишь немно­гим мень­ше, чем белых. В целом пре­об­ла­да­ют кре­о­лы (по­том­ки ис­пан­цев и пор­ту­галь­цев).

Наи­бо­лее слож­ный эт­ни­че­ский со­став ха­рак­те­рен для Бра­зи­лии, Мек­си­ки, Ар­ген­ти­ны.

Жители Мексики на празднике

Рис. 2. Жи­те­ли Мек­си­ки на празд­ни­ке (Ис­точ­ник)

Ла­ти­но­аме­ри­кан­цы – обоб­щен­ное на­зва­ние ис­па­но- и пор­ту­га­ло­языч­ных на­ро­дов, на­се­ля­ю­щих тер­ри­то­рию со­вре­мен­ной Ла­тин­ской Аме­ри­ки и ши­ро­ко пред­став­лен­ных также в США, Ис­па­нии, Ка­на­де и пр.

 2. Языковой состав

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные языки в Ла­тин­ской Аме­ри­ке:

1.     Ис­пан­ский (на этом языке го­во­рит боль­шин­ство жи­те­лей).

2.     Пор­ту­галь­ский (Бра­зи­лия).

3.     Ан­глий­ский (Ямай­ка, Бар­ба­дос, Гай­а­на и др.).

4.     Фран­цуз­ский (Гаити, Гви­а­на и др.).

5.     Гол­ланд­ский (Су­ри­нам, Ан­тиль­ские ост­ро­ва).

В Мек­си­ке, Перу, Бо­ли­вии, Па­раг­вае, на­ря­ду с ис­пан­ским, офи­ци­аль­ны­ми счи­та­ют­ся ин­дей­ские языки (кечуа, ац­тек­ский и др.).

 3. Религиозный состав

По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство ла­ти­но­аме­ри­кан­цев ис­по­ве­ду­ют ка­то­ли­цизм, ко­то­рый на­саж­дал­ся в ка­че­стве един­ствен­ной офи­ци­аль­ной ре­ли­гии; дру­гие ве­ро­ис­по­ве­да­ния пре­сле­до­ва­лись ин­кви­зи­ци­ей.

Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро

Рис. 3. Ста­туя Хри­ста-Ис­ку­пи­те­ля в Рио-де-Жа­ней­ро (Ис­точ­ник)

Для Ла­тин­ской Аме­ри­ки ха­рак­те­рен cвoe­гo рода ду­а­лизм куль­тур. Здесь, осо­бен­но в среде ин­дей­цев и ме­ти­сов, со­хра­ня­ет­ся са­мо­быт­ная куль­ту­ра кopeн­нo­гo на­се­ле­ния, ухо­дя­щая сво­и­ми кор­ня­ми к до­ко­лум­бо­вым вре­ме­нам. Это и ми­фо­ло­ги­че­ский и ис­то­ри­че­ский эпос, му­зы­ка и танцы, такие зна­ме­ни­тые па­мят­ни­ки ис­то­рии и ар­хи­тек­ту­ры, как пи­ра­ми­ды и двор­цы aц­те­ков, толь­те­ков и майя в Мек­си­ке, го­род-кре­пость инков Ma­чу-Пик­чу в Перу, вклю­чен­ные в Спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. Это и более новая куль­ту­ра, ори­ен­ти­ро­ван­ная на ев­ро­пей­ские цен­но­сти, ко­то­рая также про­яв­ля­ет­ся в ли­те­ра­ту­ре, ис­кус­стве, му­зы­ке, те­ат­ре, ар­хи­тек­ту­ре. По­ми­мо ре­ли­ги­оз­ных празд­ни­ков, боль­шое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли раз­лич­ные кар­на­ва­лы, кор­ри­да, родео. Очень боль­шой по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся фут­бол.

Игроки футбольной сборной Бразилии

Рис. 4. Иг­ро­ки фут­боль­ной сбор­ной Бра­зи­лии (Ис­точ­ник)

 4. Размещение и плотность населения

Для раз­ме­ще­ния на­се­ле­ния Ла­тин­ской Аме­ри­ки ха­рак­тер­ны три глав­ные черты. Bo-пер­вых, это один из на­и­ме­нее за­се­лен­ных ре­ги­о­нов мира со сред­ней плот­но­стью вceгo 28 че­ло­век на 1 кв. км. На ост­ро­вах плот­ность на­се­ле­ния очень вы­со­ка. Bо-вто­рых, нерав­но­мер­ность eгo раз­ме­ще­ния вы­ра­же­на силь­нее, чем в боль­шин­стве дру­гих круп­ных ре­ги­о­нов. В-тре­тьих, ни в одном дру­гом ре­ги­оне мира на­се­ле­ние не осво­и­ло в такой мере об­шир­ные плос­ко­го­рья и не под­ни­ма­ет­ся так вы­со­ко в горы.

Для Ла­тин­ской Аме­ри­ки ха­рак­те­рен тра­ди­ци­он­ный тип вос­про­из­вод­ства на­се­ле­ния. И хотя пик де­мо­гра­фи­че­ско­го взры­ва здесь был прой­ден еще в се­ре­дине XX в., в неко­то­рых стра­нах Цен­траль­ной Аме­ри­ки, в более бед­ных стра­нах Южной Aмeри­ки (Бо­ли­вия, Па­раг­вай) при­рост на­се­ле­ния еще со­став­ля­ет 2-2,5% в год. Это вли­я­ет не толь­ко на чис­лен­ность, но и на воз­раст­ную струк­ту­ру, уве­ли­чи­вая «на­груз­ку» детей на за­ня­тое на­се­ле­ние.

В стра­нах вы­со­кие по­ка­за­те­ли пре­ступ­но­сти, рас­сло­е­ния об­ще­ства, мно­гие живут за чер­той бед­но­сти.

Рис. 5. В Бо­ли­вии жен­щи­на стро­ит дома из пла­сти­ко­вых бу­ты­лок для бед­ня­ков (Ис­точ­ник)

 5. Городское и сельское население

По по­ка­за­те­лям ур­ба­ни­за­ции Ла­тин­ская Аме­ри­ка ско­рее на­по­ми­на­ет эко­но­ми­че­ски раз­ви­тые, чем раз­ви­ва­ю­щи­е­ся стра­ны: сред­ний уро­вень ее в ре­ги­оне очень вы­со­кий (80%), а темпы те­перь уже за­мед­лен­ные. При этом про­ис­хо­дит все боль­шая кон­цен­тра­ция на­се­ле­ния в боль­ших го­ро­дах, число ко­то­рых пе­ре­ва­ли­ло за 300, и в гopoдax-мил­ли­о­не­рах (их более 40). В ре­ги­оне сло­жил­ся осо­бый ла­ти­но­аме­ри­кан­ский тип го­ро­да. Ко­ло­ни­аль­ные го­ро­да со­зда­ва­лись по еди­но­му плану, ко­то­рый Ис­па­ния и Пор­ту­га­лия раз­ра­бо­та­ли для своих вла­де­ний. Ядром го­ро­да обыч­но слу­жи­ла цен­траль­ная пло­щадь, на ко­то­рой рас­по­ла­га­лись ра­ту­ша, собор, ад­ми­ни­стра­тив­ные зда­ния. От этой пло­ща­ди улицы рас­хо­ди­лись под пря­мы­ми уг­ла­ми, об­ра­зуя чет­кую «шах­мат­ную» сетку. На нее в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия на­ло­жи­лась со­вре­мен­ная за­строй­ка.

Круп­ней­шие го­ро­да Ла­тин­ской Аме­ри­ки:

1.     Ме­хи­ко.

2.     Бу­энос-Ай­рес.

3.     Сан-Па­у­лу.

4.     Рио-де-Жа­ней­ро.

В Ла­тин­ской Аме­ри­ке осо­бен­но ярко вы­ра­же­на одна осо­бен­ность, ха­рак­тер­ная также для  дру­гих ре­ги­о­нов раз­ви­ва­ю­ще­го­ся мира и на­зы­ва­е­мая обыч­но «лож­ной ур­ба­ни­за­ци­ей». «Лож­ная ур­ба­ни­за­ция» – это такой тип ур­ба­ни­за­ции, при ко­то­ром доля го­род­ско­го на­се­ле­ния на­мно­го пpe­вы­ша­ет долю эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го го­род­ско­го на­се­ле­ния, за­ня­то­го в про­из­вод­ствен­ной и непро­из­вод­ствен­ной сфе­рах. Глав­ная при­чи­на «лож­ной ур­ба­ни­за­ции» – по­сто­ян­ный при­ток в гoро­да неиму­ще­го сель­ско­го нace­ле­ния, ко­то­рое вла­сти не в со­сто­я­нии обес­пе­чить жи­льем, ра­бо­той.

Трущобы в Венесуэле

Рис. 6. Тру­що­бы в Ве­не­су­э­ле (Ис­точ­ник)

 6. Мехико

Ме­хи­ко. Город яв­ля­ет­ся сто­ли­цей Мек­си­ки. Ме­хи­ко был ос­но­ван в 1325 году ин­дей­ца­ми-ац­те­ка­ми. Ос­но­ва­те­ли го­ро­да – древ­ние ац­те­ки – пер­во­на­чаль­но вели ко­че­вой образ жизни и за­ни­ма­лись охо­той и ры­бо­лов­ством. Их пле­ме­на по­яви­лись в окрест­но­стях со­вре­мен­но­го Ме­хи­ко при­бли­зи­тель­но в 1200 г. В наше время Ме­хи­ко яв­ля­ет­ся одним из круп­ней­ших го­ро­дов мира, а чис­лен­ность на­се­ле­ния аг­ло­ме­ра­ции пре­вы­ша­ет 21 млн чел. Ме­хи­ко дает почти 25% всего ВВП стра­ны, вы­сту­па­ет глав­ным эко­но­ми­че­ским, по­ли­ти­че­ским, куль­тур­ным цен­тром.

 7. Сан-Паулу

Сан-Па­у­лу. Город рас­по­ло­жен на юго-во­сто­ке Бра­зи­лии, он сто­ли­ца од­но­имен­но­го штата. Круп­ней­ший город в Южном по­лу­ша­рии. Рас­по­ло­жен в до­лине реки Тиете, в 70 км от по­бе­ре­жья Ат­лан­ти­че­ско­го оке­а­на.

Сан-Паулу

Рис. 7. Сан-Па­у­лу (Ис­точ­ник)

 8. Фавелы

Фа­ве­лы – тру­що­бы в го­ро­дах Бра­зи­лии, часто рас­по­ло­жен­ные на скло­нах гор. В фа­ве­лах от­сут­ству­ет раз­ви­тая ин­фра­струк­ту­ра и высок уро­вень пре­ступ­но­сти. Мно­гие со­вре­мен­ные фа­ве­лы воз­ник­ли в 1970-х годах вслед­ствие уско­ре­ния про­цес­сов ур­ба­ни­за­ции в Бра­зи­лии.

Фавелы в Бразилии

Рис. 8. Фа­ве­лы в Бра­зи­лии (Ис­точ­ник)

 

ИСТОЧНИКИ

http://900igr.net/zip/geografija/Naselenie-Ameriki.html

https://www.youtube.com/watch?v=E8PtGuW2fxM

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/tema-2/naselenie-latinskoy-ameriki?seconds=0

Файлы