11 класс. Обществознание. Наука

11 класс. Обществознание. Наука

Духовно-нравственная сфера жизни общества. Наука.

Комментарии преподавателя

Наука – форма ду­хов­ной де­я­тель­но­сти людей, направ­ленная на про­из­вод­ство зна­ний о при­ро­де, об­ще­стве и о са­мом по­зна­нии, име­ю­щая непо­сред­ствен­ную цель постиже­ния ис­ти­ны и от­кры­тия объ­ек­тив­ных за­ко­нов. (Рис. 1)

Наука

Рис. 1. Наука (Ис­точ­ник)

Со­вре­мен­ная наука – яв­ле­ние мно­го­гран­ное по своим ос­новным при­зна­кам и ха­рак­те­ри­сти­кам.

С по­мо­щью на­уч­но­го по­зна­ния ста­но­вят­ся до­сти­жи­мы­ми яв­ле­ния, связи, от­но­ше­ния, су­ще­ству­ю­щие объ­ек­тив­но, т. е. неза­ви­си­мо от воли и мне­ния людей. На­при­мер, сфор­му­ли­ро­ван­ные в фи­зи­ке за­ко­ны тер­мо­ди­на­ми­ки никто не может «от­ме­нить», под­верг­нуть со­мне­нию, так как они объ­ек­тив­ны.

Наука – сфера че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, функ­ци­я­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся вы­ра­бот­ка и си­сте­ма­ти­за­ция объ­ек­тив­ных зна­ний о дей­стви­тель­но­сти.

Функ­ции со­вре­мен­ной науки

1. Культурно-миро­воззренческая – по­мо­га­ет че­ло­ве­ку не толь­ко объ­яс­нить из­вестные ему зна­ния о мире, но и вы­стро­ить их в це­лост­ную си­сте­му. (Рис. 2)

Научный подход помогает рассмотреть явле­ния окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоз­зрение, научные представления – часть общего образования, культуры

Рис. 2. На­уч­ный под­ход по­мо­га­ет рас­смот­реть явле­ния окру­жа­ю­ще­го мира в их един­стве и мно­го­об­ра­зии, вы­ра­бо­тать свое мировоз­зрение, на­уч­ные пред­став­ле­ния – часть об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, куль­ту­ры (Ис­точ­ник)

2. По­зна­ва­тель­но-объ­яс­ни­тель­ная – осу­ществ­ля­ет по­зна­ние и объ­яс­не­ние уст­ройства мира и за­ко­нов его раз­ви­тия. (Рис. 3)

По­зна­вая дей­ст­ви­тель­ность, че­ло­век стре­мит­ся уяс­нить пра­ви­ла и за­ко­но­мер­но­сти, ко­то­рым под­чи­нен ок­ру­жаю­щий мир

Рис. 3. По­зна­вая дей­ст­ви­тель­ность, че­ло­век стре­мит­ся уяс­нить пра­ви­ла и за­ко­но­мер­но­сти, ко­то­рым под­чи­нен ок­ру­жаю­щий мир (Ис­точ­ник)

3. Про­гно­сти­че­ская – осу­ществ­ля­ет про­гно­зи­ро­ва­ние последст­вий из­ме­не­ния окру­жа­ю­ще­го мира, рас­крывает воз­мож­ные опас­ные тен­ден­ции раз­ви­тия об­ще­ства, фор­му­ли­ру­ет рекомен­дации по их пре­одо­ле­нию. (Рис. 4)

Прогнозировать будущее возможно с помощью научных методов, а также возможно предвидеть сам результат предсказания

Рис. 4. Про­гно­зи­ро­вать бу­ду­щее воз­мож­но с по­мо­щью на­уч­ных ме­то­дов, а также воз­мож­но пред­ви­деть сам ре­зуль­тат пред­ска­за­ния (Ис­точ­ник)

Ре­зуль­та­том на­уч­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся си­сте­ма зна­ний, фор­ми­ру­ю­щая на­уч­ную кар­ти­ну мира, ко­то­рая от­ра­жа­ет за­ко­ны и за­ко­но­мер­но­сти, дей­ству­ю­щие в при­ро­де и об­ще­стве, дает воз­мож­ность объ­яс­нить и пред­ска­зать про­те­ка­ю­щие в них про­цес­сы и яв­ле­ния.

Осо­бен­но­сти науки

1.Целью на­уч­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ис­сле­до­ва­ние объ­ек­тив­ных за­ко­нов и за­ко­но­мер­но­стей, дей­ству­ю­щих в при­ро­де и об­ще­стве.

2. На­уч­ное зна­ние не за­ви­сит от вли­я­ния по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та. В от­ли­чие от дру­гих спо­со­бов от­ра­же­ния дей­стви­тель­но­сти, на­уч­ное зна­ние не может быть субъ­ек­тив­ным.

3. На­уч­ное по­зна­ние ра­ци­о­наль­но.

4. На­уч­ное зна­ние имеет си­стем­ный ха­рак­тер. Вза­и­мо­свя­зан­ные по­ня­тия и суж­де­ния об­ра­зу­ют на­уч­ные тео­рии, ко­то­рые рас­кры­ва­ют за­ко­ны и за­ко­но­мер­но­сти, дей­ству­ю­щие в ис­сле­ду­е­мой об­ла­сти. При этом эле­мен­ты на­уч­но­го зна­ния не долж­ны про­ти­во­ре­чить друг другу.

5. На­уч­ное по­зна­ние до­ка­за­тель­но, то есть ис­ти­на на­уч­но­го зна­ния долж­на быть обос­но­ва­на.

6. На­уч­ные зна­ния про­ве­ря­е­мы (ве­ри­фи­ци­ру­е­мы) и вос­про­из­во­ди­мы.

7. Каж­дая наука имеет свой объ­ект и пред­мет. Один и тот же объ­ект может изу­чать­ся раз­лич­ны­ми на­у­ка­ми. Но каж­дая наука имеет свой соб­ствен­ный пред­мет – ту от­но­си­тель­но са­мо­сто­я­тель­ную сто­ро­ну объ­ек­та, ко­то­рая на­хо­дит­ся в цен­тре вни­ма­ния дан­ной науки.

8. Наука имеет свой спе­ци­фи­че­ский язык, с по­мо­щью ко­то­ро­го обо­зна­ча­ют­ся по­ня­тия и ка­те­го­рии.

9. На­ли­чие соб­ствен­ной со­во­куп­но­сти ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния.

На­уч­ные ме­то­ды

Метод – это спо­соб по­зна­ния объ­ек­та изу­че­ния.

1. Фи­ло­соф­ские ме­то­ды опре­де­ля­ют наи­бо­лее общие под­хо­ды и прин­ци­пы на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния – диа­лек­ти­че­ский и ме­та­фи­зи­че­ский ме­то­ды.

2. Об­ще­на­уч­ные ме­то­ды при­ме­ня­ют­ся во всех на­у­ках – ана­лиз, син­тез, де­дук­ция, ин­дук­ция, ана­ло­гия и др.

3. Част­но­на­уч­ные ме­то­ды при­ме­ня­ют­ся той или иной на­у­кой и обу­слов­ле­ны при­ро­дой изу­ча­е­мо­го объ­ек­та – метод опро­сов (со­цио­ло­гия).

Клас­си­фи­ка­ция наук

1. Есте­ствен­ные – науки о при­ро­де: фи­зи­ка, химия, био­ло­гия и т. д. (Рис. 5)

Физические, химические явления

Рис. 5. Фи­зи­че­ские, хи­ми­че­ские яв­ле­ния (Ис­точ­ник)

2. Гу­ма­ни­тар­ные – науки об об­ще­стве: ис­то­рия, со­цио­ло­гия, по­ли­то­ло­гия и т. д. (Рис. 6)

Повесть временных лет – наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII в.

Рис. 6. По­весть вре­мен­ных лет – наи­бо­лее ран­ний из до­шед­ших до нас древ­не­рус­ских ле­то­пис­ных сво­дов на­ча­ла XII в. (Ис­точ­ник)

Гу­ма­ни­тар­ные науки – это дис­ци­пли­ны, изу­ча­ю­щие че­ло­ве­ка в сфере его ду­хов­ной, ум­ствен­ной, нрав­ствен­ной, куль­тур­ной и об­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти.

1. Аб­стракт­ные – науки об иде­аль­ных объ­ек­тах, т. е. объ­ек­тах, со­здан­ных че­ло­ве­че­ским со­зна­ни­ем: ма­те­ма­ти­ка, ло­ги­ка. (Рис. 7)

Евклид (греч. около 365 – около 300 до н. э.) – древнегреческий математик и признанный основоположник математики

Рис. 7. Ев­клид (греч. около 365 – около 300 до н. э.) – древ­не­гре­че­ский ма­те­ма­тик и при­знан­ный ос­но­во­по­лож­ник ма­те­ма­ти­ки (Ис­точ­ник)

Любой вывод, сде­лан­ный на есте­ствен­ном языке, об­ла­да­ет чисто фор­маль­ным со­дер­жа­ни­ем (смысл рас­суж­де­ния может быть раз­де­лён на форму мысли и соб­ствен­но со­дер­жа­ние), если можно по­ка­зать, что он яв­ля­ет­ся част­ным при­ме­не­ни­ем аб­стракт­но­го уни­вер­саль­но­го пра­ви­ла, ко­то­рое от­вле­ка­ет­ся от вся­ко­го кон­крет­но­го пред­ме­та, свой­ства или от­но­ше­ния. Имен­но этот вывод с чисто фор­маль­ным со­дер­жа­ни­ем на­зы­ва­ют на­уч­но ло­ги­че­ским вы­во­дом.

Внут­рен­ние за­ко­ны науки:

- пре­ем­ствен­ность (со­хра­не­ние по­ло­жи­тель­но­го со­дер­жа­ния ста­рых зна­ний в новых);

- че­ре­до­ва­ние от­но­си­тель­но спо­кой­ных пери­одов раз­ви­тия и пе­ри­о­дов «кру­той ломки»; фун­да­мен­таль­ных за­ко­нов и прин­ци­пов (на­уч­ные ре­во­лю­ции);

- со­че­та­ние про­цес­сов диф­фе­рен­ци­а­ции и ин­теграции;

- углуб­ле­ние и рас­ши­ре­ние про­цес­сов матема­тизации и ком­пью­те­ри­за­ции.

Нау­ка есть по­сти­же­ние ми­ра, в ко­то­ром мы жи­вем. Со­от­вет­ст­вен­но, нау­ку при­ня­то оп­ре­де­лять как вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ную и вы­со­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную дея­тель­ность по про­из­вод­ст­ву объ­ек­тив­ных зна­ний о ми­ре, вклю­чаю­щем и са­мо­го че­ло­ве­ка. Вме­сте с тем про­из­вод­ст­во зна­ний в об­ще­ст­ве не са­мо­дос­та­точ­но, оно не­об­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния и раз­ви­тия жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/nauka?seconds=0&chapter_id=351

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=YiGxFm5MldQ

источник преентации - http://metodichka.ucoz.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/prezentacii/prezentacija_k_uroku_obshhestvoznanija_quot_nauka_quot_dlja_11_klassa_profil/7-1-0-137

http://www.youtube.com/watch?v=nROjktnOytw

http://www.youtube.com/watch?v=aI0P7ZpTYFo

Файлы