11 класс. Обществознание. Искусство

11 класс. Обществознание. Искусство

Комментарии преподавателя

 

Ис­кус­ство – цен­траль­ное звено эс­те­ти­че­ской куль­ту­ры, осо­бая форма об­ще­ствен­но­го со­зна­ния.

Су­ще­ству­ет ряд тео­рий про­ис­хож­де­ния ис­кус­ства:

- био­ло­ги­за­тор­ская – про­ис­хож­де­ние ис­кус­ства из по­треб­но­сти при­вле­че­ния вни­ма­ния про­ти­во­по­лож­но­го пола. (Рис. 1)

И. Н. Крамской, пишущий портрет своей дочери

Рис. 1. И. Н. Крам­ской, пи­шу­щий порт­рет своей до­че­ри (Ис­точ­ник)

Ис­кус­ство воз­ни­ка­ет из ду­шев­но­го вол­не­ния, пси­хи­ки, на­хо­дя­щей­ся в со­сто­я­нии кон­флик­та, в мо­мен­ты пре­об­ра­зо­ва­ния и пе­ре­клю­че­ния энер­гии эле­мен­тар­ных вле­че­ний на цели вы­со­кой твор­че­ской де­я­тель­но­сти;

- иг­ро­вая – при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния ис­кус­ства в по­треб­но­сти рас­хо­до­ва­ния че­ло­ве­ком нерас­тра­чен­ной в тру­до­вой де­я­тель­но­сти энер­гии, в необ­хо­ди­мо­сти тре­ни­ров­ки для усво­е­ния со­ци­аль­ных ролей (рис. 2);

Искусство имеет игровую природу

Рис. 2. Ис­кус­ство имеет иг­ро­вую при­ро­ду (Ис­точ­ник)

- ма­ги­че­ская – ис­кус­ство – форма раз­лич­ных видов магии, внед­рен­ной в по­все­днев­ную де­я­тель­ность еще пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка (рис. 3);

 «Магия искусства» – символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём

Рис. 3. «Магия ис­кус­ства» – сим­во­ли­че­ское дей­ствие или без­дей­ствие, на­прав­лен­ное на до­сти­же­ние опре­де­лён­ной цели сверхъ­есте­ствен­ным путём (Ис­точ­ник)

- тру­до­вая – ис­кус­ство – ре­зуль­тат труда (рис. 4).

Удивительные архитектурные сооружения – полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения

Рис. 4. Уди­ви­тель­ные ар­хи­тек­тур­ные со­ору­же­ния – по­лез­ные ка­че­ства про­из­ве­ден­ных пред­ме­тов ста­но­вят­ся объ­ек­том ху­до­же­ствен­но­го на­сла­жде­ния (Ис­точ­ник)

Ис­кус­ство – прак­ти­че­ская де­я­тель­ность че­ло­ве­ка, на­правленная на осво­е­ние и со­зда­ние эс­те­ти­че­ских ценнос­тей. Ис­кус­ство вы­ра­жа­ет эс­те­ти­че­ское от­но­ше­ние к миру. Оно со­зда­ет осо­бую ре­аль­ность – ху­до­же­ствен­ную, в ко­то­рой эс­те­ти­че­ское от­ра­же­ние мира, как пра­ви­ло, мало свя­за­но с ути­ли­тар­ны­ми по­треб­но­стя­ми че­ло­ве­ка.

В об­ще­стве су­ще­ству­ют раз­ные взгля­ды на ис­кус­ство: ис­кусство – под­ра­жа­ние при­ро­де; «при­ро­да – луч­ший ма­стер форм». Ис­кус­ство – твор­че­ское са­мо­вы­ра­же­ние лич­но­сти или зна­ко­во-сим­во­ли­че­ская кон­цеп­ция.

Пред­мет ис­кус­ства – че­ло­век, его от­но­ше­ния с окру­жающим миром и дру­ги­ми ин­ди­ви­да­ми, а также жизнь лю­дей в опре­де­лен­ных ис­то­ри­че­ских усло­ви­ях. Жизнь людей от­ра­жа­ет­ся в ис­кус­стве во всем мно­го­об­ра­зии в форме худо­жественных об­ра­зов, ко­то­рые, бу­дучи ре­зуль­та­том вы­мыс­ла, тем не менее яв­ля­ют­ся от­ра­же­ни­ем дей­стви­тель­но­сти и все­гда несут на себе от­пе­ча­ток ре­аль­но су­ще­ству­ю­щих пред­ме­тов, со­бы­тий и яв­ле­ний. С по­мо­щью ху­до­же­ствен­но­го об­ра­за про­исходит про­цесс ху­до­же­ствен­но­го обоб­ще­ния, вы­де­ле­ния су­щественных при­зна­ков по­зна­ва­е­мых пред­ме­тов.

Форма бытия ис­кус­ства – ху­до­же­ствен­ное произведе­ние, име­ю­щее ви­до­вую и жан­ро­вую опре­де­лен­ность и осу­ществляющееся в ка­че­стве ма­те­ри­аль­но­го пред­ме­та – знака, ко­то­рый пе­ре­да­ет людям опре­де­лен­ную ху­до­же­ствен­ную кон­цепцию, об­ла­да­ю­щую эс­те­ти­че­ской цен­но­стью.

Ис­кус­ство как фе­но­мен куль­ту­ры под­раз­де­ля­ют на ряд ви­дов, каж­дый из ко­то­рых об­ла­да­ет спе­ци­фи­че­ским язы­ком, своей зна­ко­вой си­сте­мой:

1. ар­хи­тек­ту­ра (зод­че­ство) (рис. 5)

Королевский замок Шамбор, Франция

Рис. 5. Ко­ро­лев­ский замок Шам­бор, Фран­ция (Ис­точ­ник)

Ар­хи­тек­ту­ра или зод­че­ство – ис­кус­ство про­ек­ти­ро­вать, стро­ить зда­ния и со­ору­же­ния (также их ком­плек­сы);

2. жи­во­пись (жанры: порт­рет, на­тюр­морт, пей­заж, бы­то­вой жанр, ани­ма­ли­сти­че­ский жанр, ис­то­ри­че­ский жанр) (рис. 6);

Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность

Рис. 6. Жи­во­пись – вид изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, свя­зан­ный с пе­ре­да­чей зри­тель­ных об­ра­зов по­сред­ством на­не­се­ния кра­сок на твёр­дую или гиб­кую по­верх­ность (Ис­точ­ник)

3. скульп­ту­ра (станко­вая, де­ко­ра­тив­ная, мо­ну­мен­таль­ная) (рис. 7);

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов; в широком значении слова – искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах

Рис. 7. Скульп­ту­ра – вид изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, про­из­ве­де­ния ко­то­ро­го имеют объ­ём­ную форму и вы­пол­ня­ют­ся из твёр­дых или пла­сти­че­ских ма­те­ри­а­лов; в ши­ро­ком зна­че­нии слова – ис­кус­ство со­зда­вать из глины, воска, камня, ме­тал­ла, де­ре­ва, кости и дру­гих ма­те­ри­а­лов изоб­ра­же­ние че­ло­ве­ка, жи­вот­ных и иных пред­ме­тов при­ро­ды в ося­за­тель­ных, те­лес­ных их фор­мах (Ис­точ­ник)

Также вы­де­ля­ют такие виды ис­кус­ства, как ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка, театр, цирк, балет, кино, фо­то­ис­кус­ство, эст­ра­да.

Ис­кус­ство как форма ху­до­же­ствен­но­го по­зна­ния об­ла­да­ет спе­ци­фи­кой: яв­ля­ет­ся об­раз­ным и на­гляд­ным; ис­поль­зу­ет осо­бые спо­со­бы вос­про­из­ве­де­ния окру­жа­ю­щей действитель­ности, сред­ства, при по­мо­щи ко­то­рых про­ис­хо­дит со­зда­ние ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов (слово; звук; цвет и т. д.); иг­ра­ет боль­шую роль в про­цес­се по­зна­ния, во­об­ра­же­ния и фан­та­зии по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та.

Ис­кус­ство вы­пол­ня­ет в об­ще­стве мно­же­ство разнообраз­ных функ­ций, по по­во­ду со­дер­жа­ния ко­то­рых между сторон­никами раз­лич­ных тео­рий ве­дут­ся споры.

Функ­ции ис­кус­ства

1. Сущ­ность по­зна­ва­тель­ной функ­ции со­сто­ит в том, что ис­кус­ство дает че­ло­ве­ку зна­ния о мире и о самом че­ло­ве­ке. Но если наука по­зна­ет мир по­сред­ством до­сти­же­ния ис­ти­ны, мо­раль от­ра­жа­ет мир через ка­те­го­рии добра и зла, то ис­кус­ство обо­га­ща­ет че­ло­ве­ка зна­ни­я­ми в ху­до­же­ствен­но-об­раз­ной форме. Оно учит ви­деть мир сквозь приз­му об­раз­но­сти, давая че­ло­ве­ку воз­мож­ность са­мо­му пе­ре­ве­сти эти об­ра­зы в ра­ци­о­наль­ную форму. Ис­кус­ство не имеет целью да­вать людям ка­кие-ли­бо спе­ци­аль­ные зна­ния, как, на­при­мер, наука. Оно не стре­мит­ся вы­яв­лять за­ко­но­мер­но­сти или ре­шать ма­те­ри­аль­но-прак­ти­че­ские про­бле­мы. Как и наука, ис­кус­ство стре­мит­ся вы­явить общее, но в от­ли­чие от науки оно пред­став­ля­ет это общее не в виде обоб­щен­ных аб­страк­ций, а в виде кон­крет­ных чув­ствен­но-на­гляд­ных об­ра­зов.

2. Ис­кус­ство весь­ма ин­фор­ма­тив­но. Оно слу­жит для обоб­ще­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го опыта и вы­ра­же­ния его через иные формы ин­ди­ви­ду­аль­но­го. Эти формы при­ни­ма­ют вид про­из­ве­де­ний ли­те­ра­ту­ры, кино, жи­во­пи­си, му­зы­ки, те­ат­ра и т. п. В про­из­ве­де­ни­ях ис­кус­ства во­пло­ща­ют­ся куль­тур­но-ис­то­ри­че­ские, на­ци­о­наль­ные, ре­ли­ги­оз­ные и дру­гие осо­бен­но­сти той или иной эпохи, того или иного на­ро­да, а также осо­бен­но­сти ма­стер­ства и ми­ро­вос­при­я­тия са­мо­го твор­ца про­из­ве­де­ния. По­сред­ством этих тво­ре­ний не толь­ко пе­ре­да­ет­ся ин­фор­ма­ция об от­ра­жен­ном в них мире, но и уста­нав­ли­ва­ют­ся ком­му­ни­ка­тив­ные связи между ав­то­ром и зри­те­лем или чи­та­те­лем, а также между са­ми­ми по­чи­та­те­ля­ми ис­кус­ства, по­сколь­ку оно за­став­ля­ет людей об­ме­ни­вать­ся мне­ни­я­ми, вы­ра­жать свои по­зи­ции, вы­ска­зы­вать от­но­ше­ние к про­из­ве­де­ни­ям ис­кус­ства. Все это со­став­ля­ет со­дер­жа­ние ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­тив­ной функ­ции ис­кус­ства.

3. Цен­ност­но-ори­ен­ти­ру­ю­щая функ­ция ис­кус­ства про­яв­ля­ет­ся дво­я­ко: с одной сто­ро­ны, сами про­из­ве­де­ния ис­кус­ства яв­ля­ют­ся куль­тур­ны­ми цен­но­стя­ми, при­об­ре­та­ют для людей осо­бую зна­чи­мость; с дру­гой сто­ро­ны, то со­дер­жа­ние, ко­то­рое несет ис­кус­ство, ори­ен­ти­ру­ет людей в си­сте­ме об­ще­ствен­ных цен­но­стей, дает воз­мож­ность вы­брать для себя жиз­нен­ные ори­ен­ти­ры.

4. Близ­кой по со­дер­жа­нию к цен­ност­но-ори­ен­ти­ру­ю­щей функ­ции яв­ля­ет­ся функ­ция вос­пи­та­тель­ная. Ис­кус­ство все­гда пред­по­ла­га­ет воз­дей­ствие на ми­ро­воз­зре­ние и по­ве­де­ние людей. По­сред­ством сво­е­го про­из­ве­де­ния ху­дож­ник стре­мит­ся пе­ре­дать зри­те­лю, слу­ша­те­лю, чи­та­те­лю близ­кие ему нормы и цен­но­сти об­ще­ствен­ной жизни. Ис­тин­ное ис­кус­ство несет вы­со­кий гу­ма­ни­сти­че­ский заряд, ори­ен­ти­ру­ет на до­сти­же­ние иде­а­ла. Но этот идеал не сво­дит­ся к «по­ло­жи­тель­но­му ге­рою-иде­а­лу», он яв­ля­ет­ся эс­те­ти­че­ским иде­а­лом, ко­то­рый при­зван вы­зы­вать у людей доб­рые чув­ства, же­ла­ния и по­ступ­ки, несмот­ря на то, что автор может об­ра­щать­ся при этом и к от­ри­ца­тель­ным об­ра­зам, и к са­ти­ре.

5. Эс­те­ти­че­ской функ­ции ис­кус­ства уже древ­ние при­да­ва­ли пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние. Она со­сто­ит в спо­соб­но­сти ис­кус­ства фор­ми­ро­вать эс­те­ти­че­ские вкусы, спо­соб­но­сти и по­треб­но­сти че­ло­ве­ка, про­буж­дать его твор­че­ское на­ча­ло, до­став­лять удо­воль­ствие и на­сла­жде­ние от со­зер­ца­ния пре­крас­но­го.

Струк­ту­ра ис­кус­ства

В ис­кус­стве при­ня­то вы­де­лять виды, о них мы уже го­во­ри­ли (жи­во­пись, ар­хи­тек­ту­ра, скульп­ту­ра, ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка, театр, кино и дру­гие), роды (на­при­мер, эпи­че­ский и ли­ри­че­ский), жанры (на­при­мер, по­весть, роман, поэма в ли­те­ра­ту­ре; сюита, ора­то­рия, сим­фо­ния в му­зы­ке; порт­рет, пей­заж, на­тюр­морт в жи­во­пи­си; го­ти­ка, ба­рок­ко, клас­си­цизм в ар­хи­тек­ту­ре).

Чаще всего, го­во­ря о струк­тур­ных эле­мен­тах ис­кус­ства, имеют в виду его виды. Де­ле­ние ис­кус­ства на раз­лич­ные виды обу­слов­ле­но как мно­го­об­ра­зи­ем сфер дей­стви­тель­но­сти, охва­ты­ва­е­мых ху­до­же­ствен­ным твор­че­ством, так и мно­го­об­ра­зи­ем форм вы­ра­же­ния твор­цом сво­е­го эс­те­ти­че­ско­го ви­де­ния мира. Гра­ни­цы между от­дель­ны­ми ви­да­ми ис­кус­ства не аб­со­лют­ны, неред­ко они со­че­та­ют­ся или вза­и­мо­про­ни­ка­ют. В связи с этим обыч­но виды ис­кус­ства делят на про­стые и слож­ные (син­те­ти­че­ские). В ос­но­ве про­сто­го вида ис­кус­ства лежит одно сред­ство ху­до­же­ствен­но­го вы­ра­же­ния (жи­во­пись, по­э­зия, скульп­ту­ра и т. п.). Для слож­но­го вида ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние несколь­ких ху­до­же­ствен­но-вы­ра­зи­тель­ных средств (театр, кино, балет и т. п.).

Су­ще­ству­ю­щая си­сте­ма видов ис­кус­ства ис­то­ри­че­ски из­мен­чи­ва. Рас­ши­ре­ние гра­ниц ху­до­же­ствен­но­го твор­че­ства при­во­дит к по­яв­ле­нию новых видов. На­при­мер, в XX в. воз­ник­ли такие виды ис­кус­ства, как кино, фо­то­гра­фия, фор­ми­ру­ет­ся те­ле­ис­кус­ство.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/iskusstvo?seconds=0&chapter_id=351

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=CqfN_pRaZBk

источник презенатции -http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6384-duhovnaya-sfera-obschestva-podgotovka-k-ege.html

http://www.youtube.com/watch?v=QR4bep69wU4

http://www.youtube.com/watch?v=yMeJOJ_GK7o

Файлы