11 класс. Обществознание. Семья и её роль в современных обществах

11 класс. Обществознание. Семья и её роль в современных обществах

Комментарии преподавателя

Семья оказывает огромное влияние на становление личности и развитие общества. Состояние семьи показывает степень продвижения общества по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социокультурного развития. Важное значение в наше время имеет экономическая самостоятельность и материальное благополучие семьи, которые поддерживают процесс раскрепощения личности, характерный для начала XXI века.

Вопрос классу. Как вы понимаете, что такое семья и что такое брак?

Под браком в социологии понимается форма отношений между мужчиной и женщиной, реализующих естественную потребность людей в продолжении рода. Эта форма во многом обусловлена культурно – историческими факторами.

Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и, как социальный институт. В последнем случае подразумевается неразрывная взаимосвязь семьи и общества. С одной стороны, общество морально поддерживает и закрепляет в праве супружеские и родительские отношения, оказывает государственную поддержку семье. Вместе с тем семья выполняет важные общественные функции.

Вопрос классу. Какие функции выполняет семья в обществе?

Схема на доске

Учитель. Давайте на примере развития общества проследим развитие брачно – семейных отношений.

Вопрос классу.  Назовите начальный этап развития любого общества. Как назывался коллектив людей в таком обществе? (первобытное общество – человеческое стадо).

С появлением орудий труда общество переходит на следующую стадию. Какую? (Родовая община). Люди осваивают медь, совершенствуют орудия труда, на смену родовой общине приходит… (соседская). Все мы с вами живем в более совершенном типе общества (современном).

Схема на доске

Человеческое стадо      родовая община       соседская община      современное общество

Согласно этапам развития общества можно выделить этапы становления брачно – семейных отношений.

Задание классу. Познакомьтесь с фрагментами из средневековой русской и зарубежной литературы. Выявите ряд основных черт патриархальной семьи.

В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гунтера, что он просватал ее за некого рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду по­ступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».

Фрагменты из русского «Домостроя»:

«Казни сына своего от юности его, и даст кра­соту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аше то жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет... Дщерь ли имаши: положи на них грозу свою».

«Жены мужей своих вопрошают о всяком благо­чинии... И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и тюрити по его наказанию».

Основные черты патриархальной семьи:

  • Зависимость жены от мужа,
  • Подчинение младших воле старших.

Учитель. Существует несколько версий возникновения патриархальной семьи. Прослушайте их и скажите, какая, на ваш взгляд, причина является более убедительной и реальной. Свой ответ аргументируйте.

  • Естественное неравенство полов,
  • Именно мужчина с переходом к рабовладению  и частной собственности стал обладателем богатств,
  • Мужчины заняли господствующее положение в общественной жизни, что было следствием связи военного статуса с правом принятия политических решений.

Вопрос классу. Каково состояние современной семьи? Какие изменения в ней произошли по сравнению с патриархальной?

  1. Более широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни
  2. Независимость женщины от мужчины.
  3. Уменьшение числа детей в семьях во многих развитых странах.

Последняя тенденция развития современной семьи является одной из причин кризиса современной семьи.

Кризис семьи проявляется:

- в росте числа разводов,

- в увеличении количества добрачных и внебрачных детей,

- во взаимном отчуждении членов семьи,

- в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей,

- в увеличении числа неполных семей.

Задание классу. Попробуйте выделить причины и последствия кризиса семьи.

Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, т.е. таких, которые не признаны ни церковью, ни государством. В таких семьях жену и мужа связывают только взаимные чувства и устный договор.

1. Кто и почему вступает в гражданский  брак? (молодые специалисты, студенты, вчерашние школьники, те, кто временно устраивает свою жизнь(длительно командированные, стажеры), те, кто опасается что развод повредит их карьере или приведет к значительным имущественным потерям)

2. Когда такой брак уместен?

3. Назовите положительные и отрицательные стороны такой формы брачного союза?

(«+» - репетиция семейных отношений, позволяющих обрести опыт совместной жизни; такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве своем распадаются через 5-7 лет; защита имущественных прав супругов;

«- «- нет прочности положения, серьезности отношений; отрицательное мнение общественности; болезненно реагируют дети).

Учитель. Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы.

Учитель. Д. Корнеги выделил 7 правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:

1.     не ворчите;

2.     не старайтесь перевоспитать своего супруга;

3.     не критикуйте;

4.     искренне восхищайтесь достоинствами супруга;

5.     уделяйте внимание супруге;

6.     будьте вежливы;

7.     читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.

Вопрос к классу: Какие пословицы кажутся вам устаревшими, а какие актуальными:

  • “Одному с женой радость, другому горе”.
  • “Муж задурит – половина двора сгорит, а жена задурит – и весь сгорит”.
  • “У мужа жена всегда виновата”.
  • “Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад”.

Какие еще вам известны пословицы о семейных отношениях?

III.Закрепление

Проблемные       задания.

1. О каком типе семьи говорят следующие посло­вицы, сложившиеся в средневековой Европе «Не досто­ин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены», «Шляпа должна командовать чепцом»?

2.  В последнее время в нашем обществе все чаще звучат призывы вернуться к устоям традиционной пат­риархальной семьи, в которой совместно проживают три поколения. При этом старшему поколению отво­дится особая роль в управлении семейными делами. Как вы относитесь к такой перспективе в раз­витии семейных отношений?  

3. Российский социолог И.Бестужев-Лада считает, что не так трудно создать семью, как ее сохранить. На нее сегодня обрушились «четыре джина», свирепствовавшие и до этого, но держав­шиеся в определенных рамках вековыми традициями, нравами, обычаями. К этим разрушающим се­мью силам социолог относит: пьянство мужа, со­вместное проживание супругов со свекровью или тещей, несправедливость в распределении домаш­них обязанностей, проявляющуюся чаще всего в бытовом паразитизме мужа, и бытовое хамство, т.е. неумение выходить из конфликтных ситуаций иначе, как безобразным скандалом. Согласны ли вы с исследователем в оценках причин распада семей? Что, на ваш взгляд, может сегодня обуздать этих «джиннов»?

4. Некоторые исследователи утверждают, что история развития семьи и ее нынешнее состояние позволяют сделать два основных вывода:

- семья — величайшая ценность общества;

  - патриархальная семья с мужской доминантой должна уступить место семье, построенной по мо­дели партнерства.

Согласны ли вы с этими выводами? Свою пози­цию аргументируйте.

  1. Домашнее задание: §7, записи в тетрадях, подобрать пословицы о семье.

 

 

источник конспекта - http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/02/25/konspekt-uroka-obshchestvoznaniya-v-11-klasse-semya

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=liPKLfRfVeU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=WVPNob4icbI

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/11968-semya-v-sovremennom-obschestve-zakonodatelstvo-semi.html

 

Файлы