Морфология и орфография. Местоимение как часть речи. 6 класс ( урок 131-153 )

Морфология и орфография. Местоимение как часть речи. 6 класс ( урок 131-153 )

Комментарии преподавателя

Конспект урока русского языка по теме: «Разряды местоимений» (6 класс)

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений находить местоимения в тексте, обобщать материал в таблице, повторения пунктуационных правил и норм.

Планируемые результаты:

Предметные – имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте, разряды местоимений; осуществляют правильную постановку знаков препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами; составляют и извлекают необходимую информацию из справочных источников.

Метапредметные:

Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.

План урока.

I. Организационный момент, сообщение темы. (слайд 1, 2)

Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование своей деятельности

II. Синтаксическая пятиминутка ( слайд 3).

Задание: предложение своего варианта записать, оформляя пунктуационно, предложение другого варианта прочитать, устно расставить знаки препинания.

1-й вариант: Всматриваясь в березовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые трудовые руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу.

2-й вариант: Вставая с первыми лучами, теперь она в поля спешит и, умиленными очами их озирая, говорит: «Простите, милые долины!».

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции.

III. Проблемное задание. Работа с текстом. ( слайд 4)

– К концу урока мы должны суметь найти в нем все местоимения (их 16), определить их разряд.

Каждый, кто хоть раз включал телевизор в веселые перестроечные годы, знает профессора Чайникова. Любую свою новую лекцию он начинал радостно и приветливо: «Дорогие друзья! Сегодня я расскажу вам о том, о чем вы все давно желаете узнать».

Никто и никогда на телевидении не знает, чем сегодня будет заниматься профессор. Страна под его руководством смело изготовляет шифер, разбирает холодильники и производит чернила домашним способом.

(По Э. Успенскому.)

 

YI. Фронтальный опрос. Актуализация знаний ( слайд 5).

- Что называется местоимением?

- На какие вопросы они отвечают?

- Как они изменяются?

- Как вы думаете, для чего нужны местоимения?

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

V. Объяснение нового. (слайд 6)

1. Беседа.

– Мы сегодня будем говорить о местоимении. Вспомните, что это за часть речи (можно посмотреть в § 55, упр. 646, пункт 1). В предложениях из синтаксической пятиминутки найдите и подпишите местоимения. Их 4, сложность может вызвать местоимение любую, если это местоимение ученики не узнали, вернитесь к этому предложению в конце урока.

– Все сведения о местоимении мы соберем в таблицу, которая будет называться «Разряды и написание местоимений». Заполнять таблицу мы начнем вместе, а продолжите вы самостоятельно.

(обращаем внимание на то, что разницу между вопросительными и отрицательными местоимениями можно увидеть только из контекста)

2.Оформление таблицы.

Расчертить двойной лист тетради, вверху написать название таблицы (Разряды и написание местоимений).

В первой колонке (≈ 3 см) будет информация о том, что надо знать о местоимении. В первой строке колонок будут написаны названия разрядов местоимений. Разделить лист, ширина колонки ≈ 3,5 см. (См. таблицу «Разряды и написание местоимений».)

– В первой строке без ошибок и без сокращений напишите названия разрядов.

– Первое, чему мы должны научиться сегодня, – узнавать местоимения. Поэтому вторая строка так и будет называться – «местоимения». Ваша задача: листая с. .. (§§ ...), записать все местоимения в колонки с названиями их разряда.

Если урок одиночный, то после выполнения этого задания вернуться к проблемному вопросу, выполнить первое задание, желательно самостоятельно.

– Следующая строка – «изменение». Задача – найти в текстах параграфов информацию о том, как изменяются местоимения разных разрядов, и кратко записать. Например, как изменяются указательные местоимения, показано в таблице. В случае затруднения можно обратиться к учителю.

Очередная строка – «правописание». Но не у всех разрядов местоимений эта строка будет заполнена. Написание многих местоимений не вызывает затруднений. Можно в виде подсказки на доске изобразить схемы, задача учащихся – определить, к каким местоимениям это относится.

Предпоследняя строка – «синтаксическая роль» – заполняется в виде символического обозначения члена предложения, которым может быть местоимение этого разряда, например: ему, hello_html_7cbf2b16.png я.

Последняя строка диктуется (или записывается на доске) учителем. Это номера контрольных упражнений, за которые будет поставлена отметка. Если не успели заполнить таблицу в классе – это домашнее задание.

 

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

VI. Закрепление изученного.

1. Работа с текстом. (cлайд 7).

Запишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, объясните их. Первые 6 учащихся справившихся с заданием сдают заполненные таблицы на проверку учителю, а остальные сверяют с эталоном на доске.

В монастырской кел…е у..кой,

В ч…тырёх глухих сте…ах

О з…мле о древнерусской

Быль записывал м…нах.

Он п…сал з…мой и летом,

Оз…рённый тусклым светом.

Он п…сал из года в год

Про в…ликий наш наро… .

О нашестви.... Батыя

Нап…сал он в грозный час,

И сл…ва его пр…стые

Скво…ь века д…шли до нас.

–Найдите личные местоимения, употребленные в тексте.

–Какими особенностями они обладают?

–К кому можно обращаться, если мы употребляем местоимения 3-го лица?

2. Коллективная работа

Учитель диктует предложения, учащиеся должны определить, каким членом предложения является местоимение.

Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало. Никто не знал ответа на вопрос. Такой зимы я не видел давно. Сколько раз тебе говорить, иди делай уроки!

3. Задание по вариантам: просклонять местоимения мы, себя (1в); себя, они (2в). ( слайд 8).

4. Написать изложение-миниатюру по лингвистическому тексту об употреблении местоимений ты и вы, дополнив его своими рассуждениями. ( слайд 9).

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия; анализ и синтез объектов.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность; поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

YI. Рефлексия. ( слайд 10)

– Над какой темой работали на уроке?

- Какие задания выполняли?

- Какие качества помогли в выполнении заданий?

- Кто доволен своей работой на уроке?


 

Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог; личностное самоопределение

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

VII. Домашнее задание.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.