Морфология и орфография. Местоимение как часть речи. 6 класс ( урок 131-153 )

Морфология и орфография. Местоимение как часть речи. 6 класс ( урок 131-153 )

Комментарии преподавателя

Тема урока: Местоимение как часть речи

Цель: дать понятие о местоимении как части речи, формировать умение узнавать местоимения и характеризовать их, развивать учебно-познавательную, информационную, коммуникативную компетенцию уч-ся, воспитывать уважение, интерес к русскому языку и лингвистике в целом.

Ход урока

1.Организационный момент: Эмоциональный настрой. (на доске  изображение солнышка слайд 1)

Слайд 2-тема,

Слайд 3-цель

-Посмотрите, какое ласковое веселое солнышко нас сегодня встречает.

Давайте и мы с вами улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего урока.

Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Ребята,  я рада вас видеть. Садитесь.

2.Орфографическая разминка: на карточках написаны словарные слова, вставьте орфограмму карандашом:

Миллион, миллиард, одиннадцать, километр, миллиметр, тысяча.

Обменяйтесь, проверьте.

-У кого 1 ошибка?

-У кого 2?

-У кого больше? Нужно подучить.

3.Стадия вызова(работа со слайдом №4) текст «Одна историйка»

Едут два человека в трамвае. Один другому говорит:

-А на вам муха!

-Не на вам, а на вас.

-На мине?

-Да не на мине, а на мне!

-Я и говорю на вам!

-Какие слова вызывают комический эффект?(местоимения) Назовите их.

-В чем заключалась ошибка одного из героев этой историйки?

-Как бы вы употребили мест?

- В какой форме записан данный отрывок?(диалог)

-А что такое диалог?

4.Раб по теме урока:

1)Синтаксический разбор предложения:

-Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала звучность, богатство слов и выражений.

-Вместо какого слова употреблено во 2-ом предложении слово «в нем»? для чего? (чтобы избежать повтора)

Вывод: для чего используется местоимение в речи? (местоимение в речи используется для благозвучия, для разнообразия).

2)О красоте русского языка высказывались многие русские поэты и писатели (слайд5):

И.С.Тургенев: называл наш язык великим, могучим, правдивым и свободным.

Л.Н.Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

К.Паустовский: Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точно выражения.

-Обратите внимание на страницу №.. нашего учебника. Зачитайте высказывание  Паустовского о русском языке.                                                            

- Что такое любовь к родине по его мнению?                                                                                                                      

- Как называл он человека, равнодушного к родному языку?                                                                                                              

 - Не интересующийся родным языком человек безразличен к чему, по словам Паустовского?

3)Раб со сл 6: текст про весну:

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое солнце и начнется настоящая весна.

- Каким словом во 2-м предложении заменено слово «Весна»? Что оно обозначает? (указывает на предмет, не называя его)

Вывод: она – местоимение, общее значение - указывает на предмет, не называя его.

-Для чего использует автор эту замену? Какова ее функция? (чтобы не было повтора, связывает 2 предложения)

-На какие вопросы отвечают выделенные местоимения?

-Каким членом предложения являются?

-Определите падеж выделенных  местоимений

-В каком роде, числе и падеже стоит сл «такая»? Как вы это определили? (по существительному)

-Поставьте данное местоимение «такая» в форму м.р., в форму мн.ч.

-Сделайте вывод об изменении местоимения (по родам, числам и падежам)

-Сформулируйте правило: что такое местоимение? (сл7:  алгоритм)

4)Давайте проверим, верно ли мы дали определение такой части речи как местоимение (Чтение правила на стр ... учебника)

5 Закрепление:  

1)прослушивание текста:

В доме у нас жил колючий ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его назвали Пушком.

-Можно ли назвать данный отрывок текстом? Почему?

-Что такое текст?

-Придумайте ему название.

2) Работа у доски:

К доске, записать прослушанный текст, объяснить знаки препинания

- Подчеркните  местоимение и существительное, которое оно заменяет. С какой целью автор использовал замену?

- Найдите глагол, строение которого соответствует схеме (гладили)

- Найдите в тексте антонимы (мягкий - колючий)

6. Подведение итогов (сл8): из данного отрывка назовите все местоимения:

Я, ты, он, она – вместе дружная страна.

Вместе дружная семья, в слове «мы» сто тысяч «я».

-Найдите числительное. Какого разряда данное числительное? Почему? А по составу оно какое?

7.Рефлексия:

Определение настроения в конце урока по блинчикам.

8.Д/з

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.