11 класс. Обществознание. Потребитель в системе экономических отношений.

11 класс. Обществознание. Потребитель в системе экономических отношений.

Комментарии преподавателя

            1. Потребитель как субъект экономических отношений.

Во всех случаях, когда человек вступает в отношения с продавцом производителем, подрядчиком, работником коммунальных служб, банковским кассиром, пользуется общественным транспортом или платными образовательными услугами, он является потребителем              один из субъектов экономических отношений. В рыночном хозяйстве главной фигурой является потребитель. Своими деньгами он «голосует» за понравившийся ему товар и услугу, создаёт спрос , через который определяется ассортимент, качество и цена товара и дальнейшее развитие производства.

Главным потребителем производительных благ (продукты питания, одежда, мебель, бытовая техника и др.) является семья (домашнее хозяйство).

Потребителем инвестиционных товаров (станки, оборудование, стройматериалы и др.) являются предприятия (фирмы), государство.

             Потребителем выступает семья (основная потребительская единица в экономике), предприятие (фирмы), государство.

Товары и услуги разные. Рынки тоже.

Цель потребителя – приобрести хорошего качества товар и подешевле (такая психология покупателя)

Но возможности потребителя ограничены семейным бюджетом, ценами, ассортиментом товаров.

При командной дефицитной экономике СССР потребитель был лишен свободы выбора, существовал негласный лозунг «Бери, пока дают!»

В рыночной экономике свобода поведения определяет суверенитет потребителя, т.е. право самостоятельно принимать решения. Сейчас рынок наполнен товарами, а деньги зарабатываются упорным трудом. Поэтому важно грамотно  осуществить свой потребительский выбор, чтобы потом не сожалеть о напрасно потраченных деньгах. По данным специалистов маркетинга - (англ. – рынок) деятельности направленной на формирование и удовлетворение потребностей человека в процессе обмена, молодые потребители непропорционально много тратят денег на модную одежду, стереоаппаратуру, книги и пр. Они представляют собой очень привлекательный ранок так как настроены тратить, откладывать деньги. В поиске информации потребитель может обратиться к следующим источникам:

- личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые)

- коммерческие источники (реклама, продавцы, упаковка, выставка)

- общедоступные источники (СМИ)

- источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара)

Наибольший объём информации потребитель получает из коммерческих источников. А вот самыми эффективными являются личные источники.

Рассмотрим поведение потребителя на рынке товаров и услуг.

Допустим, вы хотите приобрести…..

С чего начать?

- опрос близких о том , где можно купить

- оценка рынка данного товара (изучение рекламы, ассортимента товара, цены)

- выбор специального магазина (сведения о качестве и свойствах товара, о гарантийном сроке обслуживания, о доставке и установке

- внимание на объявления о днях распродаж, скидках на товар

Анализ всех факторов поможет сделать выгодную покупку.

О чём ещё должен знать грамотный потребитель?

В неравных условиях с продавцом (они профессионалы. Их цель – продать больше и подороже) потребителю (любителю) необходимо знание основных норм законодательства. В РФ действует закон «О защите прав потребителя»

Но вернёмся к выбору нашей покупки. Мы сделали выбор.

Всегда ли мы можем купить желаемое?

Увы, нет. Наши действия ограничивают наши доходы.

 

2. Доходы и расходы.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ полученных или произведённых домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. В то же время доход – это доля субъекта в ВНП,  доставшаяся ему в процессе распределения и выражения преимущественно в денежной форме.

Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решения, какую часть дохода израсходовать (т.е. потребить) сегодня, а какую отложить на будущее на непредвиденный случай (на случай нетрудоспособности, оплаты образования, повышения профессионального уровня и др.). Определенная часть дохода откладывается в виде сбережения.

Сбережения – доходы неизрасходованные на приобретение товаров и услуг в рамках текущего потребления.

 Сбережения осуществляют как домохозяйство (люди), так и фирмы, и страны. Например: сбережения нашего государства – это золотовалютный запас страны (= 107 млрд. $), стабилизационный фонд.

В условиях экономической и финансовой нестабильности в стране при высоком уровне инфляции есть один надежный способ размещения сбережений потребителю – это приобретение недвижимости (квартира дом, дача), цены на которые растут быстрее, чем обесцениваются деньги.

            Уровень жизни человека зависит не только от его доходов, но и от того насколько разумно тратит он деньги.

Для наиболее полного удовлетворения потребностей требуется четкое планирование расходов. Если ваши личные доходы не превышают обязательные расходы, то вряд ли вы можете себе позволить произвольные расходы.

Анализируя данные о расходах потребителей разных стран ученые сделали вывод: чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы. Немецкий исследователь – статист Эрнест Энгель (1821-1896 гг.) впервые установил закономерную связь между доходами населения и структурой потребления.

Закон Энгеля гласит:

«С ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, увеличивается часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров и услуг, являющихся продуктами не первой необходимости».

При дальнейшем повышении доходов увеличиваются затраты на высокооплачиваемые товары и услуги. По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.

Таблица.

 

страна

 

доля расходов на питание

%

США

10-15 %

Франция

12-15%

РФ

40-48%

 

Подумайте, как экономическое положение страны влияет на этот показатель?

3. Заработная плата в рыночной системе.

Значительную часть своих доходов люди получают через рынок труда. На этом рынке продаётся и покупается особый товар – рабочая сила. В качестве покупателей рабочей силы, как товара выступают предприниматели, а качестве продавцов – трудоспособное население.

Цена рабочей силы – это заработная плата (которая является основным источником дохода в России и других странах).

Что влияет на зарплату?

Качество работы, квалификация, производительность труда работника

Существуют несколько систем оплаты труда:

1) повременная зарплата (зависит от величины проработанного времени);

2) сдельная зарплата (зависит от количества выполненных работ);

3) смешанная (сочетание элементы повременной и сдельной оплаты труда).

В условиях рыночной системы предприниматели учитывают индивидуальные результаты работы (компетентность, добросовестность), стимулируя их оплату (в зависимости от финансового состояния предприятия).

Многие люди (особенно молодёжь) стремятся найти высокооплачиваемую работу. Между ищущими возникает конкуренция. Кто будет больше конкурентоспособен? На рынке труда существует важная особенность – это предел падения цены на товар (рабочую силу), т.е. МРОТ (минимальный размер оплаты труда) – гарантируемый минимум зарплаты. Он должен определятся прожиточным минимумом – минимумом средств необходимых, чтобы прожить. 

годы

 

МРОТ (в руб.)

прожиточный

минимум (в руб.)

2001 г.

300 р.

1243 р.

2002 г.

450 р.

1574 р.

2003 г.

600 р.

2137 р.

2005 г.

800 р.

2399 р.

 2007 г.

1400 р.

3590 р.

2012

4600р.

5600

 

 В экономической литературы часто встречается выражение за «чертой бедности». В России принято считать, что границы бедности проходят на уровне от 2 до 1 прожиточного минимума, ниже начинается нищета.

Чтобы поднять заработную плату до равновесного состояния  российское правительство  взяло курс на борьбу с бедностью, на повышение уровня жизни в стране.

 

*********************************************

При ана­ли­зе по­ве­де­ния по­тре­би­те­ля эко­но­ми­че­ская тео­рия ис­хо­дит из пред­по­сыл­ке о том, что это по­ве­де­ние яв­ля­ет­ся ра­ци­о­наль­ным. Мы уже го­во­ри­ли о том, что один из цен­траль­ных пред­ста­ви­те­лей клас­си­че­ской школы – Адам Смит ввел тер­мин homo economicus, т. е. че­ло­век эко­но­ми­че­ский. Это озна­ча­ет, что, на­хо­дясь в усло­ви­ях огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов и имея все воз­рас­та­ю­щие по­треб­но­сти, че­ло­век ста­ра­ет­ся или по­лу­чить мак­си­маль­ную вы­го­ду при опре­де­лен­ных за­тра­тах, или ми­ни­ми­зи­ро­вать за­тра­ты для до­сти­же­ния опре­де­лен­ной вы­го­ды.

Ра­ци­о­наль­ное по­ве­де­ние пред­по­ла­га­ет це­ле­со­об­раз­ность де­я­тель­но­сти субъ­ек­та.

В ка­че­стве такой цели эко­но­ми­че­ская тео­рия при­зна­ет по­лу­че­ние мак­си­маль­ной по­лез­но­сти.

По­лез­ность яв­ля­ет­ся субъ­ек­тив­ной ка­те­го­ри­ей: делая выбор, по­тре­би­тель сам ре­ша­ет, что для него яв­ля­ет­ся более или менее по­лез­ным и какую по­треб­ность необ­хо­ди­мо удо­вле­тво­рить в первую оче­редь.

В рам­ках нео­клас­си­че­ской школы была раз­ра­бо­та­на так на­зы­ва­е­мая тео­рия пре­дель­ной по­лез­но­сти.

Она ос­но­ва­на на рас­смот­ре­нии двух ос­нов­ных фак­то­ров – общей и пре­дель­ной по­лез­но­сти.

Общая по­лез­ность (total utility) – это то удо­вле­тво­ре­ние, ко­то­рое че­ло­век по­лу­ча­ет от ис­поль­зо­ва­ния всех име­ю­щих­ся у него благ опре­де­лен­но­го вида. Пре­дель­ная по­лез­ность (marginal utility) – это из­ме­не­ние общей по­лез­но­сти при до­бав­ле­нии еще одной еди­ни­цы блага.

Был сфор­му­ли­ро­ван закон убы­ва­ю­щей пре­дель­ной по­лез­но­сти, ко­то­рый гла­сит, что по мере уве­ли­че­ния ко­ли­че­ства по­треб­ля­е­мо­го блага по­лез­ность каж­дой до­пол­ни­тель­ной еди­ни­цы будет па­дать.

Рас­смот­рим на гра­фи­ке связь общей и пре­дель­ной по­лез­но­сти. Кри­вая общей по­лез­но­сти по­ка­зы­ва­ет, что по мере уве­ли­че­ния по­треб­ле­ния, по­лез­ность (ко­то­рая из­ме­ря­ет­ся в юти­лях) воз­рас­та­ет. Од­на­ко кри­вая пре­дель­ной по­лез­но­сти имеет от­ри­ца­тель­ный на­клон, что ил­лю­стри­ру­ет закон убы­ва­ния пре­дель­ной по­лез­но­сти. Мы видим, что когда общая по­лез­ность до­сти­га­ет мак­си­му­ма, пре­дель­ная по­лез­ность по­треб­ля­е­мо­го блага равна нулю. Если пред­по­ло­жить, что по­тре­би­тель по­ве­дет себя нера­ци­о­наль­но и про­дол­жит при­об­ре­тать это благо, то кри­вая TU при­об­ре­тет от­ри­ца­тель­ный на­клон, а MU будет иметь от­ри­ца­тель­ное зна­че­ние.

От­ме­тим, что кри­вая пре­дель­ной по­лез­но­сти вы­гля­дит так же, как и кри­вая спро­са. Это го­во­рит нам о том, что по­тре­би­тель будет при­об­ре­тать до­пол­ни­тель­ные еди­ни­цы то­ва­ра лишь в том слу­чае, если они будут про­да­вать­ся по очень низ­кой цене. То есть об­рат­ная за­ви­си­мость объ­е­ма спро­са от цены яв­ля­ет­ся в том числе след­стви­ем убы­ва­ю­ще­го ха­рак­те­ра пре­дель­ной по­лез­но­сти.

Кри­вая, ко­то­рая де­мон­стри­ру­ет си­ту­а­цию вы­бо­ра по­тре­би­те­ля, на­зы­ва­ет­ся кри­вой без­раз­ли­чия (когда речь идет о фир­мах, ей со­от­вет­ству­ет кри­вая про­из­вод­ствен­ных воз­мож­но­стей).

По осям от­кла­ды­ва­ет­ся ко­ли­че­ство раз­ных благ, между ко­то­ры­ми вы­би­ра­ет по­тре­би­тель.

На этом гра­фи­ке су­ще­ству­ет зона за­ме­ще­ния – такой уча­сток, на котом воз­мож­на эф­фек­тив­ная за­ме­на од­но­го блага дру­гим. Так же мы можем отоб­ра­зить бюд­жет­ную линию – она от­ра­жа­ет, какая ком­би­на­ция по­треб­ле­ния до­ступ­на ин­ди­ви­ду при име­ю­щем­ся у него до­хо­де. Точки, на­хо­дя­щи­е­ся внут­ри, озна­ча­ют, что не весь доход по­тре­би­те­ля по­тра­чен. Если точка рас­по­ла­га­ет­ся на бюд­жет­ной линии, зна­чит, все до­ступ­ные сред­ства из­рас­хо­до­ва­ны.

Если точка ока­зы­ва­ет­ся за пре­де­ла­ми этой линии – такой набор то­ва­ров яв­ля­ет­ся недо­ступ­ным.

Сов­ме­ще­ние кри­вой без­раз­ли­чия и бюд­жет­ной линии дает нам пред­став­ле­ние о рав­но­ве­сии по­треб­ле­ния. Если доход по­тре­би­те­ля будет расти, то бюд­жет­ная линия сме­стит­ся впра­во.

Если при этом из­ме­нит­ся цена на один из то­ва­ров, до­пу­стим, она сни­зит­ся на товар Х, то бюд­жет­ная линия из­ме­нит­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом (см. ниже).

Ита­льян­ский эко­но­мист Виль­фре­до Па­ре­то сфор­му­ли­ро­вал сле­ду­ю­щее суж­де­ние: «Вся­кое из­ме­не­ние, ко­то­рое не при­но­сит убыт­ков, а неко­то­рым людям при­но­сит поль­зу (по их соб­ствен­ной оцен­ке), яв­ля­ет­ся улуч­ше­ни­ем».

Оп­ти­му­мом яв­ля­ет­ся такая си­ту­а­ция, когда нель­зя улуч­шить свое по­ло­же­ние без ухуд­ше­ния ка­ко­го-ли­бо фак­то­ра.

Оп­ти­мум Па­ре­то яв­ля­ет­ся кри­те­ри­ем эко­но­ми­че­ской эф­фек­тив­но­сти.

Тео­рия по­ве­ден­че­ско­го по­треб­ле­ния яв­ля­ет­ся важ­ной ча­стью эко­но­ми­че­ской тео­рии, так как ожи­да­ния той или иной стра­те­гии этого по­ве­де­ния опре­де­ля­ет про­из­вод­ствен­ную де­я­тель­ность.

Это озна­ча­ет эко­но­ми­че­ский су­ве­ре­ни­тет по­тре­би­те­ля.

Па­ра­докс воды и брил­ли­ан­тов

Су­ще­ству­ет из­вест­ный па­ра­докс воды и брил­ли­ан­тов, ко­то­рый впер­вые был сфор­му­ли­ро­ван А. Сми­том. Его суть за­клю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем: по­че­му цена воды, ко­то­рая зна­чи­тель­но по­лез­нее для че­ло­ве­ка, зна­чи­тель­но ниже цены на брил­ли­ан­ты? Ответ на этот во­прос дает рас­смот­рен­ный нами закон убы­ва­ю­щей по­лез­но­сти. Вода встре­ча­ет­ся на Земле го­раз­до чаще брил­ли­ан­тов, а это озна­ча­ет, что нам проще осу­ще­ствить при­рост по­треб­ле­ния этого блага, что ведет к сни­же­нию по­лез­но­сти и, со­от­вет­ствен­но, к па­да­нию цены на него. Цен­ность брил­ли­ан­тов обу­слов­ле­на не столь­ко их по­лез­но­стью, сколь­ко ред­ко­стью. Сход­ное яв­ле­ние опи­сы­ва­ет эф­фект Веб­ле­на, когда при про­чих рав­ных усло­ви­ях чем выше цена на опре­де­лен­ные то­ва­ры, тем выше спрос на них, а па­де­ние цены рас­смат­ри­ва­ет­ся как сиг­нал об ухуд­ше­нии его ка­че­ства.

Эф­фект за­ме­ще­ния и эф­фект до­хо­да

Эф­фект за­ме­ще­ния озна­ча­ет, что от­но­си­тель­ное уде­шев­ле­ние од­но­го то­ва­ра при­во­дит к росту объ­е­ма спро­са на него. Если цена на товар сни­зи­лась, но при этом по­тре­би­тель при­об­рел такое его ко­ли­че­ство, ко­то­рое ему из­на­чаль­но и было нужно, мы имеем дело с эф­фек­том до­хо­да (т. е. у по­тре­би­те­ля оста­лись день­ги).

Если мы имеем дело с нор­маль­ны­ми то­ва­ра­ми, то оба эф­фек­та дей­ству­ют в одном на­прав­ле­нии – вы­зы­ва­ют уве­ли­че­ние спро­са при сни­же­нии цены. Если рас­смат­ри­ва­е­мые блага от­но­сят­ся к низ­шей ка­те­го­рии, то эф­фект до­хо­да будет озна­чать сни­же­ние спро­са на такой товар.

РА­ЦИ­О­НАЛЬ­НОСТЬ – со­от­вет­ствие, обос­но­ван­ность, це­ле­со­об­раз­ность, про­ти­во­по­лож­ность ир­ра­ци­о­наль­но­сти.

НЕО­КЛАС­СИ­ЧЕ­СКАЯ ШКОЛА – на­прав­ле­ние в за­пад­ной по­ли­ти­ке, эко­но­ми­ке, ме­то­до­ло­гии, ос­но­ву ко­то­ро­го со­став­ля­ет тео­рия мар­жи­на­лиз­ма. Она стре­мит­ся обос­но­вать оп­ти­маль­ное ис­поль­зо­ва­ние ре­сур­сов и вы­явить прин­ци­пы уста­нов­ле­ния эко­но­ми­че­ско­го рав­но­ве­сия в усло­ви­ях сво­бод­ной кон­ку­рен­ции, све­сти к ми­ни­му­му го­су­дар­ствен­ное вме­ша­тель­ство в эко­но­ми­ку.

ПА­РЕ­ТО, ВИЛЬ­ФРЕ­ДО (1848–1923) – ита­льян­ский эко­но­мист и со­цио­лог, пред­ста­ви­тель ма­те­ма­ти­че­ской школы в по­лит­эко­но­мии. Пы­тал­ся ма­те­ма­ти­че­ски обос­но­вать вза­и­мо­за­ви­си­мость эко­но­ми­че­ских фак­то­ров, вклю­чая цену. Па­ре­то рас­смат­ри­вал об­ще­ство как пи­ра­ми­ду, на­вер­ху ко­то­рой на­хо­дят­ся немно­гие вы­со­ко­ода­рен­ные люди, со­став­ля­ю­щие элиту. Ис­то­рия, по Па­ре­то, – арена по­сто­ян­ной борь­бы элит за власть, в ходе ко­то­рой осу­ществ­ля­ет­ся их смена («цир­ку­ля­ция элит»).

ВЕБ­ЛЕН, ТОР­СТЕЙН (1857–1929) – аме­ри­кан­ский со­цио­лог, эко­но­мист, пуб­ли­цист. Ос­но­во­по­лож­ник ин­сти­ту­ци­о­наль­но­го на­прав­ле­ния в по­ли­ти­че­ской эко­но­мии. Док­тор фи­ло­со­фии (1884). Веб­лен счи­тал, что в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке по­тре­би­те­ли под­вер­га­ют­ся все­воз­мож­ным видам об­ще­ствен­но­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го дав­ле­ния, вы­нуж­да­ю­щих их при­ни­мать нера­зум­ные ре­ше­ния. Имен­но бла­го­да­ря Веб­ле­ну в эко­но­ми­че­скую тео­рию вошло по­ня­тие «пре­стиж­ное или по­каз­ное по­треб­ле­ние», по­лу­чив­шее на­зва­ние «эф­фект (Па­ра­докс) Веб­ле­на». Сто­рон­ник со­ци­аль­но­го дар­ви­низ­ма. Осо­бую роль в об­ще­ствен­ном раз­ви­тии от­во­дил тех­ни­че­ской ин­тел­ли­ген­ции. Идеи Веб­ле­на стали ос­но­вой раз­лич­ных тео­рий тех­но­кра­тии.

НОР­МАЛЬ­НЫЕ БЛАГА – блага, по­треб­ле­ние ко­то­рых воз­рас­та­ет или па­да­ет про­пор­ци­о­наль­но к до­хо­ду по­тре­би­те­ля. Эла­стич­ность спро­са по до­хо­ду у нор­маль­но­го блага яв­ля­ет­ся по­ло­жи­тель­ной.

НИЗ­ШИЕ БЛАГА – в тео­рии по­треб­ле­ния то­ва­ры, спрос на ко­то­рые умень­ша­ет­ся при росте до­хо­да. С ро­стом до­хо­да кри­вая спро­са на такое благо сдви­га­ет­ся влево. Эла­стич­ность спро­са по до­хо­ду непол­но­цен­ных благ от­ри­ца­тель­на. Осо­бой ка­те­го­ри­ей непол­но­цен­ных благ яв­ля­ют­ся блага Гиф­фе­на.

 

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=KqQv1-3RPRQ

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=WNmMb1GclHI

источник презентации - http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/chelovek-v-sisteme-ehkonomicheskikh-otnoshenijj0.html

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bchelovek-i-ekonomikab/potrebitel-v-sisteme-ekonomicheskih-otnosheniy?seconds=0&chapter_id=350

http://www.youtube.com/watch?v=d0kV7Oet4xY

http://www.youtube.com/watch?v=Y8zgMw8T09g - заставка

http://www.youtube.com/watch?v=vISRzxVHnXE

http://www.youtube.com/watch?v=tw2nQn84Brk

http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2012/12/22/otkrytyy-urok-po-obshchestvoznaniyu-v-11-klassechelovek

http://www.iserov.ru

http://kuspehy.ru/tag/zakon-pareto/

http://sociolog.in.ua/view_person.php?id=37

Файлы