9 класс. Биология. Наследование признаков, сцепленных с полом

9 класс. Биология. Наследование признаков, сцепленных с полом

Комментарии преподавателя

 Наследование признаков,  сцепленных с полом

Пол – это со­во­куп­ность мор­фо­ло­ги­че­ских, фи­зио­ло­ги­че­ских, био­хи­ми­че­ских, по­ве­ден­че­ских и дру­гих при­зна­ков ор­га­низ­ма, обу­слав­ли­ва­ю­щих ре­про­дук­цию. Пол ор­га­низ­ма, как и любой при­знак, раз­ви­ва­ет­ся, с одной сто­ро­ны, под вли­я­ни­ем ге­но­ти­па, с дру­гой – фак­то­ров внеш­ней среды. Для раз­лич­ных ор­га­низ­мов вли­я­ние ге­но­ти­па и фак­то­ров внеш­ней среды на опре­де­ле­ние пола раз­лич­но, то есть у одних ор­га­низ­мов – че­ло­век, боль­шин­ство мле­ко­пи­та­ю­щих – опре­де­ля­ю­щим яв­ля­ет­ся ге­но­тип, у дру­гих – рыбы, неко­то­рые черви – фак­тор внеш­ней среды.

При­зна­ки, гены ко­то­рых на­хо­дят­ся в по­ло­вых хро­мо­со­мах, на­зы­ва­ют­ся сцеп­лен­ные с полом. Ге­не­ти­ка нашла ответ на во­прос: по­че­му рож­да­ет­ся при­бли­зи­тель­но оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство маль­чи­ков и де­во­чек. Со­от­но­ше­ние полов сов­па­да­ет с со­от­но­ше­ни­ем при ана­ли­зи­ру­ю­щем скре­щи­ва­нии, когда один ор­га­низм ге­те­ро­зи­го­тен, а вто­рой го­мо­зи­го­тен. Если пол на­сле­ду­ет­ся по этому прин­ци­пу, то можно пред­по­ло­жить, что один ор­га­низм в от­но­ше­нии пола дол­жен быть ге­те­ро­зи­го­тен – Аа, а вто­рой го­мо­зи­го­тен – аа.

Типы опре­де­ле­ния хро­мо­сом: го­мо­га­мет­ный – пол, в ко­то­ром по­ло­вые хро­мо­со­мы оди­на­ко­вы, и ге­те­ро­га­мет­ный – пол, в ко­то­ром по­ло­вые хро­мо­со­мы раз­ные. Хро­мо­со­мы, по ко­то­рым раз­ли­ча­ет­ся муж­ской и жен­ский пол, на­зы­ва­ют­ся по­ло­вы­ми хро­мо­со­ма­ми. Оди­на­ко­вые хро­мо­со­мы у самца и самки носят на­зва­ние х-хро­мо­со­мы, а хро­мо­со­мы, по ко­то­рым раз­ли­ча­ет­ся пол, носят на­зва­ние у-хро­мо­со­мы. Оди­на­ко­вые хро­мо­со­мы обоих полов на­зы­ва­ют­ся ауто­со­ма­ми. Для че­ло­ве­ка и мле­ко­пи­та­ю­щих ха­рак­тер­но со­от­но­ше­ние: у жен­ско­го пола – ХХ, а у муж­ско­го пола – ХY. У птиц на­о­бо­рот: жен­ский пол имеет хро­мо­сом­ный набор ХY, а муж­ской – ХХ (Рис. 1). Это очень важно при ре­ше­нии ге­не­ти­че­ских задач.


Рис. 1. Ха­рак­тер­ные со­от­но­ше­ния жен­ских и муж­ских по­ло­вых хро­мо­сом (Ис­точ­ник)

На­ли­чие по­ло­вых хро­мо­сом объ­яс­ня­ет не толь­ко по­ло­вые раз­ли­чия между жи­вы­ми ор­га­низ­ма­ми (Рис. 2), но и их со­от­но­ше­ние по полу один к од­но­му.

Рис. 2. Схема раз­де­ле­ния между ор­га­низ­ма­ми (Ис­точ­ник)

Жен­ский пол про­из­во­дит га­ме­ты Х, муж­ской пол про­из­во­дит два типа гамет ХY, в ре­зуль­та­те их сли­я­ния об­ра­зу­ют­ся ор­га­низ­мы, в рав­ной сте­пе­ни несу­щие жен­ские хро­мо­со­мы, ХХ, и ор­га­низ­мы, несу­щие хро­мо­со­мы муж­ские, ХY.

Рож­да­ет­ся маль­чи­ков и де­во­чек все-та­ки не оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство, в сред­нем в мире на сто рож­ден­ных де­во­чек при­хо­дит­ся сто три рож­ден­ных маль­чи­ка.

Это со­от­но­ше­ние с воз­рас­том ме­ня­ет­ся, так, к юно­ше­ству оно со­став­ля­ет сто на сто, к пя­ти­де­ся­ти годам на сто жен­щин при­хо­дит­ся семь­де­сят пять муж­чин, а к вось­ми­де­ся­ти пяти – на сто жен­щин уже пять­де­сят муж­чин.

Это вто­рич­ное со­от­но­ше­ние полов, ко­то­рое свя­за­но с раз­лич­ной жиз­не­спо­соб­но­стью муж­ско­го и жен­ско­го пола. Че­ло­век и мле­ко­пи­та­ю­щие жи­вот­ные муж­ско­го пола наи­бо­лее под­вер­же­ны вли­я­нию окру­жа­ю­щей среды и менее жиз­не­спо­соб­ны, по­это­му с воз­рас­том со­от­но­ше­ние полов ме­ня­ет­ся.

Для за­ко­но­мер­но­стей Мен­де­ля неваж­но, какой пол несет то или иной при­знак, они вы­пол­ня­ют­ся в любом слу­чае. Но си­ту­а­ция ме­ня­ет­ся, если ген на­хо­дит­ся в по­ло­вых хро­мо­со­мах. Y- хро­мо­со­ма ге­не­ти­че­ски инерт­на, она прак­ти­че­ски не со­дер­жит ни­ка­ких важ­ных генов для вы­жи­ва­ния ор­га­низ­ма, а в Х-хро­мо­со­ме рас­по­ла­га­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство генов. К при­ме­ру, там на­хо­дят­ся гены, ко­то­рые от­ве­ча­ют за свер­ты­ва­е­мость крови, цве­то­вос­при­я­тие, форму и раз­мер зубов.

Томас Гент Мор­ган пред­ло­жил при­зна­ки, рас­по­ла­га­ю­щи­е­ся в Х-хро­мо­со­ме, на­звать при­зна­ка­ми, сцеп­лен­ны­ми с полом.

Рас­смот­рим вли­я­ние гена, на­хо­дя­ще­го­ся в Х- хро­мо­со­ме, на его про­яв­ле­ние на при­ме­ре ге­мо­фи­лии (несвер­ты­ва­е­мо­сти крови).

Здо­ро­вая жен­щи­на, в роду у ко­то­рой были ге­мо­фи­ли­ки, вышла замуж за здо­ро­во­го муж­чи­ну, какие дети ро­дят­ся в этом браке?

Н – нор­маль­ная свер­ты­ва­е­мость

h – ге­мо­фи­лия

Ре­зуль­та­ты дан­но­го скре­щи­ва­ния пред­став­ле­ны на Ри­сун­ке 3.

Рис. 3. Ре­зуль­та­ты скре­щи­ва­ния (Ис­точ­ник)

XHXh – ге­но­тип ма­те­ри; ХНY – ге­но­тип отца.

Га­ме­ты, об­ра­зу­ю­щи­е­ся в жен­ском ор­га­низ­ме, – XH и Xh, га­ме­ты, об­ра­зу­ю­щи­е­ся в муж­ском ор­га­низ­ме, – ХН и Y.

В F1 мы можем ви­деть сле­ду­ю­щие ге­но­ти­пы: здо­ро­вая жен­щи­на, здо­ро­вый муж­чи­на, но­си­тель-жен­щи­на и ге­мо­фи­лик-муж­чи­на.

Сама жен­щи­на здо­ро­ва, но она ге­те­ро­зи­гот­на по гену, вы­зы­ва­ю­ще­му ге­мо­фи­лию, это ти­пич­ный слу­чай на­сле­до­ва­ния ре­цес­сив­но­го при­зна­ка, сцеп­лен­но­го полом. По та­ко­му же прин­ци­пу на­сле­ду­ет­ся и цве­то­вос­при­я­тие че­ло­ве­ка. До­ми­нант­ный ген от­ве­ча­ет за нор­маль­ное вос­при­я­тие цвета, а ре­цес­сив­ный ген, ко­то­рый рас­по­ло­жен в Х-хро­мо­со­ме, от­ве­ча­ет за из­ме­нен­ное цве­то­вос­при­я­тие, на­зы­ва­е­мое даль­то­низм, – за­бо­ле­ва­ние, при ко­то­ром че­ло­век не раз­ли­ча­ет крас­ный и зе­ле­ный цвета.

Жен­щи­ны, яв­ля­ясь но­си­те­ля­ми гена ге­мо­фи­лии и даль­то­низ­ма, сами прак­ти­че­ски не стра­да­ют этими за­бо­ле­ва­ни­я­ми, а муж­чи­ны стра­да­ют этими за­бо­ле­ва­ни­я­ми го­раз­до чаще.

 Заключение

Мы об­су­ди­ли опре­де­ле­ние пола на ге­не­ти­че­ском уровне и как на­сле­ду­ют­ся при­зна­ки, со­дер­жа­щи­е­ся в по­ло­вых хро­мо­со­мах, вы­яс­ни­ли, что при­зна­ки, сцеп­лен­ные с полом, на­сле­ду­ют­ся неза­ви­си­мо от при­зна­ков, опре­де­ля­ю­щих пол.

 источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/nasledovanie-priznakov-stseplennyh-s-polom

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=pI2g1wr4jTg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=FLOmfhn6s4o

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=h5N1QCaFipA

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=71FiLbxURFw

источник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/7525-genetika-pola-nasledovanie-sceplennoe-s-polom.html

Файлы