11 класс. Обществознание. Основные макроэкономические модели.

11 класс. Обществознание. Основные макроэкономические модели.

Макроэкономика. Основные модели макроэкономического равновесия.

Комментарии преподавателя

Макроэкономическая модель представляет собой формализованное описание различных макроэкономических процессов и явлений.

В макроэкономике используются разнообразные по форме модели:

  • Вербальные модели.

  • Модели в виде уравнений.

  • Графические модели.

  • Модели в виде схем и диаграмм.

Задачей макроэкономической модели является

выявлениефункциональных взаимосвязей (или отсутствие таковых) между переменными, которые входят в ее состав.

Эндогенные (внутренние)переменные – это неизвестные переменные, чью динамику (поведение) необходимо изучить и получить данные об их поведении в ходе решения (анализа) модели.

Экзогенные (внешние)переменные – это известные переменные, которые мы принимаем как заданные (извне по отношению к модели).

Например, в известной вам графической модели «совокупный спрос – совокупное предложение» в качестве эндогенных переменныхвыступают:

  • общий объем производства (или доход), измеряемый одним из соответствующих агрегатов;

  • уровень цен, измеряемый индексами цен.

При изменеии эндогенных переменных происходит движение вдоль одной и той же кривой совокупного спроса (или одной и той же кривой совокупного предложения).

В качестве экзогенныхе переменных в той же модели рассматриваются, в частности:

  • Инструменты бюджетно-налоговой политики (госрасходы и налоги).

  • Инструменты денежно-кредитной политики (учетная ставка, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке), изменяющие объем денежного предложения.

Изменение экзогенных переменных сдвигают кривую совокупного спроса и/или кривую совокупного предложения.

Любая модель является абстрактной, но именно в силу своей абстрактности она позволяет выявить устойчивые причинно-следственные связи и, следовательно, сформулировать макроэкономические закономерности.

Так как объектом макроэкономического анализа выступает национальная экономика  как целое (объект очень сложный, многосторонний и противоречивый), невозможно создать универсальную модель, модель, которая включала бы в себя все макроэкономические переменные.

Объективная трудность при разработке моделей связана также с обеспечением достаточности предпосылок построения моделис точки зрения поставленной цели, чтобы избежать ошибочных выводов в том числе и для макроэкономической политики.

Таким образом, структура модели определяется не только объективными свойствами анализируемого объекта. Она зависит также от субъективно-целевой установки  исследователя, которая напрямую зависит от принадлежности разработчика к той или иной школе макроэкономического анализа.

В макроэкономике, в отличие от микроэкономики, существуют серьезные разногласия между представителями различных научных школ и направлений. Эти разногласия, в частности, связаны с тем, что в макроэкономике особенно силен нормативный, т.е. оценочный аспект анализа, что в свою очередь обусловлено теснейшей взаимосвязью между макроэкономикой и макроэкономической политикой.

Существует множество макроэкономических школ, но основных направления два:

    • Классическое(или неоклассическое, наиболее заметные современные последователи этого направления -монетаристы).

    • Кейнсианское (последователи теории Дж.М. Кейнса).

Как вам известно, представители разных школ по-разному определяют факторы, существенные для анализа той или иной макроэкономической проблемы, поэтому они создают различные модели для анализа поведения одних и тех же переменных и приходят к разным, иногда противоположным выводам.

Очень важно выявить причины этих разногласий.

Главное различие между представителями классического и кейнсианского направлений, как вам известно, состоит в отношении к роли государства: кейнсианцы - за активную роль государства в экономике, классики (и все их последователи, в том числе и монетаристы) - против.

Однако это скорее идеологическое различие. Его, конечно, нельзя не учитывать, но для нас важно выявить различия вметодологиианализа функционирования экономики как единого целого. Именно они определяют различия в подходе к созданию моделей.

  • Классики (и все современные их последователи включая монетаристов) являются приверженцамидолгосрочного анализа.

Результатом функционирования экономики в долгосрочном аспекте выступает рост совокупного объема производства (национального дохода), т.е экономический рост. Некоторые современные последователи классического долгосрочного анализа во главу угла ставят проблему экономического роста, создавая долгосрочные динамические модели.

Современное государство является активным макроэкономическим субъектом, проводя макроэкономическую политику, долгосрочным следствием которой, по мнению представителей классического направления, являетсяинфляция.

Монетаризм как самостоятельная школа в макроэкономике выдвигает на первый план именно проблему инфляции,обусловленную, по их мнению, деятельностью государства.

Таким образом, макроэкономические модели всех последователей классической школы – это долгосрочные модели.

  • Из курса «Экономическая теория» известно, что возникновение макроэкономики как самостоятельного раздела науки связано с именем Дж.М. Кейнса. Именно Кейнс подверг критике установку классиков на долгосрочный анализ, указав, что более реалистическую картину функционирования экономикикак целого показываеткраткосрочный анализ, который позволяет:

    1. Выявить цикличность в развитии экономики и проанализировать ее причины.

    2. Выработать меры и инструменты управления циклическими колебаниями со стороны государственной экономической политики. Речь, как вам известно, идет об инструментах стабилизационной политики(бюджетно-налоговой и денежно-кредитной), предназначенной для достижения полной занятости.

Таким образом, кейнсианские модели преимущественно краткосрочные модели. (Долгосрочные динамические модели разработаны для анализа проблем собственно экономического роста.)

В макроанализе, в том числе при создании моделей, важно различать переменные запасаипеременные потока.

Переменные потока представляют количество чего-либо за определенный ПЕРИОД времени(за год):

  • уровень (объем) совокупного спроса, уровень (объем) совокупного предложения,

  • уровень дохода, выпуска,

  • количество теряющих (получающих) работу за год,

  • уровень (объем) инвестиций и т.п.

Переменные запаса характеризуют количество чего-либо на определенный МОМЕНТ времени:

    • национальное богатство,

    • количество безработных, уровень безработицы;

    • запас капитала в экономике.

Переменные потока и переменные запаса тесно взаимосвязанны:

  • изменение запаса выступает как результат изменения потока.

  • поток характеризует процесс изменения запаса.

Примеры: национальное богатство (переменная запаса) формируется из ВВП, который в свою очередь является переменной потока. Объем капитала (запас) изменяется за счет изменения объема инвестиций (поток).

Макроэкономические модели строятся преимущественно на основе использования переменных потока, хотя некоторые явления могут быть описаны непосредственно переменными запаса (например, безработица, количество денег в обращении).

В основе макроанализа лежит модель круговых потоков, или модель экономического кругооборота.

Из курса экономической теории вам известна элементарная форма модели экономического кругооборота: кругооборот ресурсов и продуктов, расходов и доходов в экономике.

3. Кругооборот ресурсов и продуктов, расходов и доходов. Модель кругооборота ВВП. Утечки и инъекции. Общие условия макроэкономического равновесия.

В элементарной форме модели кругооборота  представлены только два макроэкономических субъекта (сектора): домашние хозяйства и фирмы, т.е. рассматривается закрытая (замкнутая) экономика без участия государства.

Модель, в частности, показывает:

  1. Движение денежного потока «доходы – расходы»опосредует движениенатурального потока «ресурсы – продукты», причем эти потоки движутся в противоположных направлениях.

  2. Расходыодних экономических агентов формируютдоходыдругих:

  • расходыфирм на издержки производства формируютфакторные доходыдомашних хозяйств;

  • потребительскиерасходы домашних хозяйств формируютдоходы фирм.

Если мы исключим из рассмотрения рынки (механизм функционирования рынка исследуется в микроэкономике), то останутся потоки: натуральный поток (ресурсов, а также товаров и услуг) и встречный денежный поток (потребительских расходов и факторных доходов домашних хозяйств).

Макроэкономика изучает преимущественно движение денежных потоков, но принимая во внимание, что они отражают движение реальных (натуральных) потоков.

В результате анализа модели мы приходим к следующему выводу:

национальная экономика функционирует бесперебойно (т.е характеризуется равновесием), если

суммарный объем расходов домашних хозяйств на покупку продукции отечественных фирм (поток потребительских расходов) = суммарному объему денежных доходов домашних хозяйств (потоку факторных доходов) = суммарному объему производства (потоку конечной потребительской продукции).

Этот вывод справедлив для закрытой экономики без государства и при условии, что домашние хозяйства весь доход направляют на потребление товаров и услуг, произведенных отчественным предпринимательским сектором (который производит только потребительские товары).

(Сумма факторных доходов, как известно, называется национальным доходом.)

Т.о. уже простейшая форма модели кругооборота дает нам представление об условии макроэкономического равновесия:

Факторные доходы = потребительские расходы = совокупный объем производства (выпуск) конечной продукции,

Однако данная трактовка условия макроэкономического равновесия настолько абстрактна, что в реальной действительности равновесие на макроуровне не может быть достигнуто, так как:

  • домашние хозяйства не тратят весь полученный доход на покупку товаров и услуг, они сберегают часть дохода;

  • часть факторных доходов домашних хозяйств идет на уплату налогов государству;

  • домашние хозяйства покупают продукцию не только отечественных фирм, но и делают закупки по импорту.

Все перечисленное выше предствляет собой «утечки» из потока доходы – расходы.

Утечкой (изъятием) называется любое использование факторных доходов не на покупку произведенной отечественной продукции.

Вы знаете три утечки:

  1. личные сбережения - S,

  2. чистые налоги (налоги минус трансферты) – T

  3. импорт - IM.

Каждой утечке соответствует «инъекция»:

    1. расходы фирмна покупку (создание) инвестиционных товаров - инвестиции -I,

    2. государственные расходына закупку товаров и услуг –G,

    3. расходы (остального мира) на экспорт -X.

Инъекцией (вливанием) называют расходы на покупку отечественной продукции не из факторных доходов домашних хозяйств.

Таким образом, мы приходим к выводу, что условие макроэкономического равновесия заключается

в равенствесуммы всех утечек сумме всех инъекций,

т.е. условие макроэкономического равновесия приобретает следующий вид:

S + T + IM= I + G + X.

Объединив модели,  мы получим более реалистичную форму модели экономического кругооборота, которая и лежит в основе макроэкономического анализа. Она называется моделью кругооборота ВВП или кругооборота национального дохода.

В этой модели представлены все четыре макроэкономические субъекта:

  • домашние хозяйства,

  • фирмы,

  • государство,

  • остальной мир.

Представлены в агрегированном виде и все рынки:

  • рынок продуктов (рынок благ, включающий как предметы потребления, так и средства производства),

  • рынок ресурсов (имеется в виду прежде всего рынок совокупной рабочей силы),

  • финансовый рынок.

Модель включает также утечки и инъекции.

СУБ­СИ­ДИИ – де­неж­ные сред­ства, по­со­бия, фи­нан­со­вая по­мощь, вы­де­лен­ные из го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та мест­ным ор­га­нам вла­сти, пред­при­я­ти­ям, на­се­ле­нию и пред­на­зна­чен­ные на стро­го опре­де­лен­ные цели.

СБЕ­РЕ­ЖЕ­НИЯ – часть де­неж­ных до­хо­дов на­се­ле­ния, ко­то­рую люди от­кла­ды­ва­ют для бу­ду­щих по­ку­пок, удо­вле­тво­ре­ния бу­ду­щих по­треб­но­стей; пред­став­ля­ют раз­ни­цу между рас­по­ла­га­е­мым до­хо­дом и по­тре­би­тель­ски­ми рас­хо­да­ми.

 ИН­ВЕ­СТИ­ЦИИ – дол­го­сроч­ные вло­же­ния ка­пи­та­ла в соб­ствен­ной стране или за ру­бе­жом в пред­при­я­тия раз­ных от­рас­лей, пред­при­ни­ма­тель­ские про­ек­ты, со­ци­аль­но эко­но­ми­че­ские про­грам­мы, ин­но­ва­ци­он­ные про­ек­ты. Дают от­да­чу через зна­чи­тель­ный срок после вло­же­ния.

 СТАВ­КА ПРО­ЦЕН­ТА – ве­ли­чи­на платы за ссу­жа­е­мые де­неж­ные или ма­те­ри­аль­ные сред­ства, вы­пла­чи­ва­е­мая ссу­до­по­лу­ча­те­лем (за­ем­щи­ком) ссу­до­да­те­лю (кре­ди­то­ру).

 ФИ­НАН­СО­ВЫЕ АК­ТИ­ВЫ вклю­ча­ют кас­со­вую на­лич­ность; де­по­зи­ты в бан­ках; вкла­ды; чеки; стра­хо­вые по­ли­сы; вло­же­ния в цен­ные бу­ма­ги; обя­за­тель­ствад­ру­гих пред­при­я­тий и ор­га­ни­за­ций по вы­пла­те средств за по­став­лен­ную про­дук­цию (ком­мер­че­ский кре­дит); порт­фель­ные вло­же­ния в акции иных пред­при ятий; па­ке­ты акций дру­гих пред­при­я­тий, да­ю­щие право кон­тро­ля; паи или до­ле­вые уча­стия в дру­гих пред­при­я­ти­ях.

ХИКС, ДЖОН (1904–1989), ан­глий­ский эко­но­мист. Ро­дил­ся в 1904 в Ли­минг­тоне, учил­ся в Окс­форд­ском уни­вер­си­те­те, был уче­ни­ком од­но­го из ли­де­ров фа­би­ан­ско­го дви­же­ния Дж.Коула. С 1926 пре­по­да­вал в Лон­дон­ской школе эко­но­ми­ки. В 1972 сов­мест­но с К.Эрроу был удо­сто­ен Но­бе­лев­ской пре­мии в об­ла­сти эко­но­ми­че­ской науки за вклад в раз­ра­бот­ку тео­рии об­ще­го рав­но­ве­сия и эко­но­ми­ки бла­го­со­сто­я­ния.

ПЕ­РЕ­ХОД­НАЯ ЭКО­НО­МИ­КА – эко­но­ми­ка, осу­ществ­ля­ю­щая пе­ре­ход из од­но­го со­сто­я­ния в дру­гое, в про­цес­се ко­то­ро­го про­ис­хо­дит ра­ди­каль­ное пре­об­ра­зо­ва­ние всей со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской си­сте­мы, транс­фор­ми­ру­ют­ся от­но­ше­ния соб­ствен­но­сти, ин­сти­ту­ты и ин­стру­мен­ты управ­ле­ния, цели и сред­ства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. При­ме­ни­тель­но к РФ пе­ре­ход­ная эко­но­ми­ка со­от­вет­ству­ет пе­ре­хо­ду от цен­тра­ли­зо­ван­но управ­ля­е­мой со­вет­ской эко­но­ми­ки к ры­ноч­ной эко­но­ми­ке.

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=NVgR48kAm6A

источник конспекта - http://www.studfiles.ru/preview/1045627/   и  http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bchelovek-i-ekonomikab/osnovnye-makroekonomicheskie-modeli?seconds=0&chapter_id=350

источник презентации - http://idrisovsha.ru/load/tema_makroehkonomicheskoe_ravnovesie_prezentacija/1-1-0-66 

http://www.youtube.com/watch?v=DBkOr8ilhRk

ИЛЛЮСТРАЦИИ

http://ppt4web.ru/ehkonomika/-vvedenie-v-makroehkonomiku.html

http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-3532.html

http://likesuccess.com/908173

http://www.bigapple.ru/category/sendvalues/biznes/finansy/question/denezhnye_aktivy/

Файлы