9 класс. Биология. Дигибридное скрещивание

9 класс. Биология. Дигибридное скрещивание

Комментарии преподавателя

 Дигибридное скрещивание

Ор­га­низ­мы раз­ли­ча­ют­ся по мно­гим генам и, как след­ствие, по мно­гим при­зна­кам. Чтобы од­но­вре­мен­но про­ана­ли­зи­ро­вать на­сле­до­ва­ние несколь­ких при­зна­ков, необ­хо­ди­мо изу­чить на­сле­до­ва­ние каж­дой пары при­зна­ков в от­дель­но­сти, не об­ра­щая вни­ма­ния на дру­гие пары, а затем со­по­ста­вить и объ­еди­нить все на­блю­де­ния. Имен­но так и по­сту­пил Мен­дель.

Скре­щи­ва­ние, при ко­то­ром ро­ди­тель­ские формы от­ли­ча­ют­ся по двум парам аль­тер­на­тив­ных при­зна­ков (по двум парам ал­ле­лей), на­зы­ва­ет­ся ди­ги­брид­ным. Ги­бри­ды, ге­те­ро­зи­гот­ные по двум генам, на­зы­ва­ют ди­ге­те­ро­зи­гот­ны­ми.

Мен­дель ис­сле­до­вал ха­рак­тер рас­щеп­ле­ния при скре­щи­ва­нии двух чи­стых линий го­ро­ха, раз­ли­ча­ю­щих­ся по двум при­зна­кам: цвету семян (жел­тые или зе­ле­ные) и форме семян (глад­кие или мор­щи­ни­стые) (Рис. 1).

При таком скре­щи­ва­нии при­зна­ки опре­де­ля­ют­ся раз­лич­ны­ми па­ра­ми генов: одна ал­лель от­ве­ча­ет за цвет семян, дру­гая – за форму. Жел­тая окрас­ка го­ро­шин (A) до­ми­ни­ру­ет над зе­ле­ной (a), а глад­кая форма (B) – над мор­щи­ни­стой (b).

Рис. 1. Скре­щи­ва­ние по двум при­зна­кам (Ис­точ­ник)

В пер­вом по­ко­ле­нии (F1) все особи, как и долж­но быть по пра­ви­лу еди­но­об­ра­зия ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния, имели жел­тые глад­кие го­ро­ши­ны и яв­ля­лись при этом ди­ге­те­ро­зи­го­та­ми. В даль­ней­шем Мен­дель про­во­дил скре­щи­ва­ние об­ра­зо­вав­ших­ся ор­га­низ­мов и по­лу­чил сле­ду­ю­щую кар­ти­ну (Рис. 2). Это ре­шет­ка Пен­не­та, по го­ри­зон­та­ли – че­ты­ре га­ме­ты от­цов­ско­го ор­га­низ­ма, по вер­ти­ка­ли – че­ты­ре га­ме­ты ма­те­рин­ско­го ор­га­низ­ма. По фе­но­ти­пу мы по­лу­чим сле­ду­ю­щее рас­щеп­ле­ние: 9 ор­га­низ­мов жел­тых глад­ких семян, 3 ор­га­низ­ма жел­тых мор­щи­ни­стых семян, 3 ор­га­низ­ма зе­ле­ных глад­ких семян и 1 зе­ле­ный мор­щи­ни­стый.

Рис. 2. Схема на­сле­до­ва­ния при­зна­ков при ди­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии (Ис­точ­ник)

Эта за­ко­но­мер­ность на­ве­ла Мен­де­ля на мысль о том, что каж­дый при­знак на­сле­ду­ет­ся са­мо­сто­я­тель­но и неза­ви­си­мо от осталь­ных, это легло в ос­но­ву его тре­тье­го за­ко­на – За­ко­на неза­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния: рас­щеп­ле­ние по каж­дой паре при­зна­ков идет неза­ви­си­мо от осталь­ных.

За­да­ча на дом.

Какие дети могут ро­дить­ся в семье, где мама имеет карие глаза и пря­мые во­ло­сы, а папа имеет го­лу­бые глаза и вью­щи­е­ся во­ло­сы, но при этом из­вест­но, что де­душ­ка по па­пи­ной линии имел вью­щи­е­ся во­ло­сы, а ба­буш­ка по ма­ми­ной линии имела го­лу­бые глаза?

Вол­ни­стые во­ло­сы – до­ми­нант­ный при­знак.

Пря­мые во­ло­сы – ре­цес­сив­ный при­знак.

 Заключение

Как при моно-, так и при ди­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии потом­ство F1 еди­но­об­раз­но как по фе­но­ти­пу, так и по ге­но­ти­пу (про­яв­ле­ние пер­во­го за­ко­на Мен­де­ля). В по­ко­ле­нии F2 про­ис­хо­дит рас­щеп­ле­ние по каж­дой паре при­зна­ков по фе­но­ти­пу в со­от­но­ше­нии 3:1 (вто­рой закон Мен­де­ля). Это сви­де­тель­ству­ет об уни­вер­саль­но­сти за­ко­нов на­сле­до­ва­ния Мен­де­ля для при­зна­ков, если их опре­де­ля­ю­щие гены рас­по­ло­же­ны в раз­ных парах го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом и на­сле­ду­ют­ся неза­ви­си­мо друг от друга.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/digibridnoe-skreschivanie?seconds=0&chapter_id=95

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=vFf2y2SH8BM

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=wGNhINUMccA

источник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/1739-digibridnoe-skreschivanie.html

Файлы