Культура России в первой половине XIX века. История России, 8 класс.

Культура России в первой половине XIX века. История России, 8 класс.

Комментарии преподавателя

Культура России в первой половине XIX века 

Первая половина XIX в. стала временем культурного и духовного подъема России. В историю этот период вошел как «золотой век» отечественной культуры: выдающиеся писатели, художники, музыканты, ученые принесли России всемирную славу.

Образование и наука 

Начало XIX в. — время дальнейшего развития системы просвещения в России. Согласно указу Александра I в 1803 г. страна была разделена на шесть учебных округов, в каждом из которых намечалось открыть университет. В 1804 г. были открыты Казанский, Виленский, Дерптский университеты, в 1805 г. — Харьковский, в 1819 г. начал действовать университет в Петербурге, в 1834 г. — в Киеве. К середине XIX в. в России насчитывалось восемь университетов. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали Царскосельский лицей под Петербургом и Демидовский лицей в Ярославле. Открывались и специальные высшие учебные заведения: Институт восточных языков, Горный институт, Лесной институт, Петербургский технологический институт, Московское техническое училище, Академия Генерального штата, Инженерная и Артиллерийская академии. По указу 1803 г. также предполагалось открыть в каждом губернском центре средние учебные заведения — гимназии. В 1824 г. в России насчитывалось 49 гимназий для детей дворян и чиновников.

Широкое распространение получило домашнее образование. В нем основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, истории, а также нравственному и физическому воспитанию.

Продолжалось развитие системы женского образования. В Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах для дворянских дочерей были открыты привилегированные средние учебные заведения по образцу Смольного института благородных девиц.

Однако преобладающей в сфере просвещения в первой половине XIX в. выступала консервативная тенденция. Безусловно, государственные деятели осознавали растущую потребность страны в образованных людях. И свидетельством тому было принятие в 1804 г. Университетского устава, предусматривавшего широкую автономию университетов. Но опасения роста вольнодумства в обществе оказались сильнее. Шеф жандармов А.Х. Бенкендорф откровенно заявлял: «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Университетский устав 1835 г. свел права автономии на нет, передав власть над университетом и округом попечителю. Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений, нацеленные на формирование у юношества монархических и религиозных чувств.

Больших успехов в первой половине XIX в. достигла российская наука. Ректор Казанского университета Н.И. Лобачевский создал теорию «неэвклидовой геометрии». Профессору того же университета Н.Н. Зинину удалось осуществить синтез анилина -органического красителя для текстильной промышленности. Петербургские академики В.В. Петров и Б.С. Якоби осуществили выдающиеся открытия в области электротехники. В.В. Петров исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе, показал возможность их использования для плавки металлов. Б.С. Якоби изобрел и опробовал электродвигатель, создал гальванотехнику, несколько типов телеграфных аппаратов. В уральском городе Златаусте П.А. Аносов раскрыл тайну древнего булата. Открытия выдающегося русского металлурга легли в основу науки о качественных сталях.

В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. Здесь трудился выдающийся астроном В.Я. Струве. Ему принадлежит заслуга в обнаружении концентрации звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Значительных успехов достигла отечественная медицина. Н.И. Пирогов ввел хирургию под эфирным наркозом и с применением антисептических средств. А.М. Филомафитский разработал теорию переливания крови.

Развивалась историческая наука. Опираясь на запросы общественности, Александр I поручил Н.М. Карамзину написать историю России. Николай Михайлович не был профессиональным историком, но он смог в течение нескольких лет создать выдающийся труд — 12-томную «Историю государства Российского».

В первой половине XIX в. замечательные географические открытия сделали русские путешественники. В 1820 г. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли Антарктиду и совершили плавание вокруг нее. Еще ранее, в 1811 г., В.В. Головнин обследовал Курильские острова. Вместе со своими моряками он попал в японский плен. Записки В.В. Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили российское общество с жизнью этой загадочной страны. Ф.П. Литке исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество. Г.И. Невельский открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин — остров, а не полуостров, как считалось до этого. Экспедиции русских путешественников, помимо научных результатов, имели большое значение для взаимного познания народов. В далеких регионах местные жители нередко впервые узнавали о России.

Литература

Особого расцвета в первой половине XIX в. достигла русская литература. На рубеже ХVIII-ХIХ вв. классицизм уступил место сентиментализму, основоположником которого был Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Отечественная война  1812 г. вызвала к жизни другое литературное направление — романтизм. В нем выделялись два основных течения: «салонный» и «гражданский». Ярким представителем первого из них был В.А. Жуковский. В своих балладах он создавал мир поверий и мистицизма, рыцарских легенд. Гражданский пафос, патриотизм были свойственны произведениям К Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского и др. Раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова также было связано с романтизмом.

Во второй четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Основоположником его стал А.С. Пушкин. Писателями-реалистами выступали А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и др. Для реализма были характерны правдивое отображение жизни, внимание к простым людям, обнажение отрицательных сторон действительности, раздумья о судьбах России, ее народа.

Большое значение для развития литературы сыграли журналы «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» в 1836 г. стал А. С. Пушкин, а в 1847 г. его возглавили Н.А. Некрасов и В.Г Белинский. В «Современнике» печатались первые произведения Л.Н. Толстого. В 1839 г. А.А. Краевский стал издавать «Отечественные записки». В журнале печатались произведения М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.И. Герцена. Особую популярность журнал приобрел в 1839-1846 г., когда отдел литературной критики возглавлял В.Г. Белинский.

Примером издания консервативного направления был журнал «Московитянин», выходивший с 1847 г. по 1856 гг. под общей редакцией известного историка и литератора М.П. Погодина. Несколько своих произведений в журнале опубликовал Н.В. Гоголь. В целом же раздел прозы и поэзии в журнале был слабый. Сильной стороной «Московитянина» была регулярная публикация источников по истории, фольклору, быту и обычаям русского народа, материалов в защиту славянских народов.

Развитие литературы в первой половине XIX в. происходило в сложных социально-политических условиях, особенно в период царствования Николая I. Правительство применяло к прогрессивным писателям и публицистам запретительные и репрессивные меры. Жестко действовали цензурные ограничения, доходившие порой до крайности. Кромсались произведения, штрафовались и закрывались журналы. Некоторые литераторы подлежали ссылке в отдаленные от Петербурга и Москвы места.

Музыка и театр

Русская музыка первой половины XIX в. отличалась самобытностью развития: композиторы не стремились к заимствованиям у западных музыкальных школ, искали собственные пути выражения, изучая многовековое народное музыкальное творчество. Романсы А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.П. Гурилева и других композиторов проникнуты народным духом.

Народные мелодии были живительным источником творчества гениального русского композитора М.И. Глинки. Его произведения характеризуются богатством музыкальных красок, широким охватом истории русского государства, а оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» являются шедеврами русской музыкальной и вокальной школы. Замечательным композитором был А.С. Даргомыжский. Наибольшую известность приобрела его опера «Русалка». Ярким представителем романтического направления в музыке был композитор А.Н. Вестовский, автор популярной оперы «Аскольдова могила».

В рассматриваемый период шел процесс становления реализма на сцене русского театра. С развитием драматургии А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя в театрах все более прочное место стала занимать реалистическая драма. Развитию театрального искусства во многом способствовала деятельность Малого театра в Москве. На сцене театра выступали выдающиеся актеры П.С. Мочалов и М.С. Щепкин. В Петербурге прославился своим мастерством замечательный актер Александрийского театра А.Е. Мартынов. Большим событием в театральной жизни страны была премьера в 1836 г. гоголевского «Ревизора» — сначала в Александрийском театре, а затем в Малом театре. Цензура запретила постановку комедии, и только личное вмешательство Николая I позволило зрителям увидеть пьесу. После спектакля император сказал: «Всем досталось, а мне более всех!». Во многих городах России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики сами становились театральными предпринимателями — антрепренерами, открывая общедоступные театры, на подмостках которых играли крепостные и вольнонаемные актеры. В будущем некоторые из них переходили на профессиональную сцену (как, например, упомянутые выше П.С. Мочалов и М.С. Щепкин).

Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. На смену балету «чистейшего классицизма» пришли сентиментальные и романтические мелодрамы. В репертуаре театров появились балеты, сюжеты которых заимствовались из произведений отечественной литературы («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник»). В либретто балетов использовались сказки, мифы, былины. Большой вклад в развитии русского балета внес педагог, драматург и балетмейстер Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета, используя народные мотивы и традиции европейского танцевального искусства. Под его руководством на Петербургской сцене блистали А.С. Новицкая, А.И. Истомина, А.А. Лихутина и другие балерины.

Живопись и архитектура

Официальным направлением в русском изобразительном искусстве с начала XIX в. был академический классицизм. Его канонам строго следовала Академия художеств. Молодые талантливые художники настойчиво обращались к портретному жанру, уходя от традиций классицизма. В портретной живописи романтизм переплетался с реализмом. Большую известность получили портреты выдающихся русских художников О.А. Кипренского и В.А. Тропинина. Кисти первого из них принадлежит, выполненный в романтическом стиле, один из лучших прижизненных портретов А.С. Пушкина (1827 г.). Более реалистичны образы, созданные В.А. Тропининым. В его творчестве заметно стремление к изображению простых людей («Кружевница», «Портрет сына» и др.). Много портретов современников оставил еще один выдающийся русский живописец К.П. Брюллов. Среди них портрет В.А. Жуковского — яркий пример сочетания романтического и реалистического стилей.

В русскую живопись входил бытовой сюжет, к которому одним из первых обратился А.Г. Венецианов (картины «На пашне», «Утро помещицы»). Продолжателем его традиции стал П.А. Федотов. В его произведениях «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и в других разоблачаются проявления торгашеской морали, мещанства. Современники сравнивали творчество П.А. Федотова с творчеством Н.В. Гоголя.

В живописи рассматриваемого периода нашли отражение предчувствие и ожидание перемен в общественной жизни страны. В этом плане характерны два монументальных полотна — «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова и «Явление Христа народу» А.А. Иванова. Оба художника акцентировали свое внимание на переломных моментах истории. В картинах выражена неизбежность коренных преобразований в России.

На рубеже ХVIII-ХIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И.П. Мартос создал первый памятник в Москве Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. В Петербурге на дворцовой площади по проекту А.А. Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонна как памятник Александру I и монумент в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Б.И. Орловскому принадлежат памятник М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П.К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту в Петербурге. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.

Для отечественной архитектуры первой половины XIX в. характерно создание крупных ансамблей. В Петербурге был создан комплекс зданий на Дворцовой площади с аркой Главного штаба. Ансамбль Сенатской площади включал в себя величественные здания Сената и Синода, а также Исаакиевский собор. А.И. Воронихин построил Казанский собор, А.Д. Захаров воздвиг здание Адмиралтейства. В Москве Д.И. Жилярди восстановил и заново оформил здание университета. Напротив него был воздвигнут Манеж. Ансамбль завершил Александровский парк у Кремлевской стены архитектора О.И. Бове. Этот же архитектор построил здания Большого и Малого театров, составивших ансамбль Театральной площади в Москве. В целом, однако, московский классицизм в архитектуре не отличался такой величественной монументальностью, как Петербург. Для Москвы более характерны были особняки усадебного типа. Один из лучших московских особняков — дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л.Н. Толстого).

Провинциальный классицизм был ближе к московскому. В губернских центрах выдвинулся ряд крупных архитекторов. Так, ученик А.Н. Воронихина М.П. Коринфский строил в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске и в своем родном городе Арзамасе. В Сибири в начале XIX в. еще возводились здания в стиле барокко. Черты его видны, например, в Московских воротах Иркутска, в Воскресенском соборе в Томске. Но затем, классицизм пришел и в Сибирь. Один из первых и лучших его памятников — «Белый дом» в Иркутске, построенный купцами Сибиряковыми и впоследствии ставший генерал-губернаторской резиденцией. В Омске по проекту В.П. Стасова был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с Потемкинской лестницей и памятником Ришелье — создателю города.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/8-klass/istoriya-rossii-8-klass-lazukova-n-n
  • http://www.youtube.com/watch?v=4HIw63xZYAY

Файлы