11 класс. Обществознание. Миф и ранние формы религии

11 класс. Обществознание. Миф и ранние формы религии

Комментарии преподавателя

 

В по­ня­тие «миф» тра­ди­ци­он­но вкла­ды­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие зна­че­ния:

1. Древ­нее пре­да­ние, рас­сказ.

2. Ми­фо­твор­че­ство.

3. Осо­бое со­сто­я­ние со­зна­ния, ис­то­ри­че­ски и куль­тур­но обу­слов­лен­ное.

Миф яв­ля­ет­ся ос­нов­ной фор­мой об­ще­ствен­но­го со­зна­ния пер­во­быт­но­сти. Миф (греч. – «пре­да­ние») в куль­ту­ре пер­во­быт­но­го об­ще­ства играл осо­бую роль. Ми­фо­ло­гия пред­став­ля­ла собой ос­нов­ной спо­соб по­ни­ма­ния мира, миф вы­ра­жал ми­ро­ощу­ще­ние и ми­ро­по­ни­ма­ние эпохи его со­зда­ния. Миф – это древ­ней­шая форма по­зна­ния, наи­бо­лее ар­ха­и­че­ское идео­ло­ги­че­ское об­ра­зо­ва­ние, име­ю­щая син­кре­ти­че­ский ха­рак­тер. В мифе пе­ре­пле­те­ны за­ро­ды­ше­вые эле­мен­ты науки, ре­ли­гии, фи­ло­со­фии, ис­кус­ства. Миф свя­зан с ри­ту­а­лом, ко­то­рый осу­ществ­лял­ся му­зы­каль­но-хо­рео­гра­фи­че­ски­ми «пред­те­ат­раль­ны­ми» и сло­вес­ны­ми сред­ства­ми и имел свою эс­те­ти­ку. Миф и ри­ту­ал были тесно пе­ре­пле­те­ны с ма­ги­ей и ре­ли­ги­ей (Рис. 1).

Зевс – в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром

Рис. 1. Зевс – в древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии бог неба, грома и мол­ний, ве­да­ю­щий всем миром (Ис­точ­ник)

Обыч­но в мифах со­дер­жат­ся ска­за­ния о богах, духах, ге­ро­ях, пер­во­пред­ках, дей­ство­вав­ших в на­ча­ле вре­ме­ни (са­краль­ное время) и участ­во­вав­ших прямо или кос­вен­но в со­зда­нии са­мо­го мира, при­ро­ды, куль­ту­ры (Рис. 2).

Для ми­фо­ло­ги­че­ско­го со­зна­ния ха­рак­тер­но, что пер­во­быт­ный че­ло­век не вы­де­ля­ет себя из окру­жа­ю­щей при­род­ной и со­ци­аль­ной среды, мыш­ле­ние пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка нерас­чле­не­но, диф­фуз­но, оно почти неот­де­ли­мо от эмо­ци­о­наль­ной, мо­тор­ной сферы, по­это­му миф надо «про­иг­ры­вать».

Русалка (рус.шутиха, купалка, водяница, лоскотуха) – мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола (или дух), связанное с водоёмами, ржаными полями и лесом

Рис. 2. Ру­сал­ка (рус.шу­ти­ха, ку­пал­ка, во­дя­ни­ца, лос­ко­ту­ха) – ми­фо­ло­ги­че­ское и фольк­лор­ное че­ло­ве­ко­по­доб­ное су­ще­ство, пре­иму­ще­ствен­но жен­ско­го пола (или дух), свя­зан­ное с во­до­ё­ма­ми, ржа­ны­ми по­ля­ми и лесом (Ис­точ­ник)

От­сю­да оче­ло­ве­чи­ва­ние при­ро­ды, оду­шев­ле­ние Кос­мо­са и его фраг­мен­тов в виде кон­крет­ных чув­ствен­ных об­ра­зов, пред­ста­ю­щих часто в фан­та­сти­че­ском виде. Духи и герои свя­зы­ва­ют­ся се­мей­но-ро­до­вы­ми от­но­ше­ни­я­ми. В мифе форма тож­де­ствен­на со­дер­жа­нию, и по­это­му сим­во­ли­че­ский образ пред­став­ля­ет то, что он мо­де­ли­ру­ет. Рас­сказ о со­бы­ти­ях про­шло­го слу­жит в мифе сред­ством опи­са­ния устрой­ства мира, спо­со­бом объ­яс­не­ния его ны­неш­не­го со­сто­я­ния. Ми­фи­че­ское время – это на­чаль­ное «правре­мя», т. е. до на­ча­ла от­сче­та те­ку­ще­го вре­ме­ни. Ми­фи­че­ское время и за­пол­ня­ю­щие его со­бы­тия, дей­ствия богов и пред­ков – это сфера пер­во­при­чин всего по­сле­ду­ю­ще­го, ис­точ­ник ар­хе­ти­пи­че­ских пер­во­об­ра­зов, об­ра­зец для всех по­сле­ду­ю­щих дей­ствий, т. е. важ­ней­шая за­да­ча мифа – со­зда­ние мо­де­ли, об­раз­ца для под­ра­жа­ния и вос­про­из­ве­де­ния (Рис. 3).

Геракл в древнегреческой мифологии  – герой, сын бога Зевса и Алкмены – жены фиванского царя Амфитриона. Образец силы и мужества

Рис. 3. Ге­ракл в древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии  – герой, сын бога Зевса и Алк­ме­ны – жены фи­ван­ско­го царя Ам­фи­т­ри­о­на. Об­ра­зец силы и му­же­ства (Ис­точ­ник)

Таким об­ра­зом, миф – это осо­бая форма со­зна­ния, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны: а) ир­ра­ци­о­наль­ность; б) ало­гич­ность; в) в миф надо ве­рить, а не объ­яс­нять его; г) син­кре­тизм со­зда­ния, где пе­ре­пле­те­ны объ­ект и субъ­ект, ко­ли­че­ство и ка­че­ство, аб­стракт­ное и кон­крет­ное мыш­ле­ние, чув­ствен­ное и ра­ци­о­наль­ное мыш­ле­ние; д) миф тре­бу­ет не толь­ко слов, но и во­пло­ще­ния, его необ­хо­ди­мо про­иг­ры­вать; е) миф объ­яс­ня­ет акт тво­ре­ния – по­это­му он мо­дель объ­яс­не­ния того, что было, и па­ра­диг­ма: об­ра­зец для по­вто­ре­ния; ж) миф – это ре­аль­ность осо­бо­го рода, а не вы­дум­ка, «сказ­ка».

На про­тя­же­нии сотен ты­ся­че­ле­тий пер­во­быт­ный че­ло­век не знал ре­ли­гий. Ре­ли­гия могла воз­ник­нуть толь­ко тогда, когда че­ло­век сде­лал пер­вые по­пыт­ки по­нять яв­ле­ния при­ро­ды. На­блю­дая смену дня и ночи, вре­ме­на года, жизнь рас­те­ний и жи­вот­ных и мно­гое дру­гое, пер­во­быт­ный че­ло­век не мог по­нять эти яв­ле­ния. Непо­нят­ные и гроз­ные яв­ле­ния при­ро­ды, бо­лез­ни и смерть все­ля­ло в со­зна­ние пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка тре­во­гу и ужас. Так у людей на­ча­ли за­рож­дать­ся пред­став­ле­ния о сверхъ­есте­ствен­ных силах, якобы спо­соб­ных вы­зы­вать эти яв­ле­ния. Это и   было на­ча­лом ре­ли­ги­оз­ных пред­став­ле­ний. К пер­во­быт­ным фор­мам ре­ли­гии от­но­сят­ся: ани­мизм, фе­ти­шизм, то­те­мизм и магия.

Ани­мизм (от лат. animaanimus – «душа» и «дух» со­от­вет­ствен­но) – вера в су­ще­ство­ва­ние души и духов, вера в оду­шев­лён­ность всей при­ро­ды (Рис. 4).

Первобытный человек в изображениях видел, прежде всего, душу

Рис. 4. Пер­во­быт­ный че­ло­век в изоб­ра­же­ни­ях видел, пре­жде всего, душу (Ис­точ­ник)

Не вы­де­ляя себя из при­ро­ды, че­ло­век отож­деств­ля­ет себя с ней, рас­про­стра­няя свой ду­хов­ный мир, со­сто­я­ния и на­стро­е­ния на при­ро­ду: в его по­ни­ма­нии сле­ду­ю­щий день, же­лан­ная по­го­да или дол­го­ждан­ное время года могут «за­быть» на­сту­пить, окру­жа­ю­щий мир может «по­ка­зать» соб­ствен­ное от­но­ше­ние к че­ло­ве­ку и т. д. Если, дей­ствуя необ­хо­ди­мым об­ра­зом, че­ло­век не по­лу­ча­ет ожи­да­е­мо­го ре­зуль­та­та, зна­чит, некие силы про­ти­во­сто­ят ему. Древ­ние счи­та­ли оду­шев­лен­ны­ми все су­ще­ства, яв­ле­ния при­ро­ды, раз­лич­ные ма­те­ри­аль­ные объ­ек­ты. Это от­но­ше­ние рас­ши­ри­лось до ве­ро­ва­ния в духов, на­се­ля­ю­щих весь мир. Духи мест­но­сти, духи сил при­ро­ды, духи вещей, доб­рые и злые, – все тре­бу­ют осо­бых ри­ту­а­лов, целью ко­то­рых ста­но­вит­ся до­сти­же­ние же­ла­е­мых ре­зуль­та­тов де­я­тель­но­сти (Рис. 5).

Одно из част­ных про­яв­ле­ний ани­миз­ма – фе­ти­шизм (фр. фетиш «аму­лет, идол, та­лис­ман»), вера в сверхъ­есте­ствен­ные свой­ства неоду­шев­лен­ных пред­ме­тов.

Ритуал

Рис. 5. Ри­ту­ал (Ис­точ­ник)

Фе­ти­шем может стать любой пред­мет, но из мно­же­ства пред­ме­тов вы­би­ра­ют­ся такие, ко­то­рые с точки зре­ния древ­не­го че­ло­ве­ка вы­сту­па­ют как вме­сти­ли­ще души, охра­няя его или по­мо­гая ему в раз­лич­ных видах де­я­тель­но­сти (камни, куски де­ре­ва и пр.).

От фе­ти­ша до идола (греч. «образ, по­до­бие, изоб­ра­же­ние»; ср. эйдос) всего лишь один шаг: нужно толь­ко при­дать пред­ме­ту ка­кую-ли­бо внеш­ность.

В ар­ха­и­че­ском со­зна­нии не раз­де­ля­ют­ся внеш­ние и внут­рен­ние сто­ро­ны пред­ме­тов и от­но­ше­ний мира, пред­став­ле­ние о внут­рен­нем скла­ды­ва­ет­ся на ос­но­ве внеш­не­го, су­ще­ствен­ные при­зна­ки не от­ли­ча­ют­ся от несу­ще­ствен­ных, а часть – от це­ло­го, отож­деств­ля­ют­ся также его имя.

На ос­но­ва­нии этого раз­ви­ва­ет­ся магия – си­сте­ма те­лес­ных ма­ни­пу­ля­ций и слов, с по­мо­щью ко­то­рой люди пы­та­ют­ся при­ну­дить при­ро­ду, людей, духов и богов к же­ла­тель­ным для них дей­стви­ям или из­ме­не­ни­ям. Пер­во­быт­ный кол­дун, маг (Рис. 6) осу­ществ­ля­ет ма­ло­по­нят­ный для непо­свя­щен­ных ри­ту­ал с любой ча­стью пред­ме­та или его изоб­ра­же­ни­ем, ожи­дая же­ла­е­мо­го ре­зуль­та­та от це­ло­го.

Шаман

Рис. 6. Шаман (Ис­точ­ник)

В ос­но­ве ма­ги­че­ских дей­ствий лежит пред­став­ле­ние о том, что все связи, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в мыс­лях, обя­за­тель­но осу­ществ­ля­ют­ся и в дей­стви­тель­но­сти, сле­до­ва­тель­но, на мир можно воз­дей­ство­вать силой мысли.

В усло­ви­ях ро­до­вой об­щи­ны люди впер­вые пы­та­ют­ся осо­знать свою ро­до­слов­ную. Это чисто че­ло­ве­че­ское стрем­ле­ние. Прав­да, по­пыт­ки вы­яс­не­ния сво­е­го про­ис­хож­де­ния ос­но­вы­ва­лись чаще всего на то­те­миз­ме (на языке од­жи­б­ве, пле­ме­ни аме­ри­кан­ских ин­дей­цев, – ото­тем – «его род», а у од­но­го из пле­мен ав­стра­лий­ских або­ри­ге­нов – «это наше мясо») – одной из форм пер­во­быт­ных ве­ро­ва­ний, пред­став­ле­ние о некой та­ин­ствен­ной связи че­ло­ве­че­ских групп (родов) с теми или иными ви­да­ми жи­вот­ных или рас­те­ний как со сво­и­ми ро­до­на­чаль­ни­ка­ми (Рис. 7).

Тотем

Рис. 7. Тотем (Ис­точ­ник)

Табу рас­про­стра­ня­лось и на то­те­ма – сво­е­го «род­ствен­ни­ка» (отца или стар­ше­го брата), ко­то­ро­го не уби­ва­ли, не ели его мяса, кроме осо­бых слу­ча­ев: край­не­го го­ло­да или тор­же­ствен­но­го об­ря­да «раз­мно­же­ния» то­те­ма.

Учё­ные вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие функ­ции ре­ли­гии:

1. Ми­ро­воз­зрен­че­скую функ­цию ре­ли­гия ре­а­ли­зу­ет бла­го­да­ря на­ли­чию в ней опре­де­лен­но­го типа взгля­дов на че­ло­ве­ка и его место в мире, на мир в целом и при­чи­ны его су­ще­ство­ва­ния.

2. Ком­пен­са­тор­ная функ­ция про­яв­ля­ет­ся в том, что ре­ли­гия вос­пол­ня­ет недо­ста­ток зна­ний людей о мире, сни­ма­ет со­ци­аль­ное и ду­шев­ное на­пря­же­ние, воз­ме­ща­ет недо­ста­ток ду­шев­но­сти в свет­ском об­ще­нии ре­ли­ги­оз­ным об­ще­ни­ем.

3. Ком­му­ни­ка­тив­ная функ­ция ре­ли­гии вы­ра­жа­ет­ся в об­мене ин­фор­ма­ци­ей ве­ру­ю­щих друг с дру­гом, в их об­ще­нии между собой, а также с Богом и слу­жи­те­ля­ми церк­ви.

4. Ин­те­гра­ци­он­ная функ­ция имеет двой­ствен­ный ха­рак­тер: с одной сто­ро­ны, ре­ли­гия сбли­жа­ет людей, объ­еди­ня­ет их, с дру­гой – разъ­еди­ня­ет, при­ме­ром чему яв­ля­ют­ся ре­ли­ги­оз­ные войны, со­ци­аль­ные кон­флик­ты на почве ре­ли­ги­оз­ных раз­но­гла­сий.

5. Куль­тур­ная функ­ция со­сто­ит в том, что ре­ли­гия хра­нит в себе куль­тур­ный опыт че­ло­ве­че­ства, пе­ре­да­ет его из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, сама яв­ля­ет­ся ча­стью куль­ту­ры че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства.

6. Об­ла­дая боль­шим нрав­ствен­ным по­тен­ци­а­лом, ре­ли­гия про­по­ве­ду­ет по­ло­жи­тель­ные нрав­ствен­ные цен­но­сти, при­зы­ва­ет к до­стой­но­му по­ве­де­нию, ре­а­ли­зуя тем самым вос­пи­та­тель­ную функ­цию.

Таким об­ра­зом со­зна­нию древ­не­го че­ло­ве­ка во всех его про­яв­ле­ни­ях был свой­ствен син­кре­тизм (греч. «со­еди­не­ние, объ­еди­не­ние»), нерас­чле­нен­ность. В син­кре­ти­че­ских оцен­ках яв­ле­ний (вещей) сме­ши­ва­лись раз­лич­ные кри­те­рии. Можно вы­де­лить по край­ней мере че­ты­ре таких кри­те­рия: ути­ли­тар­ный (по­лез­ное или вред­ное), ре­ли­ги­оз­ный (свя­щен­ное или нет),нрав­ствен­ный (доб­рое или злое), и эс­те­ти­че­ский (пре­крас­ное или без­об­раз­ное). Оцен­ка яв­ле­ния со зна­ком плюс или минус по лю­бо­му ос­но­ва­нию влек­ла за собой такую же по­ло­жи­тель­ную или от­ри­ца­тель­ную оцен­ку его во всех дру­гих от­но­ше­ни­ях. Можно пред­по­ло­жить, что опре­де­ля­ю­щим был ути­ли­тар­ный кри­те­рий. Грубо го­во­ря, по­лез­ная вещь счи­та­лась кра­си­вой, хо­ро­шей, со­здан­ной доб­рым духом, и на­о­бо­рот. Уче­ные эт­но­гра­фы утвер­жда­ют, что че­ло­век мог при­нять или от­верг­нуть ту или иную вещь на ос­но­ва­нии пред­став­ле­ния о ее нрав­ствен­ной, ре­ли­ги­оз­ной или эс­те­ти­че­ской цен­но­сти.

С раз­ви­ти­ем от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и мира и осо­зна­ни­ем им сво­е­го места в мире син­кре­ти­че­ский ком­плекс диф­фе­рен­ци­ру­ет­ся – со­зна­ние от­де­ля­ет одни кри­те­рии от дру­гих: пред­мет может вос­при­ни­мать­ся как по­лез­ный, но без­об­раз­ный, пре­крас­ный, но злой, и т. д.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/mif-i-rannie-formy-religii

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JbY15jIh9so

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=45a5Aqn7ssU

источник презентации -http://prezentacii.com/obschestvoznanie/9024-rannie-formy-religii.html

Файлы