11 класс. Обществознание. Мировые религии

11 класс. Обществознание. Мировые религии

Комментарии преподавателя

Ми­ро­вой ре­ли­ги­ей на­зы­ва­ют ре­ли­гию, рас­про­стра­нив­шу­ю­ся среди на­ро­дов раз­лич­ных стран и кон­ти­нен­тов. В от­ли­чие от на­ци­о­наль­ных и на­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ных ре­ли­гий, в ко­то­рых вера и связь между лю­дь­ми сов­па­да­ет с эт­ни­че­ски­ми и по­ли­ти­че­ски­ми свя­зя­ми (на­при­мер, ин­ду­изм, кон­фу­ци­ан­ство, иуда­изм, син­то­изм), ми­ро­вые, или над­на­ци­о­наль­ные ре­ли­гии объ­еди­ня­ют людей общей веры неза­ви­си­мо от их эт­ни­че­ских, язы­ко­вых или по­ли­ти­че­ских свя­зей. Кроме того, при рас­смот­ре­нии ре­ли­гии в ка­че­стве ми­ро­вой учи­ты­ва­ет­ся её вли­я­ние на ход ис­то­рии и мас­шта­бы рас­про­стра­не­ния.

В на­сто­я­щий мо­мент этим тер­ми­ном обо­зна­ча­ют­ся три ре­ли­гии (при­ве­де­ны в по­ряд­ке хро­но­ло­гии воз­ник­но­ве­ния): буд­дизм, хри­сти­ан­ство, ислам.

Буд­дизм – пер­вая по вре­ме­ни по­яв­ле­ния ми­ро­вая ре­ли­гия. Он воз­ник в Древ­ней Индии в 6–5 вв. до н. э. и по­лу­чил свое на­зва­ние от имени его ос­но­ва­те­ля Будды, то есть «про­свет­лен­но­го», «про­буж­ден­но­го», ко­то­ро­му от­крыл­ся путь спа­се­ния че­ло­ве­че­ства. (Рис. 1)

Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае, Индия. Бодх-Гая традиционно считают местом его просветления

Рис. 1. Ста­туя Сид­дхарт­хи Гау­та­мы в Бодх-Гае, Индия. Бодх-Гая тра­ди­ци­он­но счи­та­ют ме­стом его про­свет­ле­ния (Ис­точ­ник)

В на­сто­я­щее время наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние буд­дизм имеет в стра­нах Южной, Юго-Во­сточ­ной и Во­сточ­ной Азии. Буд­дий­ские об­щи­ны су­ще­ству­ют и во мно­гих дру­гих стра­нах, в том числе в Рос­сии (Бу­ря­тия, Кал­мы­кия, Тува). В ряде го­су­дарств (Бирма, Кам­бод­жа, Та­и­ланд) буд­дизм яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ной ре­ли­ги­ей, а в неко­то­рых стра­нах (Япо­ния) он со­че­та­ет­ся с на­ци­о­наль­ны­ми ре­ли­ги­я­ми (син­то­из­мом).

Цен­тром уче­ния яв­ля­ют­ся че­ты­ре бла­го­род­ные ис­ти­ны, ко­то­рые Будда про­воз­гла­ша­ет в самом на­ча­ле своей про­по­вед­ни­че­ской де­я­тель­но­сти. Со­глас­но им, су­ще­ство­ва­ние че­ло­ве­ка нераз­рыв­но свя­за­но со стра­да­ни­ем. Рож­де­ние, бо­лезнь, ста­рость, смерть, встре­ча с непри­ят­ным и рас­ста­ва­ние с при­ят­ным, невоз­мож­ность до­стичь же­ла­е­мо­го – это все ведет к стра­да­нию. При­чи­ной стра­да­ния яв­ля­ет­ся жажда (триш­на), ве­ду­щая через ра­до­сти и стра­сти к пе­ре­рож­де­нию, рож­де­нию вновь. Устра­не­ние при­чин стра­да­ния за­клю­ча­ет­ся в устра­не­нии этой жажды. Путь, ве­ду­щий к устра­не­нию стра­да­ний, – бла­гой вось­ме­рич­ный путь – за­клю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем: пра­виль­ное суж­де­ние, пра­виль­ное ре­ше­ние, пра­виль­ная речь, пра­виль­ная жизнь, пра­виль­ное стрем­ле­ние, пра­виль­ное вни­ма­ние и пра­виль­ное со­сре­до­то­че­ние.

От­вер­га­ет­ся как жизнь, по­свя­щен­ная чув­ствен­ным удо­воль­стви­ям, так и путь ас­ке­зы и са­мо­ис­тя­за­ния.

На этой ос­но­ве раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся со­дер­жа­ние от­дель­ных раз­де­лов вось­ме­рич­но­го пути. Пра­виль­ное суж­де­ние отож­деств­ля­ет­ся с пра­виль­ным по­ни­ма­ни­ем жизни как юдоли скор­би и стра­да­ний, пра­виль­ное ре­ше­ние по­ни­ма­ет­ся как ре­ши­мость про­яв­лять со­чув­ствие ко всем живым су­ще­ствам. Пра­виль­ная речь ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как бес­хит­рост­ная, прав­ди­вая, дру­же­ствен­ная и точ­ная. Пра­виль­ная жизнь за­клю­ча­ет­ся в со­блю­де­нии пред­пи­са­ний нрав­ствен­но­сти – зна­ме­ни­тых буд­дий­ских пяти за­по­ве­дей (пан­ча­ши­ла), ко­то­рых долж­ны при­дер­жи­вать­ся как мо­на­хи, так и свет­ские буд­ди­сты. Это сле­ду­ю­щие прин­ци­пы: не вре­дить живым су­ще­ствам, не брать чу­жо­го, воз­дер­жи­вать­ся от за­пре­щен­ных по­ло­вых кон­так­тов, не вести празд­ных и лжи­вых речей и не поль­зо­вать­ся опья­ня­ю­щи­ми на­пит­ка­ми.

Прой­дя этот путь, че­ло­век до­сти­га­ет нир­ва­ны – выс­ше­го про­свет­ле­ния духа, аб­со­лют­но­го покоя.

Как и вся­кая ре­ли­гия, буд­дизм зна­чи­тель­ное вни­ма­ние уде­ля­ет мо­раль­ным тре­бо­ва­ни­ям, ко­то­рые ос­но­вы­ва­ют­ся на прин­ци­пе нена­си­лия. Буд­дизм про­по­ве­ду­ет воз­дер­жа­ние от при­чи­не­ния вреда или боли и лю­бовь ко всему жи­во­му.

Осо­бен­ность буд­дий­ско­го куль­та – ме­ди­та­ция, ко­то­рая фак­ти­че­ски за­ме­ня­ет собой мо­лит­ву. (Рис. 2)

 Медитация буддистов на окраине Бангкока

Рис. 2. Ме­ди­та­ция буд­ди­стов на окра­ине Банг­ко­ка (Ис­точ­ник)

Пер­вей­шим зна­че­ни­ем ме­ди­та­ции яв­ля­ет­ся из­бав­ле­ние от нена­ви­сти и недоб­ро­же­ла­тель­но­сти в от­но­ше­нии себя и дру­гих. Можно раз­ли­чить два ме­то­да: 1. об­ре­те­ние зна­ния о воз­ник­но­ве­нии нена­ви­сти и недоб­ро­же­ла­тель­но­сти, с по­сле­ду­ю­щей спо­соб­но­стью опре­де­лить, хотим ли мы из­ба­вить­ся от них, и 2. раз­ви­тие бес­ко­рыст­ной, все­об­щей, чи­стой любви (метта).

Ме­ди­та­ция на­прав­ле­на на при­ве­де­ние че­ло­ве­ка в со­сто­я­ние углуб­лен­ной со­сре­до­то­чен­но­сти, от­ре­шен­но­сти от внеш­не­го мира и еди­не­ния с миром ду­хов­ным.

Хри­сти­ан­ство имеет двух­ты­ся­че­лет­нюю ис­то­рию и в на­сто­я­щее время яв­ля­ет­ся самой рас­про­стра­нен­ной на земле ре­ли­ги­ей. Оно по­лу­чи­ло свое на­зва­ние от имени Иису­са Хри­ста, ее ос­но­ва­те­ля и пред­ме­та по­кло­не­ния, при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую смерть ради ис­куп­ле­ния пер­во­род­но­го греха и сча­стья че­ло­ве­че­ства. (Рис. 3)

Христос Вседержитель. Византийская икона XII в. Берлинский музей искусств

Рис. 3. Хри­стос Все­дер­жи­тель. Ви­зан­тий­ская икона XII в. Бер­лин­ский музей ис­кусств (Ис­точ­ник)

Уче­ние Иису­са Хри­ста легло в ос­но­ва­ние хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ки, ко­то­рая вклю­ча­ет в себя идею о три­еди­ной сущ­но­сти Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Свя­той Дух) (рис. 4), идею о гре­хов­но­сти че­ло­ве­ка как при­чине всех его несча­стий, уче­ние об из­бав­ле­нии от гре­хов путем мо­лит­вы и по­ка­я­ния, про­по­ведь любви к ближ­не­му, сми­ре­ния и про­ще­ния.

 Андрей Рублев. Троица. Нач. XV в.

Рис. 4. Ан­дрей Руб­лев. Тро­и­ца. Нач. XV в. (Ис­точ­ник)

Хри­сти­ан­ство опи­ра­ет­ся на веру в по­ту­сто­рон­ний мир и вто­рое при­ше­ствие Хри­ста для вер­ше­ния Страш­но­го суда над греш­ни­ка­ми и воз­да­я­ния пра­вед­ни­кам. (Рис. 5)

Неизвестный автор. Страшный суд. XV в.

Рис. 5. Неиз­вест­ный автор. Страш­ный суд. XV в. (Ис­точ­ник)

Нрав­ствен­ные по­зи­ции хри­сти­ан­ства вы­ра­же­ны в из­вест­ных за­по­ве­дях, из­ло­жен­ных в На­гор­ной про­по­ве­ди Хри­ста. (Рис. 6)

Гюстав Доре. Нагорная проповедь. 1864–1866

Рис. 6. Гю­став Доре. На­гор­ная про­по­ведь. 1864–1866 (Ис­точ­ник)

На­гор­ная Про­по­ведь – от­ры­вок из Еван­ге­лия от Мат­фея, главы 5–7, где Хри­стос про­по­ве­ду­ет ос­нов­ные мо­раль­ные прин­ци­пы сво­е­го уче­ния: лю­бовь к Богу и ближ­не­му, са­мо­от­вер­жен­ный поиск ис­ти­ны, де­ла­ние добра. В На­гор­ной Про­по­ве­ди Хри­стос об­ра­ща­ет­ся к вет­хо­за­вет­но­му за­ко­ну, под­твер­ждая и углуб­ляя его. Мо­раль­ные тре­бо­ва­ния На­гор­ной Про­по­ве­ди об­ра­ще­ны к лич­ной со­ве­сти че­ло­ве­ка, а не пред­ла­га­ют мо­дель ка­ко­го-ли­бо об­ще­ствен­но-го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства.

В ходе сво­е­го раз­ви­тия в XI в. хри­сти­ан­ство раз­де­ли­лось на за­пад­ное (ка­то­ли­цизм) и во­сточ­ное (пра­во­сла­вие). В XV в. в ка­то­ли­циз­ме воз­ник­ло про­те­стант­ское на­прав­ле­ние. Про­те­стан­тизм – это общее на­зва­ние раз­лич­ных ве­ро­уче­ний, воз­ник­ших в ходе Ре­фор­ма­ции как про­тест про­тив рим­ско-ка­то­ли­че­ской церк­ви (лю­те­ран­ство, каль­ви­низм). Ос­нов­ной тезис про­те­стан­тиз­ма, вы­дви­ну­тый Мар­ти­ном Лю­те­ром, со­сто­ит в «спа­се­нии верой», ко­то­рая не тре­бу­ет по­сред­ни­че­ства церк­ви и ду­хо­вен­ства.

В на­сто­я­щее время хри­сти­ан­ство су­ще­ству­ет в виде этих трех вет­вей – пра­во­сла­вия, ка­то­ли­циз­ма и про­те­стан­тиз­ма. Пра­во­сла­вие ис­по­ве­ду­ет­ся в ос­нов­ном сла­вян­ски­ми на­ро­да­ми, ка­то­ли­цизм и про­те­стан­тизм наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке.

Ислам (му­суль­ман­ство) воз­ник в VII в. среди ара­вий­ских араб­ских пле­мен и в на­сто­я­щее время на­счи­ты­ва­ет около мил­ли­ар­да своих при­вер­жен­цев пре­иму­ще­ствен­но в стра­нах Азии и Аф­ри­ки. Ос­но­ва­те­лем ис­ла­ма счи­та­ет­ся про­рок Му­хам­мед, ко­то­рый вос­при­нял Слово Ал­ла­ха и понес его людям. Это Слово стало Ко­ра­ном – свя­щен­ной кни­гой му­суль­ман. (Рис. 7)

Коран – священная книга мусульман

Рис. 7. Коран – свя­щен­ная книга му­суль­ман (Ис­точ­ник)

Ислам в пе­ре­во­де на рус­ский язык озна­ча­ет «по­кор­ность». Че­ло­век как су­ще­ство сла­бое дол­жен упо­вать на Ал­ла­ха, на­де­ять­ся на его по­мощь и под­держ­ку. Ислам тре­бу­ет от му­суль­ман стро­го­го вы­пол­не­ния пяти ос­нов­ных обя­зан­но­стей («стол­пов ис­ла­ма»):

1. ве­рить в то, что «нет Бога, кроме Ал­ла­ха, и Му­хам­мед – про­рок его» (ша­хада, рис. 8);

Первым столпом Ислама является произнесение шахады без принуждения, со знанием и осознанием ее смысла

Рис. 8. Пер­вым стол­пом Ис­ла­ма яв­ля­ет­ся про­из­не­се­ние ша­хады без при­нуж­де­ния, со зна­ни­ем и осо­зна­ни­ем ее смыс­ла (Ис­точ­ник)

2. пять раз в день со­вер­шать мо­лит­ву-на­маз (рис. 9);

 Молитва

Рис. 9. Мо­лит­ва (Ис­точ­ник)

3. со­блю­дать пост (уразу);

4. да­вать ми­ло­сты­ню, в том числе раз в году де­лить­ся до­хо­да­ми в поль­зу бед­ных (закят);

5. со­вер­шить па­лом­ни­че­ство в Мекку хотя бы раз в жизни. (Рис. 10)

Мекка во время хаджа

Рис. 10. Мекка во время хаджа (Ис­точ­ник)

От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью ис­ла­ма можно счи­тать ша­ри­ат, в ко­то­ром пе­ре­пле­та­ют­ся пра­во­вые, ре­ли­ги­оз­ные, нрав­ствен­ные нормы, а также уста­нав­ли­ва­ют­ся меры на­ка­за­ния за их на­ру­ше­ние и ко­то­рый ре­гу­ли­ру­ет по­ве­де­ние че­ло­ве­ка во всех сфе­рах его жизни.

Таким об­ра­зом, несмот­ря на раз­ли­чие ми­ро­вых ре­ли­гий, в про­по­ве­ду­е­мых ими ду­хов­ных, нрав­ствен­ных цен­но­стях много об­ще­го. Это де­ла­ет воз­мож­ным не толь­ко диа­лог куль­тур, но и диа­лог ре­ли­гий.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/mirovye-religii

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=B53gu3y3mIc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=lw4wxbzIYtY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=LUaHubYSy1k

источник презентации -http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6532-mirovye-religii.html

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=PTDIOROfMCo

http://www.youtube.com/watch?v=wPCKIzpwWVs

Файлы