11 класс. Обществознание. Социальная солидарность и социальный конфликт

11 класс. Обществознание. Социальная солидарность и социальный конфликт

Комментарии преподавателя

Со­ци­аль­ная неод­но­род­ность об­ще­ства, раз­ли­чие в уров­нях до­хо­дов, вла­сти, пре­сти­же и т. д. неред­ко при­во­дит к со­ци­аль­ным кон­флик­там.

Они яв­ля­ют­ся неотъ­ем­ле­мой ча­стью об­ще­ствен­ной жизни и все­гда свя­за­ны с субъ­ек­тив­ным со­зна­ни­ем людей, про­ти­во­ре­чи­во­сти их ин­те­ре­сов тех или иных со­ци­аль­ных групп. Обостре­ния про­ти­во­ре­чия по­рож­да­ют от­кры­тые или за­кры­тые кон­флик­ты толь­ко тогда, когда они глу­бо­ко пе­ре­жи­ва­ют­ся лю­дь­ми и осо­зна­ют­ся как несов­ме­сти­мость целей и ин­те­ре­сов.

Кон­фликт – это столк­но­ве­ние про­ти­во­по­лож­ных целей, мне­ний, ин­те­ре­сов, по­зи­ций оп­по­нен­тов или субъ­ек­тов вза­и­мо­дей­ствия. (Рис. 1)

Со­ци­аль­ный кон­фликт – это про­ти­во­бор­ство ин­ди­ви­дов или групп, пре­сле­ду­ю­щих со­ци­аль­но зна­чи­мые цели. Он воз­ни­ка­ет, когда одна сто­ро­на стре­мит­ся к ре­а­ли­за­ции своих целей или ин­те­ре­сов в ущерб дру­гой.

Конфликт – явление повсеместное

Рис. 1. Кон­фликт – яв­ле­ние по­все­мест­ное (Ис­точ­ник)

Каж­дое об­ще­ство, каж­дая со­ци­аль­ная груп­па, со­ци­аль­ная общ­ность в той или иной сте­пе­ни под­вер­же­на кон­флик­там. В науке су­ще­ству­ет спе­ци­аль­ная от­расль со­цио­ло­ги­че­ско­го зна­ния, изу­ча­ю­щая непо­сред­ствен­но это со­ци­аль­ное яв­ле­ние – кон­флик­то­ло­гия.

Участ­ни­ки кон­флик­та на­зы­ва­ют­ся субъ­ек­та­ми кон­флик­та. К ним от­но­сят­ся: сви­де­те­ли, под­стре­ка­те­ли, по­соб­ни­ки, по­сред­ни­ки.

Как пра­ви­ло, ин­те­рес из-за ко­то­ро­го раз­го­ра­ет­ся кон­фликт, вы­сту­па­ет пред­ме­том кон­флик­та. (Рис. 2) Стоит также раз­ли­чать при­чи­ну и повод кон­флик­та.

При­чи­на кон­флик­та – это объ­ек­тив­ное об­сто­я­тель­ство, ко­то­рое пред­опре­де­ля­ет кон­фликт.

Повод – незна­чи­тель­ное про­ис­ше­ствие, ко­то­рое спо­соб­ству­ет воз­ник­но­ве­нию кон­флик­та, но сам кон­фликт может не на­чать­ся.

В основе любого конфликта лежит противоречие, которое проявляется в социальном напряжении

Рис. 2. В ос­но­ве лю­бо­го кон­флик­та лежит про­ти­во­ре­чие, ко­то­рое про­яв­ля­ет­ся в со­ци­аль­ном на­пря­же­нии (Ис­точ­ник)

Со­ци­аль­ное на­пря­же­ние – это чув­ство неудо­вле­тво­рён­но­сти по­ло­же­ни­ем дел и го­тов­но­сти их из­ме­нить. Но про­ти­во­ре­чие может остать­ся скры­тым и не пе­ре­ра­с­ти в от­кры­тое столк­но­ве­ние. Таким об­ра­зом, про­ти­во­ре­чие вы­ра­жа­ет скры­тый и ста­тич­ный ха­рак­тер, а кон­фликт – от­кры­тый и ди­на­мич­ный.

При­чи­на кон­флик­та свя­за­на с по­треб­но­стя­ми кон­флик­ту­ю­щих сто­рон. Вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие при­чи­ны кон­флик­тов:

- со­ци­аль­ная неод­но­род­ность об­ще­ства;

- раз­ли­чие в уров­нях до­хо­дов, вла­сти, куль­ту­ры, до­сту­пе к об­ра­зо­ва­нию и др.;

- ре­ли­ги­оз­ные раз­ли­чия; по­ве­де­ние че­ло­ве­ка (тем­пе­ра­мент, ин­тел­лект, куль­ту­ра и др.).

Вы­де­ля­ют по­зи­тив­ные и нега­тив­ные функ­ции кон­флик­та. К по­зи­тив­ным от­но­сят: ин­фор­ми­ро­ва­ние о на­ли­чии со­ци­аль­ной на­пря­жён­но­сти; сти­му­ли­ро­ва­ние со­ци­аль­ных из­ме­не­ний; сня­тие со­ци­аль­ной на­пря­жён­но­сти. (Рис. 3)

Снятие напряжённости

Рис. 3. Сня­тие на­пря­жён­но­сти (Ис­точ­ник)

К нега­тив­ным функ­ци­ям, от­но­сят­ся: со­зда­ние стрес­со­вых си­ту­а­ций; дез­ор­га­ни­за­ция со­ци­аль­ной жизни; раз­ру­ше­ние со­ци­аль­ной си­сте­мы. (Рис. 4)

Конфликт приводит к дезорганизации жизн

Рис. 4. Кон­фликт при­во­дит к дез­ор­га­ни­за­ции жизни (Ис­точ­ник)

Со­ци­аль­ный кон­фликт про­хо­дит три ос­нов­ные ста­дии:

1. Пред­кон­фликт­ная си­ту­а­ция. Участ­ни­ки осо­зна­ют на­пря­жён­ность вза­и­мо­от­но­ше­ний, на этой ста­дии про­ис­хо­дит опре­де­ле­ние раз­ви­тия даль­ней­шей си­ту­а­ции – предот­вра­ще­ние или раз­го­ра­ние кон­флик­та.

2. Непо­сред­ствен­но кон­фликт. Участ­ни­ки ре­ша­ют, что со­гла­сие невоз­мож­но, на­чи­на­ет­ся от­ры­тое столк­но­ве­ние.

3. Раз­ре­ше­ние кон­флик­та. За­вер­ше­ние и устра­не­ние при­чин кон­флик­та.

Кон­флик­то­ло­ги вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие спо­со­бы ре­ше­ния со­ци­аль­ных кон­флик­тов:

1. Ком­про­мисс. (Рис. 5)

Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон

Рис. 5. Ком­про­мисс – ре­ше­ние про­бле­мы через вза­им­ные уступ­ки сто­рон (Ис­точ­ник)

2. Пе­ре­го­во­ры – мир­ная бе­се­да сто­рон по ре­ше­нию про­блем. (Рис. 6)

Переговоры помогают разрешить противоречия мирно

Рис. 6. Пе­ре­го­во­ры по­мо­га­ют раз­ре­шить про­ти­во­ре­чия мирно (Ис­точ­ник)

3. По­сред­ни­че­ство. (Рис. 7)

Посредничество – использование третьей стороны в решении проблем

Рис. 7. По­сред­ни­че­ство – ис­поль­зо­ва­ние тре­тьей сто­ро­ны в ре­ше­нии про­блем (Ис­точ­ник)

4. При­ме­не­ние силы, вла­сти – од­но­сто­рон­нее ис­поль­зо­ва­ние вла­сти или силы одной более мощ­ной сто­ро­ны. (Рис. 8)

 Прав тот, кот сильнее

Рис. 8. Прав тот, кот силь­нее (Ис­точ­ник)

Кон­флик­то­ло­гия опре­де­ли­ла усло­вия, при ко­то­рых воз­мож­но успеш­ное раз­ре­ше­ние со­ци­аль­ных кон­флик­тов:

- свое­вре­мен­ный и точ­ный ди­а­гноз при­чин кон­флик­та;

 – обо­юд­ная за­ин­те­ре­со­ван­ность в пре­одо­ле­нии про­ти­во­ре­чий и при­зна­ния ин­те­ре­сов про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны;

- сов­мест­ный поиск путей пре­одо­ле­ния кон­флик­та (диа­лог, пе­ре­го­во­ры, по­сред­ни­че­ство и др.).

Таким об­ра­зом, кон­фликт – это важ­ней­шая сто­ро­на вза­и­мо­дей­ствия людей в об­ще­стве, он есть сам по себе и носит как нега­тив­ные, так и по­зи­тив­ные на­ча­ла.

источник конспект а- http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bobwestvo-v-socialnyh-i-duhovnyh-praktikahb/sotsialnaya-solidarnost-i-sotsialnyy-konflikt?seconds=0&chapter_id=815

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ang4gTCJfzE

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=U7JEtJjbCuA

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=YOLLb79ForM

источник презентации  - http://www.myshared.ru/slide/download/ 

источник презентации - http://900igr.net/zip/pedagogika/Dukhovnoe-razvitie-lichnosti.html

Файлы