11 класс. Английский язык. Словообразование

11 класс. Английский язык. Словообразование

Комментарии преподавателя

 1. Словообразование. Способы словообразования

Сло­во­об­ра­зо­ва­ние – это один из самых про­дук­тив­ных спо­со­бов рас­ши­ре­ния сло­вар­но­го за­па­са. Новые слова в ан­глий­ском языке можно об­ра­зо­вать несколь­ки­ми спо­со­ба­ми.

Спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

1. affixation – аф­фик­са­ция (+ суф­фик­сы и/или при­став­ки);

2. conversion – кон­вер­сия (об­ра­зо­ва­ние новых слов без из­ме­не­ния их на­пи­са­ния и про­из­но­ше­ния);

3. compounding – сло­во­сло­же­ние (об­ра­зо­ва­ния новых слов путем сло­же­ния уже су­ще­ству­ю­щих).

 2. Аффиксация

Аф­фик­са­ция – это об­ра­зо­ва­ние новых слов при по­мо­щи при­со­еди­не­ния к ос­но­ве слова суф­фик­сов и/или при­ста­вок.

Суф­фик­сы и при­став­ки могут при­со­еди­нять­ся к раз­лич­ным ча­стям речи, из­ме­няя при этом их зна­че­ние.

При­мер:

happy (счаст­ли­вый)

unhappy (несчаст­ный)

happiness (сча­стье)

happily (счаст­ли­во)

help (по­мощь)

helper (по­мощ­ник)

helpful (по­лез­ный)

helpless (бес­по­мощ­ный)

Более по­дроб­но мы рас­смот­рим этот тип сло­во­об­ра­зо­ва­ния на дру­гом уроке.

 3. Конверсия

Кон­вер­сия – это спо­соб об­ра­зо­ва­ния но­во­го слова путем из­ме­не­ния части речи. При этом ни на­пи­са­ние, ни про­из­но­ше­ние не ме­ня­ет­ся.

В со­вре­мен­ном ан­глий­ском языке кон­вер­сия наи­бо­лее про­дук­тив­на при об­ра­зо­ва­нии гла­го­лов из су­ще­стви­тель­ных.

При­мер:

a dream (мечта) → to dream (меч­тать)

a mistake (ошиб­ка) → to mistake (оши­бать­ся)

a master (хо­зя­ин) → to master (управ­лять)

a house (дом) → to house (раз­ме­щать)

a water (вода) → to water (по­ли­вать)

 

My grandmother bottled (verb) the juice and canned (verb) the pickles.

My grandmother put the juice in a bottle (noun) and the pickles in a can (noun).

She microwaved (verb) her lunch.

She heated her lunch in the microwave (noun).

A doctor eyed (verb) my swollen eye (noun).

Также рас­про­стра­не­на кон­вер­сия, где от гла­го­ла об­ра­зу­ет­ся су­ще­стви­тель­ное.

При­мер:

to call (зво­нить) → call (зво­нок)

to cry (пла­кать) → cry (плач)

to laugh (сме­ять­ся) → laugh (смех)

to sleep (спать) → sleep (сон)

to start (на­чи­нать) → start (на­ча­ло)

The guard alerted (verb) the general to the attack (noun).

The enemy attacked (verb) before an alert (noun) could be sounded.

Sometimes one just needs a good cry (noun).

The baby cried (verb) all night.

We need to increase (verb) our productivity to see an increase (noun) in profits. (кон­вер­сия + из­ме­не­ние уда­ре­ния)

Су­ще­ству­ют и дру­гие мо­де­ли кон­вер­сии, хотя они и менее рас­про­стра­не­ны:

при­ла­га­тель­ное → гла­гол

empty (пу­стой) → to empty (опу­сто­шать)

white (белый) → to white (бе­лить)

пред­лог → су­ще­стви­тель­ное

up, down → the ups and downs of life

союз → су­ще­стви­тель­ное

if, and, but → no ifs, ands, or buts

меж­до­ме­тие → су­ще­стви­тель­ное

ho ho ho → I love the ho ho hos of Christmastime.

При­ме­ча­ние:

Ино­гда при из­ме­не­нии части речи про­ис­хо­дит че­ре­до­ва­ние зву­ков или букв в сло­вах.

advice [s] (совет) → to advise [z] (со­ве­то­вать) close [s] (за­кры­тый, близ­кий) → to close [z] (за­кры­вать, сбли­жать­ся)

to save (спа­сать) → a safe (сейф)

Кроме того, в неко­то­рых сло­вах при кон­вер­сии ме­ня­ет­ся уда­ре­ние. Чаще всего это су­ще­стви­тель­ные и гла­го­лы, ко­то­рые сов­па­да­ют по форме. В таких слу­ча­ях, у су­ще­стви­тель­ных уда­ре­ние па­да­ет на пер­вый слог, а у гла­го­лов – на вто­рой.

présent (по­да­рок) → to presént (да­рить)

íncrease (уве­ли­че­ние) → to incréase (уве­ли­чи­вать)

éxport (экс­порт) → to expórt (экс­пор­ти­ро­вать)

Об­раз­цы кон­вер­сии

Here you can see more examples of conversion.

Noun → verb

access → to access

bottle → to bottle

can → to can

closet → to closet

email → to email

eye → to eye

fiddle → to fiddle

fool → to fool

Google → to google

host → to host

knife → to knife

microwave → to microwave

name → to name

pocket → to pocket

salt → to salt

shape → to shape

ship → to ship

spear → to spear

torch → to torch

Verb → Noun

to alert → alert

to attack → attack

to clone → clone

to command → command

to cover → cover

to experience → experience

to fear → fear

to feel → feel

to hope → hope

to increase → increase

to judge → judge

to rise → rise

to run → run

to turn → turn

to visit → visit

 4. Словосложение

Сло­во­сло­же­ние – это про­цесс объ­еди­не­ния двух или более кор­не­вых слов в одно со­став­ное.

Слож­ные су­ще­стви­тель­ные в ан­глий­ском языке могут пи­сать­ся:

1. слит­но (без со­еди­ни­тель­но­го эле­мен­та)

headache, heartbreak

2. через дефис в ка­че­стве со­еди­ни­тель­но­го эле­мен­та

pick-pocket, run-through

3. с пред­ло­гом или со­ю­зом в ка­че­стве со­еди­ни­тель­но­го эле­мен­та

down-and-out, son-in-law

Слож­ные су­ще­стви­тель­ные могут со­сто­ять из раз­лич­ных ча­стей речи:

1. су­ще­стви­тель­ное + су­ще­стви­тель­ное

note+book → notebook

air+field → airfield

2. при­ла­га­тель­ное + су­ще­стви­тель­ное

blue+berry → blueberry

heavy+weight → heavyweight

3. гла­гол + су­ще­стви­тель­ное

to work + room → a workroom

to view + point → a viewpoint

4. су­ще­стви­тель­ное + гла­гол

breast + to feed → to breastfeed

5. гла­гол + гла­гол

to stir + to fry → to stir-fry

6. при­ла­га­тель­ное + гла­гол

high + to light → to highlight

full + to fill → to fulfill

7. гла­гол + пред­лог

to break + up → a breakup

8. су­ще­стви­тель­ное + при­ла­га­тель­ное

water + proof → waterproof

9. пред­лог + гла­гол

out + to run → to outrun

10. при­ла­га­тель­ное + при­ла­га­тель­ное

bitter + sweet → bittersweet

11. на­ре­чие + при­ча­стие

well + educated → well-educated

12. пред­лог + пред­лог

in + to → into

with + out → without

Неко­то­рые слож­ные слова имеют более двух со­став­ля­ю­щих.

При­мер:

pick-up truck = pick-up + truck (pick-up = pick +up)

 5. Другие способы словообразования

По­ми­мо уже упо­мя­ну­тых, су­ще­ству­ют еще неко­то­рые спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния в ан­глий­ском языке.

1. усе­че­ние (clipping) – это спо­соб об­ра­зо­ва­ния но­во­го слова путем умень­ше­ния уже име­ю­ще­го­ся без из­ме­не­ния в зна­че­нии.

advertisement → ad

alligator → gator

examination → exam

gasoline → gas

gymnasium → gym

influenza → flu

laboratory → lab

mathematics → math

memorandum → memo

photograph → photo

public house → pub

situational comedy → sitcom

telephone → phone

hamburger → burger

2. сло­во­сли­я­ние (blending) – это спо­соб об­ра­зо­ва­ния но­во­го слова путем сли­я­ния двух уже су­ще­ству­ю­щих слов. При этом зна­че­ние но­во­об­ра­зо­ван­но­го слова обыч­но со­че­та­ет в себе зна­че­ния двух пер­во­на­чаль­ных.

advertisement + entertainment → advertainment

breakfast + lunch → brunch

motor + hotel → motel

smoke + fog → smog

telephone + marathon → telethon

web + seminar → webinar

electric + execute → electrocute

cheese + hamburger → cheeseburger

cybernetic + organism → cyborg

Spanish + English → Spanglish

3. ре­вер­сия (back-formation) – это спо­соб об­ра­зо­ва­ния но­во­го слова путем уда­ле­ния сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са.

babysitter → to babysit

donation → to donate

gambler → to gamble

obsessive → to obsess

4. аб­бре­ви­а­ту­ры (acronyms) – это спо­соб об­ра­зо­ва­ния но­во­го слова путем сло­же­ния пер­вых букв фразы.

scuba (self-contained underwater breathing apparatus)

radar (radio detection and ranging)

NB – nota bene, literally ‘note well’

LOL – laughing out loud

ROFL – rolling on the floor laughing

 6. Практическое задание

1. Fill in the gaps using a corresponding verb or noun:

1. It is my personal ___ that this man is innocent.

a) believe

b) belief

2. Let me listen to your chest. Take a deep ____ and say ‘Ah’.

a) breath

b) breathe

3. You should put your valuables in the ___ .

a) save

b) safe

4. Drug ___ is a terrible problem all over the world.

a) use

b) to use

5. I’ve been so worried about you! It’s such a ____ to see you at last!

a) relieve

b) relief

6. Can you show me how___ this new coffee machine?

a) to use

b) use

7. People need time ___ after the death of someone they love.

a) grief

b) to grieve

8. Take my ___ . Never marry for money. Marry for love.

a) advice

b) advise

Check yourself – 1B, 2A, 3B, 4A, 5B, 6A, 7B, 8C

2. Make up new compound nouns from the description given.

e.g. A machine for drying hair → hair drier

1. A thing for opening tins.

2. Things for warming people’s legs.

3. A liquid that removes paint.

4. A tool that opens bottles.

5. A thing for peeling potatoes.

6. A liquid for removing eye makeup.

7. Stuff for freshening the air.

Check yourself – tin opener, legwarmer, paint remover, bottle opener, potato peeler, eye makeup remover, air freshener.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/english/10-11-klassy/nelichnye-formy-glagola-infinitiv-gerundiy-prichastiya-infinitive-ing-form-participle/slovoobrazovanie?seconds=0&chapter_

http://www.youtube.com/watch?v=U1fHRbr6QhE

http://prezentacii.com/angliiskii_yazik/7032-slovoobrazovanie.html

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/01/20/prezentatsiya-na-temu-sposoby-slovoobrazovaniya-v-angliyskom-yazyke

http://www.youtube.com/watch?v=bYap9gYiTfg

Файлы