Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).

Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).

Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных.

Комментарии преподавателя

Тема урока: Урок-проект в 6 классе «Путешествие в имя прилагательное»

«Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Цели урока: 1.Систематизация и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.

2.Повторение орфограмм, связанных с правописанием имен прилагательных.

3.Развитие лингвистического мышления, познавательных способностей, связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы, выразительного чтения.

4. Воспитание любви к родному языку, к родной природе.

5. Создание условий успешного обучения учащихся.

Тип урока: «Урок-проект» ( Дети готовят проекты)

Оборудование: мультимедийная система, ПК, карточки с дифференцированными заданиями, проекты, приготовленные детьми.

Ход урока:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся (создаются условия для возникновения у ученика потребности включения в учебную деятельность)

  2. Работа над эпиграфом к уроку. (Слайд 1).(Прилож.1)

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

(О. Головко)

  • Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

Конечно, имя прилагательное. Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы? Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Дети называют тему, слайд 2).

  • Что вы должны знать и уметь по данной теме? (Дети отвечают, слайд 3

  1. Сегодня у нас необычный урок-путешествие, приготовленный по вашим проектам

Перед вами карта пестрой разноцветной страны, имя ее - Прилагательное. (Слайд 4). А на каждой парте у вас лежат маршрутные листы. ( Ребята заполняют маршрутные листы, выставляя, оценки друг другу и оценивая себя)

Чтобы проникнуть в глубь этой страны, мы должны пройти через ворота, которые находятся на станции Выразительная. Чтобы миновать ее, надо выполнить задание. Перед вами на листочках имеются два текста. (Приложение). Прочитайте два описания и ответьте на вопрос: «В какое утро вы хотели бы отправиться путешествовать и почему?»

1.Удивительн.. утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над серебрист.. лесом синеет зимн.. небо. В голубоват... снегу причудлив.. узором переплетаются глубок.. следы рыженьк.. лисицы и доверчив.. зайчишки.

2. Утро! Одеялом укутана земля. Над лесом синеет небо. В снегу узором переплетаются следы лисицы и зайчишки.(Приложение 2)

1.гр (Идет работа с текстами). (Слайд 5,6).

Озаглавьте текст.
Какова его основная мысль? Назовите прилагательные, определите их роль в тексте.

Удивительн.. утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над серебрист.. лесом синеет зимн.. небо. В голубоват... снегу причудлив.. узором переплетаются глубок.. следы рыженьк.. лисицы и доверчив.. зайчишки.

2гр.Выполнение тестов.( готовила Линдт Лена) (Приложение 3)

3гр- Электронная презентация сказок на лингвистическую тему ( готовила Пискунова Катя) Приложение 4

4.Станция «Синтаксическая».

Мы двигаемся вперед, на станцию «Синтаксическая». На этой станции нам предлагается встретиться с предложением.
Записать предложение, сделать его синтаксический разбор ,

1,2 группа подчеркнуть члены предложения
Чудесно зимнее утро!.

3 гр.-характеристику предложению (Повеств., невосклиц., простое, распростр.).
1..- Какова же синтаксическая роль прилагательного?

2. Вывод: (Прилагательное в предложении может быть определением и сказуемым). (Слайд7).

5.Станция «Разрядная».

Прочитайте шуточные стихотворения и ответьте на вопрос: какой разряд имени прилагательного мог так метко описать своё назначение?

(Слайд 8)

Притягивать предметы – моя слабость.

На принадлежность я вам укажу.

Я чувствую такую, право, сладость,

Когда про свою сущность говорю.

Я собачий, волчий, Гутин,

Зятев, мамин и отцов,

Иванов, Медведев, Путин,

Пушкин, Лермонтов, Кольцов.

(Слайд 9)

Качество предметов означаю,

Сильного сильнейшим называю.

Я быстрее бегаю, чем он,

В русском я, бесспорно, чемпион.

Я отважный, смелый, молодой,

Самый просвещённый и крутой,

Образный и очень ослепительный,

Озорной, весёлый, восхитительный. (О.Головко)

(Слайд 10)

Я отношенье к действию имею,

С материалом, временем дружу,

Назначеньем мастерски владею –

Вот что я вам, братцы расскажу.

Я французский иль немецкий,

Сельский или городской.

Я английский иль турецкий,

Деревянный иль стальной. (О.Головко)

Интерактивная доска

  • Итог (Слайд 11).

 

  1. Физкультминутка

Игра в «снежки». (Учитель бросает мяч кому-то из учеников, называя имя прилагательное; учащийся должен назвать разряд прилагательного).

  • Белый, железный, птичий, соболиный, летний, бумажный, мужественный, страшный, петушиный, бычий, удачный, сегодняшний, городской, успешный, дядин, хищный, вкусный, поздний, светлый.

  1. Станция «Морфологическая» (слайд 12)

Работа с пословицей и морфологический разбор слов. (Маленькое дело

лучше большого безделья)

(Взаимопроверка) (Слайд 13). Работа в парах по вариантам.

1 вар

Маленькое (дело)

  1. Дело (какое?) маленькое.

  2. Н. ф. – маленький, качеств., в полной форме, И.п., ед.ч., ср.р.

Дело (какое?) маленькое (определение)

Большого (безделья)

2 вар

  1. Безделья (какого?) большого.

  2. Н. ф. – большой, качеств., в полной форме, Р.п., ед.ч., ср.р

  3. Безделья (какого?) большого (определение).

 

  1. Станция «Орфографическая»

Класс делится на 3 группы Каждый участник группы выполняет по одному заданию из дидактического материала. (Слайд 17).

Выполнение дифференцированных устных заданий. (Приложение).

1.Буквы о и е 2.Слитное и 3. Одна и две

после шипящих раздельное буквы Н

в суффиксах прил. написание НЕ в суффиксах

с прилагательными прилагательных

 

Работа на компьютере Программа «Фраза»( Желающие) и на интерактивной доске (Материал из интернета ФЦИОР (teleschool.russian 10.24.k2 ))

  1. Станция «Лингвистическая»

Проводится лингвистический эксперимент. (Слайд 14-16)

(прилагательные опущены)

ЗИМА

Снега синей, снега туманней;

Вновь освеженней дышим мы.

Люблю деревню, вечер (ранний)

И грусть (серебряной) зимы…

Лицо изрежет ветер резкий,

Прохлещет хладом в глубь аллей;

Ломает (хрупкие) подвески

(Ледяных), (звонких) хрусталей.

Навесив синий, синий иней

В (стеклянный) ток остывших вод,

На снежной, (бархатной) пустыне

Воздушный водит хоровод.

(А. Белый).

Восстановление стихотворения А. Белого «Зима». Дети читают получившийся вариант, учитель- подлинный.

10. деловая игра « Я – учитель» Я ставлю перед вами проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики 6 класса. в следующем году

Знакомит с заданием:

- Найдите листок, прочитайте вслух задание.

Читает вслух текст под музыку.

Хорош зимний лес!

Вершину могучей сосны освещает ослепительное солнце.

В ажурной косынке красуется развесистая береза.

Приветливыми огоньками алеют из-под меховых шапочек гроздья рябины.

В большом зимнем лесу каждое дерево сказочное.

Акцентирует внимание:

- Чтобы справиться с заданием, мы вспомним порядок выполнения работы. Прочитайте его .

Порядок выполнения работы.

1. Подчеркните в тексте «ошибкоопасные» места.

2. Обозначьте орфограммы.

3. Продумайте дополнительные задания.

4. Покажите образец выполнения всех заданий.

Объясняет:

- Это групповая форма работы: каждая группа будет работать с одним предложением - порядок предложений соответствуют номеру группы, и мы все вместе подготовим текст для контрольного списывания. Инструкцию к выполнению подобного задания вы знаете.

11. Представление презентаций учащимися. ( Ребусы, сказки, кроссворды, тесты, электронные презентации по теме прилагательное) (Приложение 5.6.7)

12.Подведение итогов урока. (Дети выставляют оценки в маршрутные листы)

13. Рефлексия. Фиксируют новое содержание , примененное на уроке. Оценивают свою деятельность (Приложение 8)

  • Напишите все эпитеты, которыми можно охарактеризовать сегодняшний урок.

14.Домашнее задание (дифференцированно)

Файлы