Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).

Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).

Комментарии преподавателя

Цели урока:

  • Образовательная: показать учащимся условия слитного и дефисного написание сложных имён прилагательных
  • Развивающая: Развивать навыки мыслительной деятельности, образное мышление

Оборудование: компьютер, экран, проектор, сигнальные карточки.

Проверка домашнего задания. (на листочках

Распределите прилагательные на две группы с суффиксами –К- и –СК- (слайд 2).

Проверка выполнения (слайд 3)

На доске записаны слова: (слайд 4)

  • Кресло(кровать)
  • Сбер(касса)
  • Кисло(сладкий)
  • Газо(провод)
  • Ярко(красный)
  • Северо(западный)
  • Генерал(лейтенант)
  • Право(бережный)
  1. Прочитайте слова вслух. Скажите, что у них общего? (Это сложные слова)
  2. Какие слова называются сложными? (сложными называются слова, которые состоят из двух и более корней)
  3. Разделите эти слова на две группы. (существительные и прилагательные) (слайд 5)
  4. Расскажите о правописании сложных существительных. Для примеров используйте слова на доске.
  5. Назовите остальные слова. Как они могут быть написаны?
  6. Постановка проблемы, формулировка темы и целей урока (слайды 6-8)

Формулировка правил.

Через дефис

  • Правило 1. Через дефис пишутся прилагательные с повторяющейся основой
  • Правило 2. Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие оттенки цвета, вкуса, запахи
  • Правило 3. Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис
  • Правило 4. Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сочетания основ независимых друг от друга слов (можно вставить союз И)

Слитно

  • Правило 5. СЛИТНО пишутся прилагательные, если они образованы путем сочетания основ слов, одно из которых зависит от другого (нельзя вставить союз И)
  • Правило 6. СЛИТНО пишутся прилагательные, если они образованы от слитно пишущихся имен существительных

Запись схемы в грамматическую тетрадь (слайд 25)

Выполнение упражнений

А) Раскрыть скобки (слайд 26) (по цепочке с объяснением)

  • (Юго) западное побережье
  • юго-западное побережье
  • (кисло) сладкий соус
  • кисло-сладкий соус
  • (русско) японский словарь
  • русско- японский словарь
  • (древне) русский язык
  • древнерусский язык
  • (лимонно) жёлтые полоски
  • лимонно-жёлтые полоски

Б) Самостоятельно записать в тетрадь словосочетания, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы (слайд 27)

  • (зелёно) серый пла_
  • (перво) майские праз(?)ники
  • (желто) ротый пт..нец,
  • (тревожно) грус(?)ный взгляд,
  • (изжелта) красный ог..нек
  • (землянично) черничное варен..е,
  • (синие) пр..синие глаза
  • (древне) индийские рукописи
  • (иссиня) ч..рный грач..

(слайд 28 – проверка)

  • Зелёно-серый плащ
  • первомайские праздники
  • желторотый птенец,
  • тревожно-грустный взгляд,
  • изжелта-красный огонек
  • землянично-черничное варенье,
  • синие-пресиние глаза
  • древнеиндийские рукописи
  • иссиня-чёрный грач

В) Заменить словосочетания синонимичными словосочетаниями прил. + сущ. (слайд 29)

  • девушка с чёрными глазами
  • животное с длинной шеей
  • мороз сорок градусов
  • пират с одной ногой
  • народы Северного Кавказа
  • малыш с тёмной кожей
  • мороженое с шоколадом и орехами
  • граница России и Украины
  • обезьяна с длинным хвостом

(слайд 30 – проверка)

  • Черноглазая девушка
  • Длинношеее животное
  • Сорокаградусный мороз
  • Одноногий пират
  • Северокавказские народы
  • Темнокожий малыш
  • Шоколадно-ореховое мороженое
  • Российско-украинская граница
  • Длиннохвостая обезьяна

Игра на понимание с сигнальными карточками (слайд 31-33)

Формулирование домашнего задания (слайд 34)

Рефлексия. Подведение итогов урока

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.