Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).

Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).

Комментарии преподавателя

Цели:

  • познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с именами прилагательным;
  • развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, умение анализировать, работать самостоятельно с источником информации, делать выводы;
  • воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной форме, а также выступать перед аудиторией.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Орфографическая пятиминутка (комментированное объяснение)

(Не)настье; (не)друг, а враг; (не)счастье; (не)друг; (не)брежный; (не)обходимость; (не)решительность; (не)правда; (не)приятель; (не)праздник, а скука; (не)годование; (не)зверь, а человек; (не)веселый.

Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?

Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.

Учитель: А данные слова являются какой частью речи?

Учащиеся: Прилагательными

Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?

Учащиеся: Данную тему не изучали

Учитель: Тема нашего урока “Правописание НЕ с прилагательными”

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) Повторить… .

2) Познакомиться с … .

3) Научиться … .

3. Изучение нового материала

Учитель: Ребята, посмотрите на таблицу. ( Таблицу выдать каждому учащемуся)

Учитель: Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)

Небрежный, неряшливый (выделите корень) Не весёлый, а грустный;

Не широкий, а узкий;

Недобрый (злой), нехороший (плохой) Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;

Сказка ничуть не страшная.

Учащиеся: Слитно и раздельно.

Учитель: При каких условиях в первом случае слова с НЕ пишутся слитно?

Учащиеся: Слова без НЕ не употребляются.

Учитель: При каких условиях во втором случае написаны слова слитно?

Учащиеся: Можно заменить синонимом.

Учитель: Посмотрите на колонку, в которой имена прилагательные написаны раздельно. Как вы думаете, почему они пишутся раздельно?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Учитель: Какой вывод можно сделать по результатам анализа данной таблицы?

4. Работа с учебником

Учитель: Это были наши с вами выводы, откройте учебник, прочитайте правило.

Учитель: Есть ли какая-то новая информация по данной теме?

Учащиеся: С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными прилагательными.

Учитель: Дополните таблицу новой информацией (примеры).

Учитель: Вернемся к орфографической пятиминутке: к словам, которые у вас вызвали затруднения.

5. Закрепление изученного материала

Упражнение 1

(Учащиеся работают в парах либо в четверках.)

Ситуация (не)приятная, пассажир (не)вежлив, секрет (не)простой, наследство (не)большое, звезда (не)яркая, трава (не)высокая, сосед (не)разговорчивый, учёный (не)внимательный, вовсе (не)аккуратная ученица, живи (не)прошлым, а завтрашним.

Упражнение 2 (на карточках)

Учитель: Прочитайте части текста. Соедините их между собой так, чтобы соблюдалась смысловая последовательность. Правильно сориентироваться вам поможет схема.

  1. Не (часть корня).
  2. Не (приставка).
  3. Не …,а….
  4. Далеко не….

(Учащиеся продолжают работать либо в парах, либо в четверках).Учащиеся озвучивают текст, который у них получился, а затем в тетрадь записывают только имена прилагательные с Не.

У кукушки (не)обычное яйцо. Кукушонок из него вылупляется на день-два раньше остальных птенцов, обсыхает и принимается за работу. Начинает выбрасывать из гнезда другие яйца. (Не)сильный, (не)зрячий, голый, но настойчивый и упорный. Он успокаивается только тогда, когда гнездо станет пустым.

Молодые кукушата самостоятельно отправляются в далекую Африку. Никогда они там не были, никто им дорогу не показывал, но они не сбиваются с пути, знают, где остановиться и как на чужбине прожить. Ответа на эту далеко (не)легкую загадку до сих пор нет.

Растет кукушонок очень быстро, потому что ест за пятерых. Приемные родители едва успевают собирать корм и совать его птенцу в глотку. Тем не менее он почти всегда (не)сытый, а голодный.

Кукушка на вид – (не)взрачная птичка. Но ее называют птицей-загадкой. Из семисот живущих в наших лесах пород птиц только кукушка не вьет гнезда и не выводит птенцов. Это одна из загадок кукушки.

Упражнение 3

Найдите третье “лишнее”:

  • (не)красивый, (не)умный, (не)уклюжий;
  • (не)долгий, (не)лепый, (не)страшный;
  • (не)жный, (не)старый, (не)слабый;
  • (не)брежный, (не)молодой, (не)известный.

6. Итог урока

Учитель: Скажите, с каким правилом мы сегодня познакомились?

Учитель: Расскажите, когда имена прилагательные пишутся слитно?

Продолжите: Работать мне было…, потому что …

Труднее всего было …

7. Домашнее задание

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.