8 класс. Биология. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание

8 класс. Биология. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание

Комментарии преподавателя

 Опыт Павлова

В на­ча­ле XX века Пав­лов (см. Рис. 1) до­ка­зал, что за­ко­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния и тор­мо­же­ния услов­ных ре­флек­сов у че­ло­ве­ка и жи­вот­ных оди­на­ко­вы.

Рис. 1

Он по­ста­вил опыт (см. Рис. 2). В клет­ку с обе­зья­ной под по­то­лок был по­ве­шен банан, после чего обе­зья­на на­ча­ла пры­гать, пы­та­ясь его до­стать. Но затем в клет­ку были по­ме­ще­ны ящики, и обе­зья­на по­стро­и­ла из них пи­ра­ми­ду, тем самым до­брав­шись до ба­на­на.

Эксперимент Павлова

Рис. 2. Экс­пе­ри­мент Пав­ло­ва

По окон­ча­нию экс­пе­ри­мен­та Пав­лов за­явил, что это боль­ше, чем услов­ный ре­флекс, это фор­ми­ро­ва­ние зна­ний на ос­но­ве пред­став­ле­ний об окру­жа­ю­щем мире.

Рас­су­доч­ная де­я­тель­ность – это выс­шая форма при­спо­соб­ле­ния ор­га­низ­ма к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды. Также она поз­во­ля­ет пред­ви­деть эти из­ме­не­ния.

От жи­вот­ных че­ло­ве­ка от­ли­ча­ет на­ли­чие мыш­ле­ния.

 Сигнальные системы и мышление

Мыш­ле­ние – это выс­шая сте­пень по­зна­ния, про­цесс опо­сре­до­ван­но­го от­ра­же­ния объ­ек­тив­ной дей­стви­тель­но­сти, уста­нов­ле­ние связи между по­зна­ва­тель­ны­ми про­цес­са­ми.

Оно обес­пе­че­но сиг­наль­ны­ми си­сте­ма­ми (см. Рис. 3). Пер­вая сиг­наль­ная си­сте­ма – это вос­при­я­тие от ана­ли­за­то­ров (зре­ние, слух и др.). Вто­рая сиг­наль­ная си­сте­ма – это речь, эта спо­соб­ность при­су­ща ис­клю­чи­тель­но че­ло­ве­ку.

Рис. 3

Речь – это ма­те­ри­аль­ная ос­но­ва мыш­ле­ния. Типы речи:

Внут­рен­няя речь на­прав­ле­на на са­мо­го че­ло­ве­ка. Она про­пус­ка­ет неко­то­рые де­та­ли, ко­то­рые и так ясны, яв­ля­ет­ся фраг­мен­тар­ной.

Внеш­няя речь, с при­об­ре­те­ни­ем пись­мен­но­сти, стала де­лить­ся на уст­ную и пись­мен­ную (см. Рис. 4). Пись­мен­ная речь слож­ная, на­пол­не­на слож­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. В то время как уст­ная речь более про­стая, ис­поль­зу­ет мень­ший объем слов.

Рис. 4

В диа­ло­ги­че­скую речь че­ло­ве­ка вклю­че­ны все участ­ни­ки.

Мо­но­ло­ги­че­ская – речь, ко­то­рую про­из­но­сит один че­ло­век. Тре­бу­ет струк­ту­ри­за­ции.

Аф­фек­тив­ная – речь, ко­то­рая ха­рак­те­ри­зу­ет­ся всплес­ка­ми эмо­ций.

В об­ще­нии речь вы­пол­ня­ет ком­му­ни­ка­тив­ную (пе­ре­да­ча ин­фор­ма­ции) и экс­прес­сив­ную (пе­ре­да­ча эмо­ци­о­наль­но­го от­но­ше­ния к пред­ме­ту раз­го­во­ра или к со­бе­сед­ни­ку) функ­ции.

В мыш­ле­нии речь вы­пол­ня­ет сиг­наль­ную (обо­зна­че­ние кон­крет­но­го пред­ме­та сло­вом) и обоб­ща­ю­щую (обо­зна­че­ние опре­де­лен­но­го по­ня­тия) функ­ции (см. Рис. 5).

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/bpovedenie-i-psihikab/osobennosti-vysshey-nervnoy-deyatelnosti-cheloveka-rech-soznanie

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=UaE0HMCUR08

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GMe5iGCZtCE

источник ивидео - http://www.youtube.com/watch?v=QxoeQPZD1QA

источник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/12190-poznavatelnye-processy-8-klass.html

Файлы