8 класс. Биология. Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретенные формы поведения

8 класс. Биология. Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретенные формы поведения

Комментарии преподавателя

 Вступление

Люди из­д­рев­ле ин­те­ре­со­ва­лись слож­ным по­ве­де­ни­ем жи­вот­ных и че­ло­ве­ка. Еще тогда при­шло по­ни­ма­ние, что в этом за­дей­ство­ва­на нерв­ная си­сте­ма че­ло­ве­ка. Но даже се­год­ня не уда­ет­ся объ­яс­нить неко­то­рые про­ис­хо­дя­щие про­цес­сы.

 Гален

Гален (см. Рис. 1) – пер­вый уче­ный, за­го­во­рив­ший о вкла­де нерв­ной си­сте­мы в по­ве­де­ние че­ло­ве­ка.

Рис. 1

Он уста­но­вил связь между го­лов­ным и спин­ным моз­гом и ор­га­на­ми по­сред­ством нер­вов (см. Рис. 2). А также уста­но­вил, что при пе­ре­ре­за­нии нерва воз­ни­ка­ет па­ра­лич ор­га­на.

Рис. 2

 Сеченов

Раз­ви­тие этого ис­сле­до­ва­ния про­дол­жил И.М. Се­че­нов (см. Рис. 3). Его труд на­зы­вал­ся «Ре­флек­сы го­лов­но­го мозга», издан в 1863 году.

Рис. 3

Ре­флекс – это уни­вер­саль­ная форма вза­и­мо­дей­ствия ор­га­низ­ма со сре­дой. Про­из­воль­ные и непро­из­воль­ные дей­ствия ос­но­ва­ны на ре­флек­тор­ном спо­со­бе ре­а­ги­ро­ва­ния.

Ре­флек­сы го­лов­но­го мозга со­сто­ят из 3 ос­нов­ных зве­ньев (см. Рис. 4).

Рис. 4

 Павлов

Идеи Се­че­но­ва про­дол­жил И.П. Пав­лов (см. Рис. 5). Он стал ос­но­во­по­лож­ни­ком работ, свя­зан­ных с выс­шей нерв­ной де­я­тель­но­стью че­ло­ве­ка (ВНД).

Рис. 5

 ВНД

ВНД – де­я­тель­ность, обес­пе­чи­ва­ю­щая нор­маль­ные слож­ные от­но­ше­ния с окру­жа­ю­щей сре­дой.

К ком­по­нен­там ВНД от­но­сят­ся 2 типа ре­флек­сов (см. Рис. 6).

Рис. 6

Без­услов­ные ре­флек­сы:

  1. Ге­не­ти­че­ски за­креп­лен­ные
  2. На­сле­ду­е­мые, врож­ден­ные ре­ак­ции
  3. Оди­на­ко­вы у всех осо­бей дан­но­го вида
  4. Воз­ни­ка­ют при пер­вом по­яв­ле­нии раз­дра­жи­те­ля
  5. Со­хра­ня­ют­ся в те­че­ние всей жизни особи
  6. Не обя­за­тель­но уча­стие КБП го­лов­но­го мозга

Сюда от­но­сят­ся слю­но­от­де­ле­ние, гло­та­ние и др.

Без­услов­ные ре­флек­сы:

  1. Пи­ще­вые
  2. Обо­ро­ни­тель­ные
  3. По­ло­вые
  4. Ори­ен­ти­ро­воч­ные

Услов­ные ре­флек­сы:

  1. Вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в те­че­ние жизни при опре­де­лен­ных усло­ви­ях
  2. Не на­сле­ду­ют­ся
  3. Ин­ди­ви­ду­аль­ны (раз­лич­ны у раз­ных осо­бей од­но­го вида)
  4. Вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся на ос­но­ве без­услов­ных ре­флек­сов при по­мо­щи об­ра­зо­ва­ния вре­мен­ных нерв­ных свя­зей
  5. При из­ме­не­нии усло­вий могут уга­сать
  6. Обя­за­тель­но уча­стие КБП

Если со­ба­ке дать по­ню­хать мясо, то у неё вы­де­ля­ет­ся же­лу­доч­ный сок (это без­услов­ный ре­флекс). Если же од­но­вре­мен­но с по­яв­ле­ни­ем мяса зве­нит зво­нок либо вклю­ча­ет­ся лам­поч­ка (ин­диф­фе­рент­ный раз­дра­жи­тель), то нерв­ная си­сте­ма со­ба­ки ас­со­ци­и­ру­ет этот звук с пищей, и же­лу­доч­ный сок будет вы­де­лять­ся в ответ на зво­нок, даже если мясо не предъ­яв­ле­но. Так вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся услов­ные ре­флек­сы.

 Явление торможения

Услов­ный ре­флекс будет проч­ным при усло­вии по­сто­ян­но­го под­креп­ле­ния без­услов­ным. Но в го­лов­ном мозге есть яв­ле­ние тор­мо­же­ния. Оно воз­ни­ка­ет при от­сут­ствии под­креп­ле­ния услов­но­го ре­флек­са и при­во­дит к его уга­са­нию. Также раз­ви­ва­ет­ся при по­яв­ле­нии ка­ко­го-ли­бо но­во­го раз­дра­жи­те­ля. Так, пи­ще­вой ре­флекс может по­да­вить­ся обо­ро­ни­тель­ным, так как новый раз­дра­жи­тель будет более силь­ным.

У людей также раз­ви­ва­ют­ся услов­ные ре­флек­сы. Че­ло­век за­по­ми­на­ет ме­сто­по­ло­же­ние пред­ме­тов (на­при­мер, вы­клю­ча­тель света), и при из­ме­не­нии их ме­сто­рас­по­ло­же­ния че­ло­век еще долго ищет пред­мет на ста­ром месте, пока не прой­дет время, необ­хо­ди­мое для тор­мо­же­ния ре­флек­са.

В ан­глий­ской ка­ва­ле­рии в XIX веке ло­ша­дей при­уча­ли дер­жать со­мкну­тую ко­лон­ну даже при от­сут­ствии всад­ни­ков. Это по­мог­ло ан­гли­ча­нам во время Крым­ской войны спа­сти ра­не­ных ка­ва­ле­ри­стов, ко­то­рые оста­лись на ло­ша­дях. Этот ре­флекс со­хра­нил­ся на про­тя­же­нии мно­гих лет после пре­кра­ще­ния ис­поль­зо­ва­ния этих ло­ша­дей в ар­мей­ских целях.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/bpovedenie-i-psihikab/zakonomernosti-raboty-golovnogo-mozga-vrozhdennye-i-priobretennye-formy-povedeniya?seconds=0&chapter_id=91

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=4QLkgbl-YP0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=H5aF8eQbMwM

источниквидео -http://www.youtube.com/watch?v=ACcmCp8d5Vg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=FDNTMCjw4Jc

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы