7 класс. Русский язык. Смысловые частицы

7 класс. Русский язык. Смысловые частицы

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Смыс­ло­вые ча­сти­цы при­да­ют всему пред­ло­же­нию или от­дель­ным сло­вам раз­лич­ные от­тен­ки зна­че­ния:

·  ча­сти­цы неуже­ли (неужто), разве, ли (ль) вы­ра­жа­ют во­прос.

На­при­мер: Неуже­ли в самом деле все сго­ре­ли ка­ру­се­ли? Разве можно быть скуч­но в парке?

·  ча­сти­цы что за, как, ну и пе­ре­да­ют вос­хи­ще­ние, удив­ле­ние, него­до­ва­ние. На­при­мер: Как Днепр широк!

·  ча­сти­цы вот, вон вы­де­ля­ют тот пред­мет, на ко­то­рый нужно об­ра­тить вни­ма­ние. На­при­мер: Вот мель­ни­ца.  Вон там я жил ко­гда-то. Часто эти ча­сти­цы ис­поль­зу­ют­ся вме­сте с со­ю­зом аА вот и брат при­е­хал.

·  ча­сти­цы даже, ведь, -то, все-та­ки, же, ни, уж, ну при­зва­ны уси­ли­вать опре­де­лен­ное слово в пред­ло­же­нии. На­при­мер: У тебя такие руки, что сбе­жа­ли даже брюки.

·  ча­сти­цы не, ни, вовсе не, да­ле­ко не по-раз­но­му вы­ра­жа­ют от­ри­ца­ние. На­при­мер: Не цве­сти цве­там позд­ней осе­нью (от­ри­ца­ет­ся все пред­ло­же­ние).  Не ветер  бу­шу­ет над бором (от­ри­ца­ет­ся слово).

· Ча­сти­цы, вы­ра­жа­ю­щие : вряд ли, едва ли. На­при­мер: Вряд ли я успею про­чи­тать книгу за один день.

· Ча­сти­цы, вы­ра­жа­ю­щие : имен­но, как раз, прямо, точно, точь-в-точь. На­при­мерИмен­но этот во­прос мне по­пал­ся на эк­за­мене.

· Ча­сти­цы, вы­ра­жа­ю­щие : толь­ко, лишь, ис­клю­чи­тель­но, почти, един­ствен­но. На­при­мер:Толь­ко мама меня по­ни­ма­ет.

· Ча­сти­ца, вы­ра­жа­ю­щая : -ка. На­при­мер: По­ду­май-ка хо­ро­шень­ко.

Упо­треб­ле­ние ча­стиц.

Ча­сти­цы упо­треб­ля­ют­ся как в книж­ной, так и в раз­го­вор­ной речи.  Про­сто­реч­ные ча­сти­цы те, дык, от, та, ага, ведь, слышь, во за­со­ря­ют нашу речь. Их умест­но ис­поль­зо­вать в ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ни­ях для со­зда­ния ре­че­вой ха­рак­те­ри­сти­ки героя. На­при­мер: Слышь, милок, не видел ли ты здесь Си­до­ры­ча?

 

До­маш­нее за­да­ние

Упраж­не­ния №365, 367. Ба­ра­нов М.Т., Ла­ды­жен­ская Т.А. и др. Рус­ский язык. 7 класс. Учеб­ник. - М.: Про­све­ще­ние,  2012.

За­да­ние: най­ди­те в тек­сте ча­сти­цы, опре­де­ли­те их зна­че­ние.

Змеи рас­ка­чи­ва­лись в такт ме­ло­дии во­лын­ки. И каж­до­му ка­за­лось, что они были за­во­ро­же­ны зву­ка­ми му­зы­ки. Но звуки му­зы­ки не могут вы­звать у змей ни вос­хи­ще­ния, ни дру­гой ре­ак­ции. Змеи му­зы­ки не слы­шат, так как от при­ро­ды глу­хие. Неуже­ли змеи не вос­при­ни­ма­ют зву­ко­вых волн? Они улав­ли­ва­ют лишь виб­ра­цию почвы и немно­го слы­шат при по­мо­щи ко­стей че­лю­сти. Змеи еще почти немые, если не счи­тать спо­соб­но­сти неко­то­рых из них из­да­вать ши­пе­ние. Когда за­кли­на­тель иг­ра­ет на флей­те, кобра по­во­ра­чи­ва­ет го­ло­ву как раз в такт его дви­же­ни­ям, а не в такт му­зы­ке.

  

источник окнспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-9-chasticyb/smyslovye-chastitsy-2?seconds=0&chapter_id=152

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=lqNQzG5mnxo

источник презентации - http://900igr.net/zip/russkij-jazyk/CHastitsa-1.html

Файлы