Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс.

Комментарии преподавателя

Раз­ви­тие об­ще­ства

1. Этапы общественного развития

Как уже было ого­во­ре­но в преды­ду­щих уро­ках, су­ще­ству­ют такие этапы раз­ви­тия об­ще­ства, как аг­рар­ное об­ще­ство, ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство, пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство. Од­на­ко оста­ёт­ся от­кры­тым во­прос о том, как осу­ществ­ля­ет­ся пе­ре­ход от од­но­го этапа об­ще­ства к дру­го­му, каким об­ра­зом услож­ня­ют­ся об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния в рам­ках дан­ных эта­пов.

 Этапы общественного развития

Рис. 1. Этапы об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия

2. Развитие общества

Из курса ис­то­рии вам из­вест­но, что для по­след­не­го ты­ся­че­ле­тия упро­ще­ние об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний ха­рак­тер­ным не было, так как с те­че­ни­ем вре­ме­ни ин­тен­сив­ность свя­зей в об­ще­стве лишь уве­ли­чи­ва­лась. Это сви­де­тель­ству­ет о том, что об­ще­ство на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном раз­ви­тии. Од­на­ко об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния могут как улуч­шать­ся, так и ухуд­шать­ся. В связи с этим упо­ми­на­ют такие тер­ми­ны, как «про­гресс» и «ре­гресс». Про­гресс – на­прав­ле­ние раз­ви­тия от низ­ше­го к выс­ше­му, по­сту­па­тель­ное дви­же­ние впе­рёд, к луч­ше­му. Ре­гресс же, в про­ти­во­по­лож­ность про­грес­су, пред­став­ля­ет собой дви­же­ние от выс­ше­го к низ­ше­му, де­гра­да­цию об­ще­ства.

3. Теории общественного развития

Внут­ри об­ще­ства су­ще­ству­ют прин­ци­пы, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ос­но­ва­ми об­ще­ствен­но­го са­мо­раз­ви­тия. На пред­став­ле­ни­ях об этом ос­но­ва­ны идеи о двух ос­нов­ных спо­со­бах раз­ви­тия об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний – тео­рии раз­ви­тия об­ще­ства. Вы­де­ля­ют две ос­нов­ные тео­рии: эво­лю­ци­он­ную и ре­во­лю­ци­он­ную.

Если под тер­ми­ном «эво­лю­ция» по­ни­ма­ют по­сте­пен­ное раз­ви­тие без ярко вы­ра­жен­ных скач­ков, то ре­во­лю­ция – это ска­чок, яв­ле­ние, прямо про­ти­во­по­лож­ное эво­лю­ции. Таким об­ра­зом, две тео­рии раз­ви­тия об­ще­ства, по сути, прямо про­ти­во­по­лож­ны друг другу. Такая про­ти­во­по­лож­ность взгля­дов вы­зва­на тем, что, как пра­ви­ло, экс­тре­му­мы наи­бо­лее оче­вид­ны для че­ло­ве­че­ско­го вос­при­я­тия, а некие усред­нён­ные по­ня­тия и тео­рии го­раз­до более слож­ны по своей струк­ту­ре и менее оче­вид­ны. Итак, рас­смот­рим дан­ные тео­рии.

4. Эволюционная теория

Эво­лю­ци­он­ная тео­рия раз­ви­тия утвер­жда­ет, что об­ще­ство имеет внут­ри себя некую за­ло­жен­ную из­на­чаль­но тра­ди­ци­он­ную черту, ко­то­рая вы­сту­па­ет ос­но­вой для по­сто­ян­но со­вер­шен­ству­ю­щих­ся об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний. Струк­ту­ра об­ще­ства при этом ме­ня­ет­ся по­сле­до­ва­тель­но, по­сте­пен­но. Члены об­ще­ства цеп­ля­ют­ся за тра­ди­ции, со­ци­аль­ные нормы, ко­то­рые вы­сту­па­ют в роли цен­но­го ре­гу­ля­то­ра. В тео­рии эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия по­доб­но­го рода яв­ле­ния, по сути, яв­ля­ют­ся опре­де­ля­ю­щи­ми. Мно­гие учё­ные, фи­ло­со­фы, мыс­ли­те­ли рас­смат­ри­ва­ли эво­лю­ци­он­ную тео­рию как есте­ствен­ную тео­рию об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия. 

Дей­стви­тель­но, от­ри­цать по­сте­пен­ный, эво­лю­ци­он­ный ха­рак­тер мно­гих из­ме­не­ний в об­ще­стве не при­хо­дит­ся.

Вме­сте с тем про­ве­де­ние пря­мых ана­ло­гий между об­ще­ством и при­ро­дой не поз­во­ля­ет по­нять спе­ци­фи­ку об­ще­ствен­ных яв­ле­ний. Так, вряд ли к об­ще­ству в пол­ной мере при­ме­ни­мо по­ло­же­ние о необ­ра­ти­мо­сти из­ме­не­ний. На­чи­ная с се­ре­ди­ны XIX века, немец­кая клас­си­че­ская фи­ло­соф­ская школа на­ча­ла ис­сле­до­ва­ние кар­ди­наль­но иного типа мыш­ле­ния в дан­ном во­про­се. Огром­ный вклад в раз­ви­тие дан­но­го на­прав­ле­ния внёс Карл Маркс.

 Карл Маркс

Рис. 2. Карл Маркс

5. Революционная теория

Карл Маркс ис­сле­до­вал осо­бен­но­сти раз­ви­тия ев­ро­пей­ской ци­ви­ли­за­ции и ука­зал на важ­ней­шие из них. Немец­кий учё­ный счи­тал, что имен­но ре­во­лю­ции, то есть скач­ко­об­раз­ный пе­ре­ход от од­но­го со­сто­я­ния об­ще­ства к дру­го­му (такие со­сто­я­ния об­ще­ства он на­зы­вал об­ще­ствен­но-эко­но­ми­че­ски­ми фор­ма­ци­я­ми), де­ла­ют воз­мож­ным смену со­сто­я­ний об­ще­ства, его раз­ви­тия. Имен­но Карл Маркс счи­та­ет­ся ос­но­во­по­лож­ни­ком ре­во­лю­ци­он­ной тео­рии раз­ви­тия об­ще­ства.

 Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ

Рис. 3. Э. Де­ла­круа. Сво­бо­да, ве­ду­щая народ

6. Спорность изменений, вызванных революциями

Ре­во­лю­ци­он­ная тео­рия имеет под собой ос­но­ва­ния. Если рас­смот­реть ми­ро­вую ис­то­рию, то вы­яс­нит­ся, что дей­стви­тель­но мно­же­ство ре­во­лю­ций из­ме­ни­ло об­ще­ствен­ную жизнь. Очень важ­ным мо­мен­том яв­ля­ет­ся то, что мы можем за­дать во­прос: а были ли из­ме­не­ния, вы­зван­ные ре­во­лю­ци­я­ми, по­ло­жи­тель­ны­ми яв­ле­ни­я­ми? К луч­ше­му ли ме­ня­ли ре­во­лю­ции об­ще­ствен­ную жизнь? Дан­ные во­про­сы, без­услов­но, яв­ля­ют­ся дис­кус­си­он­ны­ми, и невоз­мож­но дать на них од­но­знач­ный ответ.

Спорность последствий революций

Рис. 4. Спор­ность по­след­ствий ре­во­лю­ций

7. Темпы общественного развития

Об­ще­ствен­ное раз­ви­тие имеет опре­де­лён­ные темпы, ко­то­рые опре­де­ля­ют то, сколь­ко вре­ме­ни длит­ся тот или иной этап раз­ви­тия об­ще­ства. Если рас­смот­реть ис­то­рию че­ло­ве­че­ства, то вы­яс­нит­ся, что аг­рар­ный пе­ри­од был до­воль­но долог и длил­ся несколь­ко ты­ся­че­ле­тий. Сме­нив­ший его ин­ду­стри­аль­ный пе­ри­од на­чал­ся в Ев­ро­пе в конце 15 века и длит­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни в неко­то­рых стра­нах, вклю­чая Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию. Пост­ин­ду­стри­аль­ный пе­ри­од по ис­то­ри­че­ским мер­кам – миг, он на­чи­на­ет­ся при жизни ныне жи­ву­ще­го по­ко­ле­ния.

Со­цио­ло­ги ил­лю­стри­ру­ют тен­ден­цию к уско­ре­нию со­ци­аль­ных из­ме­не­ний сле­ду­ю­щи­ми рас­чё­та­ми: если пред­ста­вить себе ис­то­рию че­ло­ве­че­ства как одни сутки (т. е. 24 ч), то ока­жет­ся, что зем­ле­де­лие было изоб­ре­те­но в 23 ч 36 мин, ци­ви­ли­за­ция по­яви­лась в 23 ч 57 мин, а со­вре­мен­ные об­ще­ства – в 23 ч 59 мин 30 с.

Таким об­ра­зом, можно сде­лать вывод, что ис­то­ри­че­ское время об­ществ по­сто­ян­но сжи­ма­ет­ся, а темпы ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия стре­ми­тель­но уве­ли­чи­ва­ют­ся.

Дать ответ на во­прос, по­че­му это про­ис­хо­дит, с уве­рен­но­стью невоз­мож­но. На сле­ду­ю­щем уроке мы об­су­дим эту тему, а также по­го­во­рим о вли­я­нии ре­во­лю­ций на раз­ви­тие об­ще­ства, их цене, вы­яс­ним, кто такие ре­фор­ма­то­ры.

До­маш­нее за­да­ние

 1.  Какие тео­рии раз­ви­тия об­ще­ства су­ще­ству­ют? Крат­ко оха­рак­те­ри­зуй­те каж­дую из них.

 2.  Что ха­рак­тер­но для тем­пов раз­ви­тия об­ще­ства: уско­ре­ние или за­мед­ле­ние? По­яс­ни­те, ис­поль­зуя кон­крет­ные при­ме­ры.

 3.  *Карл Маркс на­звал со­ци­аль­ные ре­во­лю­ции «ло­ко­мо­ти­ва­ми ис­то­рии». Как вы по­ни­ма­е­те дан­ное утвер­жде­ние?

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/8-klass/vseobschaya-istoriya-8-klass-yudovskaya
  • http://www.youtube.com/watch?v=wRwbQtz97m4
  • http://www.youtube.com/watch?v=DxRzKFESn1M


 

Файлы