9 класс. Английский язык. Модальный глагол Can и его эквиваленты

9 класс. Английский язык. Модальный глагол Can и его эквиваленты

Комментарии преподавателя

 Функции модального глагола can

Мо­даль­ный гла­гол can – это один из наи­бо­лее часто ис­поль­зу­е­мых мо­даль­ных гла­го­лов в ан­глий­ском языке. Он может вы­ра­жать:

спо­соб­ность и ве­ро­ят­ность дей­ствия (ability and possibility);

При­мер:

She can drive a car.

John can speak Spanish.

Can you hear me?

can’t help you.

прось­бу и рас­по­ря­же­ние (requests and orders);

При­мер:

Can you get me a cup of coffee?

спрос и раз­ре­ше­ние на вы­пол­не­ние ка­ко­го-ли­бо дей­ствия (asking or givingpermission).

При­мер:

Can I park here?

No. But you can park over there.

Се­год­ня мы рас­смот­рим мо­даль­ный гла­гол can, ко­то­рый вы­ра­жа­ет спо­соб­ность или ве­ро­ят­ность вы­пол­не­ния дей­ствия.

Что же зна­чит «спо­соб­ность» или «ве­ро­ят­ность»? В ан­глий­ском языке “ability” озна­ча­ет ‘having the skill, the power or the means to do smth’. Дру­ги­ми сло­ва­ми, это ум­ствен­ная или фи­зи­че­ская воз­мож­ность/спо­соб­ность вы­пол­нить опре­де­лен­ное дей­ствие. Гла­гол can в дан­ном слу­чае пе­ре­во­дит­ся на рус­ский язык как «мочь» или «уметь» (рис. 1).

При­мер:

Maria can cook. – Мария умеет го­то­вить.

Penguins can’t fly. But they can swim very well. – Пинг­ви­ны неумеют ле­тать. Но они умеют очень хо­ро­шо пла­вать.

can speak three languages. – Я могу го­во­рить на трех язы­ках.

We can see the lake from our bedroom window. – Мы можем ви­деть озеро из окна нашей спаль­ни.

Рис. 1 (Ис­точ­ник)

 Модальный глагол can: построение утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений

Так как can – это мо­даль­ный гла­гол, он не может вы­сту­пать в роли са­мо­сто­я­тель­но­го ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии. Он лишь до­пол­ня­ет ос­нов­ное дей­ствие, по­это­му струк­ту­ра пред­ло­же­ния с гла­го­лом can будет сле­ду­ю­щей:

Subject + can + bare infinitive (ин­фи­ни­тив без ча­сти­цы to)

При­мер:

can ride a bike. (NOT I can to ride a bike./I canriding a bike.)

По­ми­мо этого, canне из­ме­ня­ет­ся в 3-м лице един­ствен­но­го числа (the 3rd person singular).

Срав­ним пред­ло­же­ния:

He dances well.

и

He can dance well. (NOT He cans dance well./He can dances well.)

Для об­ра­зо­ва­ния от­ри­ца­тель­нойформы (negative structure), к гла­го­луcan необ­хо­ди­мо до­ба­вить от­ри­ца­тель­ную ча­сти­цуnot.

Can + not = cannot/can’t

При­мер:

He cannot play tennis.

can’t help you.

Ино­гда можно встре­тить раз­дель­ное на­пи­са­ние can и ча­сти­цы not = cannot. Чаще всего это ис­поль­зу­ет­ся для уси­ле­ния от­ри­ца­ния (рис. 2).

При­мер:

cannot stand you.

No, she cannot come to the party.

Рис. 2 (Ис­точ­ник)

Так как can вы­сту­па­ет в роли вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла, то при со­став­ле­нии во­про­са (aquestion) его нужно по­ста­вить в на­ча­ло пред­ло­же­ния.

Рис. 3 (Ис­точ­ник)

При­мер:

Can you help me?

Can she swim?

Также во­прос может на­чи­нать­ся с от­ри­ца­ния.

При­мер:

Can’t you see me?

Can’t they be a bit quieter?

Од­на­ко в дан­ном слу­чае can’t вы­ра­жа­ет удив­ле­ние или недо­воль­ство, по­это­му пред­ло­же­ния будут пе­ре­во­дить­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

Can’t you see me? – Разве ты меня не ви­дишь?

Can’t they be a bit quieter? – Они что, не могут вести себя по­ти­ше?

 Практическое задание

Complete the sentences with can or can’t.

1. I                  write and talk at the same time.

2. Spiderman                  climb up walls.

3. I’m right-handed. I                  write with my left hand.

4.              you usually remember your dreams?

5. Alice                  walk very well. She is only 10 months old.

6. He                  drive a car, because he has a driver’s license.

От­ве­ты к упраж­не­нию:

1. can

2. can

3. can’t

4. can

5. can’t

6. can

 Сan для выражения будущего времени

У гла­го­ла can толь­ко две формы – на­сто­я­щая (can/can’t) и про­шед­шая (could). Од­на­ко есть слу­чаи, когда гла­гол can может вы­ра­жать и бу­ду­щеевремя. Это воз­мож­но толь­ко в со­че­та­нии с на­ре­чи­я­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми бу­ду­щее время: tomorrow,soonnextyear, etc.

При­мер:

-  Can you help with my homework? (Present)

- Sorry. I’m busy today. But I can help you tomorrow. (Future)

We can visit your granny nextweek (рис. 4).

Can you call me nextFriday?

Рис. 4 (Ис­точ­ник)

 Модальный глагол could

Could – это про­шед­шаяформа мо­даль­но­го гла­го­ла can. Она нужна нам для опи­са­ния спо­соб­но­стей об­ще­го ха­рак­те­ра в про­шлом.

При­мер:

Her grandma could swim very well.

When I was a kid, I could do whatever I wanted.

He could help me, but did nothing.

От­ри­ца­тель­ная форма (the negative structure) также об­ра­зу­ет­ся путем до­бав­ле­ния ча­сти­цы not.

Could + not = couldn’t

При­мер:

We couldn’t buy the ticket because we didn’t have enough money.

He couldn’t sing at all.

couldn’t understand what was going on.

Для об­ра­зо­ва­ния во­про­сов (questions) необ­хо­ди­мо по­ста­вить could перед под­ле­жа­щим.

При­мер:

Could you ride a bike when you were five?

Could you hear the fireworks from your house last night?

Could you speak English last year?

 Практическое задание

Complete the sentences with cancouldcan’t or couldn’t.

1. When I was young, I                 eat anything I liked, I never got fat.

2. I’m an interpreter. I                speak 7 different languages.

3.  I                 drive very well. I failed my test again today.

4. I crashed my car so bad that the mechanic                 fix it.

5. She                 ride a motorbike, but she knows how to drive a car.

6.           some dinosaurs walk on two legs?

От­ве­ты к упраж­не­нию:

1. could

2. can

3. can’t

4. couldn’t

5. can’t

6. could

 To be able to: построение утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений

To be able to также вы­ра­жа­ет спо­соб­ность/ве­ро­ят­ность. При­ла­га­тель­ное “able” обо­зна­ча­ет ‘having the power, skill or means to do something’. Если мы го­во­рим “am able to swim”, мы имеем в виду“can swim”.

Неко­то­рое смыс­ло­вое раз­ли­чие между двумя гла­го­ла­ми за­клю­ча­ет­ся в том, что гла­гол can озна­ча­ет воз­мож­ность со­вер­ше­ния дей­ствия во­об­щеобыч­нопо­сто­ян­но. А гла­гол to be able to озна­ча­ет воз­мож­ность со­вер­ше­ния кон­крет­но­гоеди­нич­но­годей­ствия в кон­крет­ный мо­мент.

При­мер:

can swim across this river. – Я могу пе­ре­плыть эту реку. (во­об­ще)

amableto swim across this river. – Я в со­сто­я­нии пе­ре­плыть эту реку. (сей­час, когда это необ­хо­ди­мо)

Струк­ту­ра гла­го­ла to be able to сле­ду­ю­щая:

subject + be +able+infinitive

Утвер­ди­тель­ные пред­ло­же­ния (affirmative sentences) сto be able to стро­ят­ся по сле­ду­ю­щей схеме (см. Таб­ли­цу 1):

kind

subject

be

(main verb)

able

(adjective)

infinitive

 

+

I

am

 

able

 

to drive.

He, she

is

You, we, they

are

Таб­ли­ца 1. По­стро­е­ние утвер­ди­тель­ных пред­ло­же­ний сto be able to

Для об­ра­зо­ва­ния от­ри­ца­тель­ных пред­ло­же­ний (negative sentences) после гла­го­ла to be в нуж­ной форме необ­хо­ди­мо по­ста­вить от­ри­ца­тель­ную ча­сти­цу not (см. Таб­ли­цу 2)

kind

subject

be

(main verb)

able

(adjective)

infinitive

 

-

I

am not

 

able

 

to drive.

He, she

isn’t

You, we, they

aren’t

Таб­ли­ца 2. По­стро­е­ние от­ри­ца­тель­ных пред­ло­же­ний сto be able to

Для со­став­ле­ния во­про­сов (questions) гла­гол to be в нуж­ной форме необ­хо­ди­мо вы­не­сти перед под­ле­жа­щим (см. Таб­ли­цу 3).

kind

be

(main verb)

subject

able

(adjective)

infinitive

 

?

Am

I

 

able

 

to drive?

Is

he, she

Are

we, you, they

Таб­ли­ца 3. По­стро­е­ние от­ри­ца­тель­ных пред­ло­же­ний с to be able to

В от­ли­чие отcan илиcould мо­даль­ный гла­голto be able to может ис­поль­зо­вать­ся во всех вре­ме­нах (Present, Past, Future) (см. Таб­ли­цу 4)

Present Simple

Past Simple

Future Simple

I am able to come

I/He/ She was able to come

 

I/He/She/We/You/They will be able to come

He/ She is able to come

 

We/You/They were able to come

We/You/They are able to come

Таб­ли­ца 4. Упо­треб­ле­ние to be able to во вре­ме­нах груп­пы Simple

 Отличие can от will be able to

Мы уже го­во­ри­ли о том, что can нель­зя ис­поль­зо­вать в бу­ду­щем вре­ме­ни для обо­зна­че­ния фи­зи­че­ской или ум­ствен­ной спо­соб­но­сти. Ис­клю­че­ния со­став­ля­ют пред­ло­же­ния со сло­ва­ми tomorrownextyear и т. д. Для всех осталь­ных слу­ча­ев в бу­ду­щем вре­ме­ни ис­поль­зу­ет­ся струк­ту­ра to be able to.

При­мер:

Он смо­жет хо­дить уже через два ме­ся­ца. – He will be able to walk in two months. (NOT He can walk in two months.)

Я смогу бегло го­во­рить по-ис­пан­ски к концу года. – I’ll be able to speak Spanish fluently by the end of the year. (NOT I canspeak Spanish fluently by the end of the year.)

 Отличие could от was/were able to

Также есть осо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния could и wasableto.

Мо­даль­ный гла­гол could может упо­треб­лять­ся толь­ко в зна­че­нии «мог», но он не упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии смог.

При­мер:

We could finish work earlier last Tuesday. – Мы могли за­кон­чить ра­бо­ту рань­ше в про­шлый втор­ник. (То есть у нас была такая воз­мож­ность, но мы ею не вос­поль­зо­ва­лись).

couldn’t lock the door yesterday. – Я вчера не мог за­крыть дверь. (Мы не знаем, за­крыл он ее в итоге или нет).

Was able to, на­о­бо­рот, пе­ре­да­ет за­кон­чен­ность дей­ствия и на рус­ский язык пе­ре­во­дит­ся гла­го­лом «смог».

При­мер:

We were able to finish work earlier last Tuesday. – Мы смог­ли за­кон­чить ра­бо­ту рань­ше в про­шлый втор­ник. (Они ушли с ра­бо­ты по­рань­ше).

wasn’t able to lock the door yesterday. – Я вчера не смог за­крыть дверь. (То есть, он так ее и не за­крыл).

Таким об­ра­зом, мы будем стро­го упо­треб­лять to be able to в двух слу­ча­ях: при опи­са­нии фи­зи­че­ских или ум­ствен­ных воз­мож­но­стей и спо­соб­но­стей в бу­ду­щем вре­ме­ни, а также при опи­са­нии за­кон­чен­ных дей­ствий в про­шлом. Во всех осталь­ных слу­ча­ях чаще встре­ча­ет­ся can или could.

 Практическое задание

Complete the sentences with the correct word.

1.                 you able to come to the pub tonight?

2. Jack was an excellent tennis player. He                         beat anybody.

3. I think my computer’s broken. I’m not                         to send any emails.

4. Sandra                         drive but she doesn’t have a car.

5. One day I                         run a marathon, but I need to practice first.

6. I was feeling sick yesterday. I                         eat anything.

7. I                         come and see you tomorrow if you like.

8. Will she                          cope with the work?

9.             you hear the music?

10.  The ambulance arrived quickly and they                         save everyone.

11.  I                   answer this question, it’s too hard.

12.  Although I woke up 40 minutes late, I                         get to work on time.

От­ве­ты к упраж­не­нию:

1. are

2. could

3. able

4. can

5. will be able to

6. couldn’t

7. can

8. be able to

9. can

10. were able to

11. can’t

12. was able to

 Сan с глаголами чувств и восприятия

Рис. 5 (Ис­точ­ник)

В со­че­та­нии с гла­го­ла­ми чувств и вос­при­я­тия та­ки­ми как to seeto hearto feel и др. (рис. 5) гла­го­лы can и could обыч­но не пе­ре­во­дят­ся на рус­ский язык.

При­мер:

can see him. – Я его вижу.

Can you hear the music? – Ты слы­шишь му­зы­ку?

can’t feel a thing. – Я ни­че­го не чув­ствую.

When we went into the house, we could smell burning. – Когда мы зашли в дом, мы по­чув­ство­ва­ли запах гари.

Could in Present Tense

Рис. 6 (Ис­точ­ник)

 Could in Present Tense

Необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что часто could также упо­треб­ля­ет­ся и в на­сто­я­щем вре­ме­ни в слу­ча­ях, когда нам надо что-то веж­ли­во по­про­сить (рис. 6).

При­мер:

Could I borrow your pencil? – Могу ли я взять ваш ка­ран­даш?

Could you close the window please? – Ты не мог бы за­крыть окно?

  До­маш­нее за­да­ние

1. Упр. 495, 496 стр. 401 Го­ли­цын­ский Ю.Б., Грам­ма­ти­ка. Сбор­ник упраж­не­ний – Каро, 2011.

2. Вы­бе­ри­те пра­виль­ный ответ:

1. I can’t/am not able to answer this question.

2. When I was three I could/was able to understand what I was told.

3. I can/am able to call you tomorrow.

4. Could you/Are you able to answer the phone, please?

5. My sister can’t/isn’t able to sing but she can/is able to dance.

6. I can/will be able to perform this trick in two weeks.

7. The fireman could/was able to save the cat.

8. I can’t/couldn’t visit you this week.

9. Can/Could you speak German?

10. The doctor is free. He can/is able to examine you.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/english/9-klass/tretya-chetvert/modals-expressing-ability-can-could-be-able-to?seconds=0

http://www.youtube.com/channel/UC-Rwh93V2Hgup-FEZdbiF2Q

http://www.youtube.com/channel/UC7ZmELCaZsapFLSeAYbVuTg

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.