8 класс. Биология. Регуляция дыхания

8 класс. Биология. Регуляция дыхания

Комментарии преподавателя

 1. Вступление

Но­во­рож­ден­ный ре­бе­нок со­вер­ша­ет при­мер­но 60 ды­ха­тель­ных дви­же­ний в ми­ну­ту, 5-лет­ний – 25. В воз­расте 18 лет ча­сто­та ды­ха­ния – 16 – 18 раз в ми­ну­ту, и со­хра­ня­ет­ся до ста­ро­сти. А в ста­ро­сти ды­ха­ние вновь немно­го уча­ща­ет­ся.

 2. Нервная регуляция

Ды­ха­тель­ный центр рас­по­ло­жен в про­дол­го­ва­том мозге. При­мер­но каж­дые 4 се­кун­ды к ды­ха­тель­ным мыш­цам идут им­пуль­сы, под­ни­ма­ю­щие груд­ную клет­ку и опус­ка­ю­щие диа­фраг­му. Это при­во­дит к вдоху.

Выдох в со­сто­я­нии покоя про­ис­хо­дит пас­сив­но – ребра опус­ка­ют­ся под дей­стви­ем силы тя­же­сти.

При вдохе лег­кие рас­тя­ги­ва­ют­ся, ме­ха­но­ре­цеп­то­ры в их стен­ках воз­буж­да­ют­ся. Эти им­пуль­сы пе­ре­да­ют­ся в ды­ха­тель­ный центр и тор­мо­зят его де­я­тель­ность. Ды­ха­тель­ные мышцы рас­слаб­ля­ют­ся, и про­ис­хо­дит выдох.

На ра­бо­ту ды­ха­тель­ных цен­тров также ока­зы­ва­ют вли­я­ние выс­шие цен­тры, рас­по­ло­жен­ные в КБП. Бла­го­да­ря их де­я­тель­но­сти можно со­зна­тель­но из­ме­нять ритм ды­ха­ния.

Ин­тен­сив­ность ды­ха­ния из­ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от фи­зи­че­ских на­гру­зок и эмо­ци­о­наль­но­го со­сто­я­ния че­ло­ве­ка (см. Рис. 1).

Рис. 1.

 3. Защитные рефлексы

Раз­дра­же­ние сли­зи­стой обо­лоч­ки носа пылью или дру­ги­ми ве­ще­ства­ми вы­зы­ва­ет поток им­пуль­сов в про­дол­го­ва­тый мозг. Он от­да­ет нерв­ные им­пуль­сы, в ре­зуль­та­те ко­то­рых ды­ха­ние оста­нав­ли­ва­ет­ся, а го­ло­со­вые связ­ки смы­ка­ют­ся. Поток воз­ду­ха под дав­ле­ни­ем про­хо­дит через го­ло­со­вые связ­ки и на­прав­ля­ет­ся в но­со­вую по­лость. Воз­дух с силой вы­хо­дит на­ру­жу, вы­но­ся с собой ча­стич­ки пыли и слизи, ко­то­рые ме­ша­ли ды­ха­нию (см. Рис. 2).

Рис. 2. За­щит­ный ре­флекс

То же самое про­ис­хо­дит при кашле, толь­ко поток воз­ду­ха на­прав­ля­ет­ся через ро­то­вое от­вер­стие. При­чи­ной кашля может стать раз­дра­же­ние гор­та­ни, тра­хеи, брон­хов и ле­гоч­ной обо­лоч­ки плев­ры.

 4. Гуморальная регуляция дыхания

При ин­тен­сив­ной мы­шеч­ной ра­бо­те вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство уг­ле­кис­ло­го газа. На­сы­щен­ная им кровь по­сту­па­ет в про­дол­го­ва­тый мозг, где вы­зы­ва­ет воз­ник­но­ве­ние нерв­ных им­пуль­сов, в ре­зуль­та­те чего че­ло­век на­чи­на­ет ды­шать глуб­же.

Имен­но уве­ли­че­ние кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа в крови но­во­рож­ден­но­го и его раз­дра­жа­ю­щее дей­ствие на про­дол­го­ва­тый мозг при­во­дят к со­вер­ше­нию пер­во­го вдоха.

При по­ни­же­нии кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа в крови сни­жа­ет­ся ра­бо­та ды­ха­тель­но­го цен­тра.

Бла­го­да­ря нерв­ной и гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ции кон­цен­тра­ция кис­ло­ро­да и уг­ле­кис­ло­го газа в крови под­дер­жи­ва­ет­ся на опре­де­лен­ном уровне в любых усло­ви­ях.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/btema-6-dyhanieb/regulyatsiya-dyhaniya

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=H7aVs6NnWXQ

источник презентации - http://5klass.net/zip/biologija/Laboratornye-raboty-po-biologii.zip 

Файлы