10 класс. География. Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы

10 класс. География. Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы

Комментарии преподавателя

Ми­ро­вой океан – ос­нов­ная часть гид­ро­сфе­ры, ко­то­рая об­ра­зу­ет вод­ную обо­лоч­ку, со­сто­я­щую из вод от­дель­ных оке­а­нов и их ча­стей.Ми­ро­вой океан яв­ля­ет­ся кла­до­вой при­род­ных бо­гатств.

Ре­сур­сы Ми­ро­во­го оке­а­на:

1. Мор­ская вода. Мор­ская вода яв­ля­ет­ся глав­ным ре­сур­сом оке­а­на. За­па­сы воды со­став­ля­ют при­мер­но 1370 млн куб. км, или 96,5% всей гид­ро­сфе­ры. Мор­ская вода со­дер­жит в себе огром­ное ко­ли­че­ство рас­тво­рен­ных ве­ществ, в первую оче­редь это соли, сера, мар­га­нец, маг­ний, йод, бром и дру­гие ве­ще­ства. 1 куб. км мор­ской воды со­дер­жит в себе 37 млн т рас­тво­рен­ных ве­ществ.

2. Ми­не­раль­ные ре­сур­сы дна оке­а­на. На шель­фе оке­а­на на­хо­дит­ся 1/3 всех ми­ро­вых за­па­сов нефти и газа. Наи­бо­лее ак­тив­ная до­бы­ча нефти и газа ве­дет­ся в Мек­си­кан­ском, Гви­ней­ском, Пер­сид­ском за­ли­вах, Се­вер­ном море. Кроме того, на шель­фе оке­а­на идет до­бы­ча твер­дых по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (на­при­мер, ти­та­на, цир­ко­ния, олова, зо­ло­та, пла­ти­ны и др.). Также огром­ные за­па­сы стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла име­ют­ся на шель­фе: песок, гра­вий, из­вест­няк, ра­ку­шеч­ник и др. Глу­бо­ко­вод­ные рав­нин­ные части оке­а­на (ложе) бо­га­ты же­ле­зо­мар­ган­це­вы­ми кон­кре­ци­я­ми. Ак­тив­ную раз­ра­бот­ку ме­сто­рож­де­ний шель­фа ведут сле­ду­ю­щие стра­ны: Китай, США, Нор­ве­гия, Япо­ния, Рос­сия.

3. Био­ло­ги­че­ские ре­сур­сы. По об­ра­зу жизни и ме­сто­оби­та­нию все живые ор­га­низ­мы оке­а­на делят на три груп­пы: планк­тон (мел­кие ор­га­низ­мы, сво­бод­но дрей­фу­ю­щие в толще воды), нек­тон (ак­тив­но пла­ва­ю­щие ор­га­низ­мы) и бен­тос (ор­га­низ­мы, оби­та­ю­щие в грун­те и на дне). Био­мас­са оке­а­на на­счи­ты­ва­ет более 140 000 видов живых ор­га­низ­мов.

На ос­но­ве нерав­но­мер­но­го рас­пре­де­ле­ния био­мас­сы в оке­ане вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие про­мыс­ло­вые пояса:

-Арк­ти­че­ский.

-Ан­тарк­ти­че­ский.

-Се­вер­ный уме­рен­ный.

-Юж­ный уме­рен­ный.

-Тро­пи­че­ско-эк­ва­то­ри­аль­ный.

Самые про­дук­тив­ные ак­ва­то­рии Ми­ро­во­го оке­а­на – это се­вер­ные ши­ро­ты. В пре­де­лах се­вер­но­го уме­рен­но­го и арк­ти­че­ско­го по­я­сов свою хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность ведут Нор­ве­гия, Дания, США, Рос­сия, Япо­ния, Ис­лан­дия, Ка­на­да.

4. Энер­ге­ти­че­ские ре­сур­сы. Ми­ро­вой океан об­ла­да­ет огром­ны­ми за­па­са­ми энер­гии. В на­сто­я­щее время че­ло­ве­че­ство ис­поль­зу­ет энер­гию  при­ли­вов  и  от­ли­вов (Ка­на­да, США, Ав­стра­лия, Ве­ли­ко­бри­та­ния)  и  энер­гию  мор­ских  те­че­ний.

Кли­ма­ти­че­ские и кос­ми­че­ские ре­сур­сы – неис­чер­па­е­мые ре­сур­сы сол­неч­ной энер­гии, энер­гии ветра и влаги.

Сол­неч­ная энер­гия – самый боль­шой ис­точ­ник энер­гии на Земле. Сол­неч­ную энер­гию лучше всего ис­поль­зо­вать (эф­фек­тив­но, вы­год­но) в стра­нах с арид­ным кли­ма­том: в Са­у­дов­ской Ара­вии, Ал­жи­ре, Ма­рок­ко, ОАЭ, Ав­стра­лии, а также в Япо­нии, США, Бра­зи­лии.

Вет­ро­вую энер­гию лучше всего ис­поль­зо­вать на по­бе­ре­жье Се­вер­но­го, Бал­тий­ско­го, Сре­ди­зем­но­го морей, а также на по­бе­ре­жье Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на. Неко­то­рые стра­ны осо­бен­но ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ют вет­ро­энер­ге­ти­ку, в част­но­сти, на 2011 год в Дании с по­мо­щью вет­ро­ге­не­ра­то­ров про­из­во­дит­ся 28% всего элек­три­че­ства, в Пор­ту­га­лии – 19%, в Ир­лан­дии – 14%, в Ис­па­нии – 16% и в Гер­ма­нии – 8%. В мае 2009 года 80 стран мира ис­поль­зо­ва­ли вет­ро­энер­ге­ти­ку на ком­мер­че­ской ос­но­ве.

 Вет­ро­ге­не­ра­то­ры

Аг­ро­кли­ма­ти­че­ские ре­сур­сы – ре­сур­сы кли­ма­та, оце­ни­ва­е­мые с по­зи­ции жиз­не­де­я­тель­но­сти сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур.

Аг­ро­кли­ма­ти­че­ские фак­то­ры:

1.     Воз­дух.

2.     Свет.

3.     Тепло.

4.     Влага.

5.     Пи­та­тель­ные ве­ще­ства.

Аг­ро­кли­ма­ти­че­ская карта мира

Ре­кре­а­ция – си­сте­ма оздо­ро­ви­тель­ных ме­ро­при­я­тий, осу­ществ­ля­е­мых с целью вос­ста­нов­ле­ния нор­маль­но­го са­мо­чув­ствия и ра­бо­то­спо­соб­но­сти утом­лен­но­го че­ло­ве­ка.

Ре­кре­а­ци­он­ные ре­сур­сы – это ре­сур­сы всех видов, ко­то­рые могут ис­поль­зо­вать­ся для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей на­се­ле­ния в от­ды­хе и ту­риз­ме.

Типы ре­кре­а­ци­он­ных ре­сур­сов:

1.     При­род­ные (парки, пляжи, во­до­е­мы, гор­ные ланд­шаф­ты, ПТК).

2.     Ан­тро­по­ген­ные (музеи, па­мят­ни­ки куль­ту­ры, дома от­ды­ха).

При­род­но-ре­кре­а­ци­он­ные груп­пы:

1.     Ме­ди­ко-био­ло­ги­че­ская.

2.     Пси­хо­ло­го-эс­те­ти­че­ская.

3.     Тех­но­ло­ги­че­ская.

Ан­тро­по­ген­ные груп­пы:

1.     Ар­хи­тек­тур­ные.

2.     Ис­то­ри­че­ские.

3.     Ар­хео­ло­ги­че­ские.

Боль­ше всего ту­ри­стов при­вле­ка­ют те ре­ги­о­ны и стра­ны, в ко­то­рых при­род­ные ре­сур­сы со­че­та­ют­ся с ис­то­ри­че­ски­ми: Фран­ция, Китай, Ис­па­ния, Ита­лия, Ма­рок­ко, Индия.

Эй­фе­ле­ва башня – один из самых по­се­ща­е­мых ту­ри­сти­че­ских объ­ек­тов

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/bgeografiya-prirodnyh-resursov-mirab/resursy-mirovogo-okeana-kosmicheskie-i-rekreatsionnye-resursy

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=gVyJpNNTWZg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=vFl_8hH0COE

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=96AoZ6wVSqU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=kSYTvUUklZU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=qW4IcFHOdqI

исчтоник видео  - http://www.youtube.com/watch?v=OQxMUW3TX6E

источник презентации - http://prezentacii.com/geografiya/13050-resursy-mirovogo-okeana-10-klass.html

источник презентации - http://prezentacii.com/geografiya/13050-resursy-mirovogo-okeana-10-klass.html

Файлы