Художественная культура. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс.

Художественная культура. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс.

История России. Из истории русской культуры XVIII века 2 раздел. Образовательный видеофильм.

Комментарии преподавателя

Россия в середине – второй половине 18 века - культура России второй половины 18 века

 В этот период было создано множество потрясающих, красивых памятников, которыми мы гордимся до сих пор, на которые мы с удовольствием смотрим, которые, конечно, принесли России славу.

Что же повлияло на развитие культуры в данный исторический период? Во-первых, усиление абсолютизма. Вся мощь монархии, вся мощь империи нуждалась в самоутверждении. С помощью чего? Конечно же, с помощью шикарных красавцев-дворцов. С помощью блистательных скульптур, которые возвеличивали бы наших правителей и власть. Ну и, безусловно, с помощью кисти художников, с помощью пера поэта, которые работали бы на эту государственную мощь.

С одной стороны, конечно, художники работают на государство. С другой стороны, сколько же прекрасного они создали, чем мы сегодня гордимся! Во-вторых, на развитие культуры и искусства в этот период влияют социально-экономические процессы, которые идут в России. Как это ни парадоксально, без этого чудовищного крепостного права, наверное, и не было бы столь блистательной культуры. Когда есть возможность эксплуатировать дешевый, почти рабский труд и силами этих крестьян строить, рыть, копать и т.д., естественно, гораздо проще создавать великие, пышные, потрясающие дворцы.

В этот период на развитие культуры очень сильно повлияют и связи с западом. Именно со второй половины XVIII века наше искусство, наша культура начинает развиваться синхронно, то есть те стили, которые господствуют на западе, будут и у нас. Россия во времена реформ Петра Великого стала в области искусства страной европейской. С другой стороны, в общем и целом падает влияние церкви, и мы можем сказать, что вторая половина XVIII века – это все-таки период светского искусства. Развиваются образование, наука и так далее, но влияние церкви ослабевает. Конечно, не надо забывать о таких факторах, как природа, земля, климат и т.д., как многонациональность нашей культуры, которые добавляли свой колорит в этот период. И – яркие исторические личности. Среди искусствоведов есть такой термин: Елизаветинское Барокко. Веселая императрица, любившая балы, пышность и т.д., также любила прекрасную, пышную, веселую архитектуру, веселую живопись, и именно Елизавете мы обязаны во многом появлению этих прекрасных дворцов, зданий и т.д.

Буквально пару слов об образовании. Можно сказать, что в этот период светское образование делает качественный шаг вперед. Однако образование не лишено всех тех черт, которыми щедро наделена русская жизнь XVIII века. Во-первых, это сословность. Четко надо понимать, что для купцов создавались свои школы, для священников – свои семинарии; дворянство училось или дома (что было достаточно популярно в XVIII веке), или в кадетских или шляхетских корпусах; для девушек-дворянок был создан знаменитый Смольный институт. Кроме того, нельзя пройти мимо университета – масштабнейшего события русской культуры, без которого вторая половина XVIII века будет неполной.

С другой стороны, два человека из тысячи были грамотными. Процент, мягко говоря, не европейский. В Европе тоже далеко не все еще были грамотными, но такого чудовищного уровня неграмотности не было нигде. Здесь нам было еще догонять и догонять.

Развивается в этот период наука. Конечно же, необходимо было в первую очередь осваивать, описывать и т. д., создавать карты и атласы империи. Здесь выделим Кириллова – его атлас России был одним из лучших в мире на тот период. Экспедиции знаменитые, известные – не будем на них подробно останавливаться, давайте просто вспомним. Витус Беринг – пролив между Евразией и Америкой, Море Лаптевых – братья Лаптевы – это все исследователи, которые сделали столь много для описания нашей Родины, для того, чтобы мы лучше ее знали.

В то же время в XVIII веке развивается историческая наука. Настоящая историческая наука развивается здесь и сейчас – в XVIII веке. Ломоносов, Татищев – русские историки, плюс иностранцы. Помните знаменитую норманнскую теорию? Байер, Миллер, Шлецер и т.д. В XVIII веке в России работало много ученых, назовем выдающихся математиков Эйлера, Бернулли – эти люди, конечно же, тоже помогали развитию науки в России.

В то же время русские самоучки, механики, изобретатели: Ползунов, Кулибин, Черепановы – тоже очень известные люди. К сожалению, их изобретения, их творчество, которое в другое время могло быть востребовано, оказалось задавлено толщей этих феодальных отношений, и, несмотря на то, что тот же Кулибин был и при дворе, он так и не смог реализовать ни свой одноарочный мост через Неву, ни какие-либо другие проекты.

В этот период развивается общественная мысль, развивается литература. Можно сказать, что это еще не та литература, которая принесет нашей Родине славу, но тем не менее: Фонвизин, Державин, Тредиаковский, чуть ранее – Кантемир, Ломоносов, Крылов начинает свое творчество. Все эти люди создали базу для того, чтобы уже в следующую эпоху, в первой половине XIX века наступил золотой век русской литературы. Без Державина, Ломоносова, Тредиаковского и т.д. великой русской литературы не было бы.

Наконец – публицистика. Новиков, который полемизировал с Екатериной, эта полемика, в конце концов, дорого ему обошлась: после начала Великой французской революции Екатерина Великая прекратила игры в либерализм, в просвещение, Новиков отправится в крепость. В 90-е годы будет сослан Радищев. Его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» потрясла. И то, что уже обсуждались какие-то вопросы, – вопросы законодательства, вопросы крепостного права – говорит о развитии русской общественной мысли. Она все-таки не спала, она все-таки развивалась. Она не боялась, хотя, конечно же, для носителей идей ничего хорошего не произошло.

Два основных стиля господствуют в русском искусстве во второй половине XVIII века. Это классицизм – античная традиция, четкость форм, правильность геометричность, вписанность в окружающую среду. Человек красивый трояко: физически, умственно, нравственно. Гармонично развитый человек – это идеал классицизма. И немного другой идеал – идеал Барокко. Дворец царя построил Растрелли – изящество, пышность, богатство. Красота видится в деталях, в обилии украшений и – асимметрия. Один из переводов «Барокко» – жемчужина неправильной формы. Вот эта асимметрия, эта неправильность и, обратите внимание: то, чего в Европе не было, – русское многоцветие: и золото, и бирюза, и белый, и красный цвет, и другие цвета – все это русское барокко, которое себя проявило и в скульптуре, и в живописи, но больше всего, конечно же, в архитектуре.

Давайте немного поговорим об архитектуре. Несколько гениальных российских архитекторов творят в этот период. Памятников очень много. Говорить достаточно трудно, тем более что в конце века появится еще один стиль – романтизм. О нем мы обязательно поговорим, но немного позже, когда будем говорить про Павла I и про искусство XIX века – именно тогда он станет более заметным. А пока – классицизм и барокко. Опять же – знаменитая цитата из Маяковского: «Дворец царям построил Растрелли. Цари умирали, рождались, старели…» Он построил не один дворец – он построил очень много. Растрелли – знаменитый легендарный российский архитектор. Зимний дворец (там, где сейчас Эрмитаж) – это огромный комплекс на берегу Невы. Екатерининский дворец Царского Села, Смольный собор в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве и множество других разных проектов. В Метаве он строил еще для Берона – много чего строил Растрелли. Петродворец. Это все построено им. Дворцы, блестящая садово-парковая архитектура – это он.

Кроме этого, в Питере появляются и другие постройки. В целом Питер скорее классический. Старов строит Таврический дворец, можем сказать, что именно в этот период Кваренги строит здание Академии наук, в это время в Питере появляются знаменитые решетки – Нева и другие питерские реки одеваются в гранит. Тот Питер, которым мы сегодня восхищаемся, тоже появляется во второй половине XVIII века.

Конец же века – это уже Бренно, это уже Павел I, который собственноручно разработал план Михайловского замка, замка в стиле романтизм, в котором, собственно, его и убьют в марте 1801 года. Замок окружен рвом, дубравой, что типично для романтизма.

Москва становится гораздо более красивой: в ней тоже работает несколько блистательных архитекторов. Создавал школу Ухтомский. Пусть не так много всего он построил, но, например, его знаменитая колокольня в Троице-Сергиевой Лавре. Именно он воспитал знаменитых русских архитекторов Казакова и Баженова.

Казаков – это здание сената в Кремле, это здание Дворянского Собрания, сейчас это – Колонный зал Дома Союзов. Казаков – это нынешняя Академия Жуковского, затейливая, причудливая, с элементами барокко и романтизма. Казаков – это Первая градская больница, Голицынская больница, больница для бедных. Все это в стиле классицизма.

Баженов. Дом Пашкова, Царицыно. Еще один гениальный архитектор, чьи проекты были, наверное, слишком масштабными. Денег не хватало – Царицыно так и остался недостроенным, достроили его совсем недавно. Много споров: так – не так, правильно – неправильно, однако мы сейчас можем достаточно хорошо понять, что же хотел архитектор воплотить здесь, в Москве. Ну и, конечно же, дворянские усадьбы. Многочисленные дворянские усадьбы: Кусково, Останкино и т.д.

Развивается русская живопись, развивается русская скульптура, и посмотрите, какие разные стили. Возьмем два портрета. Один из них – это знаменитый портрет Екатерины II – выдающийся художник Левицкий. Там все правильно, там она – идеальная правительница, красивая внешне, умная, волевая, решительная, она у ног статуи богини правосудия. Второй портрет работы другого великого русского портретиста Боровиковского – легкий, очень красивый и душевный портрет Лопухиной. Портрет – это, пожалуй, главный жанр русской живописи второй половины XVIII века. Посмотрите, какие разные портреты. С одной стороны, парадный, и душевный, с элементами романтизма, передающий огромные чувства – с другой. Кстати, тот же Боровиковский создал и другой портрет Екатерины, где она грустит на фоне могилы Потемкина после его смерти, смерти своего любимого фаворита. Насколько это все разное! Добавьте сюда Аргунова, добавьте сюда Рокотова, добавьте сюда других замечательных русских портретистов.

Появляются, может быть, не столь известные, но не менее качественные работы. Например, Лосенко творил в жанре исторической живописи – до Лосенко у нас этого жанра не было. Это фактически первый русский художник, который учился в Италии. Пусть он не достиг славы Левицкого или Боровиковского, но забывать его мы не должны.

И наконец – русская скульптура. Возьмем знаменитый скульптурный портрет Павла I. Федот (Федор) Иванович Шубин – великий русский скульптор-реалист. Глядя на бюст Павла I, мы очень многое можем сказать об этом человеке. Это – реализм. С другой стороны – Козловский, его монументальная статуя Самсона, которая находится в Петергофе, в Петродворце – «Самсон, разрывающий пасть льва», струя бьет на 16 метров вверх. Монументальная скульптура. Ну и третий памятник, который ни в коем случае нельзя забывать, – это, конечно же, Медный Всадник. Именно тогда Фальконе по заказу Екатерины II сотворил статую, которая стала символом Петербурга и вообще одним из символов России.

Развиваются не только скульптура, архитектура и живопись – в этот период появляется первый крупный русский театр. В Ярославле его создал Федор Волков. Потом труппа переедет в Петербург, но театр развивается тоже.

Давайте подведем итоги.

Вторая половина XVIII века. Это период, когда русские архитекторы, живописцы, скульпторы, мастера сцены, поэты, писатели, общественные деятели создали столько шедевров, столько прекрасных произведений, что можно однозначно сказать – это блистательная эпоха, и шедеврами ее мы должны гордиться. Гордиться долго, может быть, всегда.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://www.umnik-umnica.com/ru/school/istoriya-rossii/7-klass/
  • http://www.youtube.com/watch?v=R8vMHP1QRSc
  • http://www.youtube.com/watch?v=e1dQu-6FhmY
  • http://www.youtube.com/watch?v=xSaAi7ldNng
  • http://www.youtube.com/watch?v=t6BuWciNJ1w
     

Файлы