Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )

Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )

Комментарии преподавателя

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи:

  • систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;
  • продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
  • воспитывать познавательную активность

ХОД УРОКА

«Существительное – дирижёр грамматического  оркестра»

В. Ветвицкий

Работа с эпиграфом

1.  Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.
Послушайте несколько строк из стихотворения А.Фета, которое состоит почти из одних имён существительных. Л. Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

Шёпот, робкое дыханье, 
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

– Сделаем вывод, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.

Предлагаю вам мысленно перенестись в сказочный город Слованск, жители которого строят Дом Дружбы, где все они будут жить в мире и согласии, но наступили трудные времена для жителей города.

«На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики со своих бомбардировщиков сбрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты-десантники меж облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе бессмыслицу. Почернели городские улицы.
Но каждый слованец поднялся на защиту родного города. Два самых драгоценных сокровища, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища.
И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Победа! И Дом Дружбы достроен».

Работа по тексту

1) За что сражались жители Слованска?
2) Какие два главных сокровища они защищали?
3) В чём смысл сказки?

Давайте, ребята, поможем слованцам своей грамотностью, своими знаниями защитить и сберечь речь и мысль.

2. Виды разбора на доске:

а) синтаксический разбор предложения  Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд.    Найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; олицетворение: земля одевается в наряд)

б) морфологический разбор   существительного касаются ЗЕМЛИ
в) фонетический разбор существительного   ЗЕМЛЯ

3. Орфоэпическая разминка

– Какой раздел науки о русском языке называют орфоэпией?
– Прочитайте. Поставьте правильно ударение в выделенных словах.

1. Ты мне завтра ПОЗВОНИШЬ?
2. ТОРТЫ были свежие.
3. Девочки связали красивые ШАРФЫ.
4. Задание нужно выполнить в третьем КВАРТАЛЕ.

4. Антидиктант

Среди предложенных вам слов есть слова, написанные правильно, а есть с ошибками. Вам нужно найти, исправить ошибки и объяснить орфограммы.

СЛОЖЕНИЕ, НЕТ ВРЕМЯНИ, ПРЕКОСАЮСЬ, ГРУЗЩИК, НА СТАНЦИЕ, ГОРОШЕК, РАСТЕЛЕШЬ.

5.   Работа с карточками (дифференцированная работа в группах)

1 группа

Выпишите только те слова, которые являются существительными

Зелень, зелёный, зеленеть. Топот, топотать. Вымыть, мойка, моечный. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный, темнота, темнеть.

2 группа

Из предложенных слов выпишите существительные

а) разносклоняемые
б) несклоняемые
в) существительные общего рода

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, непоседа

6. Фонетическая разминка

Прочитайте слова с обратной стороны,  подумайте, какие новые слова получатся.

1 группа: лоб, кот
2 группа: лей, лёд

Проверяем выполнение задания

1 группа:

лоб [л о п] – пол
кот [к о т] – ток

2 группа

лей [л’ э й] – ель
лёд [л’ о т] – толь

Дополнительное задание

Какие слова произносятся так?
[г р у с’ т’] 

Ответ:  ГРУСТЬ и ГРУЗДЬ

7. Не с существительными

Прослушайте стихотворения, какая неточность допущена в нём?

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

При повторном чтении обучающиеся выписывают слова с НЕ, определяют, чем является НЕ – только ли частицей, как говорится в стихотворении. НЕ может быть и частью корня, и приставкой.

8. Род существительного

Найдите четвертое «лишнее».

1 группа

1) Какао, пальто, шоссе, кофе
2) Носок, мозоль, георгин, помидор
3) Глупость, мудрость, печаль, голубь

2 группа

1) Кафе, какаду, кашне, кино
2) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль
3) Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь

9.  Несклоняемые существительные

Я прочту стихотворение. Какую особенность вы заметите? Что это за существительные? Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова?

Как-то рано по утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.

Определите род несклоняемых существительных

1) Густонаселен... Сан-Франциско,
2) огромн... Гоби,
3) полноводн… Конго,
4) солнечн… Тбилиси,
5) глубок... Онтарио

10. Синтаксическая пятиминутка

Составьте новое предложение, взяв из данных вам предложений нужные  члены предложения.
1.  Дети весело играют.    (Обстоятельство)
2.  Дуб шелестит листвой.  (Сказуемое)
3.  Ветерок резвится в небе.   (Подлежащее)
4.  Береза покрылась листочками.  (Дополнение)

11. Правописание суффиксов существительных -ЧИК- и -ЩИК-

Перед вами смешной, но «коварный» рассказ. Попробуйте в нем справиться с написанием суффиксов -чик-, -щик-.

Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.

12. Суффиксы существительных -ЕК- и -ИК-

Я прочитаю стихотворение, а в должны выписать существительные с суффиксами -ЕК- и -ИК-

К Максимке раз пришел дружочек,
Принес с собою пирога кусочек.
Они присели на диванчик,
Максим принес чайку стаканчик.
Открыли ларчик, где игрушки,
Звоночки, мячики, ушки.
Зверюшек рядом посадили
И пир в столовой учинили.

13. Словарный диктант. Работа в группах

Вставьте пропущенные буквы

1 группа

Хвост..к,  песоч..к, на бумаг.., груз..ик,  р..стение, (не)друг, (не)правда, а лож.., пул..мёт, ш..пот, на площад..,ц..пленок.

2 группа

Без..нтересный,  из-за туч.., нога в стрем..н.., отр..сль, огонеч..к, (не)серьёзность, (не)былица, перевоз...ик, на лезви.., ш..рох,  ц..ганёнок.

14. Письмо шестиклассника актеру Е. Евстигнееву

Известному актеру МХАТа Евстигнееву показали письмо шестиклассника: « Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаньяна как Мехаил Баярский»
Евстигнеева спросили:

– Как вы думаете, он сможет стать артистом?
– На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.
Он берет ручку и пишет всего одно слово:
– НИКАДА!
 Почему так ответил Евстигнеев?

15. Подведение итогов урока

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.