Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )

Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )

Комментарии преподавателя

Знать: об образовании существительных с помощью суффиксов -ек, -ик, о способе действия при выборе данных суффиксов.

Уметь: владеть способом действия при выборе суффиксов -ек, -ик.

Оборудование: компьютер, проектор, кинофильм «Приключения Буратино», дидактический материал, кукла-игрушка Буратино.

Ход урока

(На доске висит кукла-игрушка Буратино.)

Учитель: Посмотрите на доску, ребята. Что вас удивило? Что показалось необычным? (Буратино).

Вы спросите: «А какое отношение имеет Буратино к уроку русского языка?»

Я отвечу: «Самое непосредственное: сегодня Буратино – наш помощник.

– К какой части речи относится слово Буратино? (Существительное).

Учитель: Мы с вами как раз изучаем правописание существительных. И сегодня вместе с Буратино мы будем путешествовать по его родной сказке и будем учиться правильно писать имена существительные.

«Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу».

Что произошло дальше?

«Буратино продал свою азбуку за 4 сольдо». [1]. Впереди его ждали ужасные опасности и страшные приключения.

1. Индивидуальные задания, связанные с правописанием существительных.

(4 сольдо. На каждом – задание).

Карточка 1

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффиксов -чик, -щик.
2. Составьте предложение по схеме:
[O и O].

Камен…, водопровод…, барабан…, стекол…, полиров…, сбор…, развед…, перебеж…, газет…, бетон…, рассказ.. .

Карточка 2

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффиксов -чик, -щик.
2. Составьте предложение по схеме:
[ ], ( ).

Развед…, буриль…, табун…, разнос…, зачин…, перевод…, пулемёт…, уголь…, забастов.. .

Карточка 3

Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. Свой выбор объясните.

Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…, мечтать о побед…, путь к побед…, говорить о свобод…, радоваться свобод…, читать в газет…, работать в библиотек…, принести книги в дар библиотек…,на полках библиотек.. .

Карточка 4

Раскройте скобки. Приведите два примера с другим написанием НЕ.

(Не)забудка, (не)справедливость, (не)нависть, (не)правильность, (не)преклонность, (не)ряха, (не)взгоды, (не)годование, (не)торопливость, (не)вежда, (не)серьёзность, (не)вежливость.

2. Творческий диктант

Вспомните героев сказки «Приключения Буратино». Запишите слова, выделив орфограмму -чик, -щик.

Папа Карло – бродячий музыкант с шарманкой или (шарманщик).
По дороге в школу Буратино встретил продавца мороженого или (мороженщика),
– человека, точившего ножи или (точильщика),
– рабочего, зажигающего фонари или ( фонарщика),
– мужчину, разгружающего сладости или (грузчика).
– Перед балаганом, где выступал кукольный театр, разместился оркестр, в котором один музыкант играл на барабане.( барабанщик).
– Должность тайного осведомителя, доносителя при губернаторе Лисе в Стране Дураков звучала как (доносчик).
– Буратино, следящий за действиями Карабаса Барабаса и Дуремара походил на тех, кто разведовал обстановку перед боем (разведчик).

3. Учитель: Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили правило о правописании суффиксов -чик, -щик, определите, соответствует ли указанному правилу написание данных слов: САМОВАРЧИК, ТРАМВАЙЧИК, РУКАВЧИК, ТЮЛЬПАНЧИК. (На доске.)

Вывод: Суффикс -чик имеет значение не «профессия», «специальность», а уменьшительно-ласкательное.

Учитель: Какие ещё уменьшительно-ласкательные суффиксы вы знаете?

Вывод: У прилагательных -еньк, -оньк, у существительных -ок, -ек, -ик.

4. Учитель: Сейчас самое время вспомнить название сказки о Буратино: «Золотой ключик, или приключения Буратино». Буратино – деревянный человечек с длинным носом. А какие буквы писать в суффиксах существительных КЛЮЧИК, ЧЕЛОВЕЧЕК?

Тема урока: «Гласные в суффиксах существительных -ек , -ик.».

Чтение правила (стр. .. ).[2].

5. Учитель. Суффиксы -ек, -ик имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Назовите ласково предметы, нас окружающие. (Учащиеся заполняют таблицу примерами. Выделяют орфограмму.)

-ек -ик
   

Грибок (грибочек), карандаш (карандашик), кусок (кусочек), орех (орешек), денёк (денёчек), шалаш (шалашик), замок (замочек), стол (столик), росток (росточек), билет (билетик), фонарь (фонарик).

6. Учитель. А сейчас вместе с Буратино мы отправимся в гости к Мальвине. Описывая её дом, будем использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему?

Вывод: Мальвина – это кукла, в куклы играют дети. Игрушки для малышей имеют всегда ласковые названия.

Задание. Составьте рассказ по опорным словам, записанным на доске.

В помощь учащимся. Кадры из к/ф «Приключения Буратино».

ДОМИК МАЛЬВИНЫ.

Овраж…к, мост…к, лужайка, дом…к, дорожки , песоч…к, фонтан, мяч…к, в саду, душистый горош…к, девочка с голубыми волосами, завтракать.

Пример. Через овражек был перекинут мостик. Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре окошка. Дорожки вокруг домика покрывал чистенький песочек. Из фонтана била тоненькая струйка воды, в ней плескался полосатый мячик. В саду цвёл душистый горошек. Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать.

7. Учитель. Что увидел Буратино дальше?

Упр.... (устно).[2].

8. Заключение

Учитель. Сегодня на уроке мы изучали правописание суффиксов -ек, -ик.

А помогала нам сказка А. Толстого « Золотой ключик, или приключения Буратино».

Заканчивается сказка и заканчивается наш урок.

«Раздался звук, будто провели смычком по струнам.

Вспыхнули матовые уличные фонарики. На сцене была городская площадь. Двери в домах раскрылись, выбежали маленькие человечки, полезли в игрушечный трамвай. Кондуктор зазвонил, вагоновожатый завертел ручку, мальчишка живо прицепился к колбасе, милиционер засвистел, – трамвай укатился в боковую улицу между высокими домами.

Проехал велосипедист на колёсах – не больше блюдечка для варенья. Пробежал газетчик, – вчетверо сложенные листки отрывного календаря – вот какой величины были у него газеты.

Мороженщик прокатил через площадку тележку с мороженым. На балкончики домов выбежали девочки и замахали ему, а мороженщик развёл руками и сказал:

– Всё съели, приходите в другой раз.

Тут занавес упал, и на нём опять заблестел золотой зигзаг молнии.» [1].

Домашнее задание

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.