6 класс. Литература. И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

6 класс. Литература. И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

Комментарии преподавателя

«Мир детства в рассказе Тургенева «Бежин луг»»

План  раскрытия образа (заполняется по ходу урока)

1.Внешний вид. Детали.

2.Речь.

3.Характер.

Ход урока

- Рассказ называется « Бежин луг», место действия рассказа – Бежин луг(слайд «Луг»)

-Ваше, ребята, домашнее задание состояло из нескольких частей, одно из них – подобрать версии, почему луг назывался Бежин  (сообщение детей)

- Существует несколько версий:

1.Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находился в 13-ти км от Спасского-Лутовинова.

2. Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных, которые в 18 веке проживали неподалеку.

3. Есть такое предположение, Бежиным луг назван потому, что на нем собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.

-Спасибо, каждая из версий имеет место быть.

- А мы давайте прочитаем описание в учебнике.

Ребята, представьте себе такую картину: ночь, луна, тихо мерцают звезды Тишину нарушают только жующие  лошади да сверчки. Запоздалый охотник никак не может найти дорогу домой.

-Что там светится в темноте? Костёр!

-Кто сидит?

-Почему они тут сидят?

Давайте присоединимся к ним и познакомимся поближе.

- Беседа  

- К сегодняшнему уроку вы выбирали героев по своему интересу

 (слайды с рисунками мальчишек)

- Давайте познакомимся с Федей.

(уч-ся рассказывает о герое)

1)- На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).

2)- Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид).

-Запишем в план 1 пункт.[Запись первого пункта плана к раскрытию образа].

- Расскажите о Павлуше

- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).

- Почему на глаза обращает внимание писатель?

- Здесь изображен Илюша.

Докажите тургеневскими словами, что это он.

- Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике).

-Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь? Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века. Беспечная это пора? Конечно, нет.

-  Чем же любопытен  Костя?

(У него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать). Почему печальный взор?

- Совсем мало говорит нам автор о ком? (О Ване)

- Что узнаем о Ване?

-  5 мальчишек, 5 разных героев. Описывая каждого из них, автор выделяет лицо, фигуру, одежду. В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Поэтому запишем в план слово «Деталь».

 И хотя он и  показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

- Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории.

 О ком эти истории? (о нечистой силе)

- А вам, современным детям, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?

- Чья история показалась вам более интересной? Может, расскажете?

- Как вы думаете, эти рассказы интересны охотнику? ( Да. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).

 Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий. Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

– Давайте рассмотрим  два рассказа более детально. Итак, перед нами 2 рассказа об одном и том же таинственном Тришке.

Рассказы    о  таинственном  Тришке.

                   Павлуша 

                               Илюша

   «Барин-то  наш,  хоша  и  толковал  нам  напредки,  что,  дескать,  будет  вам предвиденье,  а  как  зетемнело,  сам,  говорят,  так  перетрусился,  что  на-поди.  А  на  дворовой  избе  баба-стряпуха,  так  та,  как  только  затемнело,  слышь,  взяла  да  ухватом  все  горшки  перебила  в  печи:  «Кому  теперь  есть,  говорит,  наступило светопрестановление».  Так  шти  и  потекли.  А  унас  на  деревне  такие,  брат,  слухи  ходили,  что,  мол,  белые  волки  по  земле  побегут,  людей  есть  будут,  хищная  птица  полетит, а  то  и  самого  Тришку  увидят».

  «А  ты  не  знаешь? – с  жаром  подхватил  Ильюша. – Ну,  брат,  откентелева  ты,  что  Тришки  не  знаешь?  Сидни  у вас  в деревне  сидят,  вот уж точно  сидни! Тришка – эфто   будет  такой  человек  удивительный,  который  придет;  а  придет  он,  когда  наступят  последние  времена. И  будет  он  такой  удивительный  человек,  что  его  и  взять  нельзя  будет,  и  ничего  ему  сделать  нельзя  будет.  Такой  уж  будет  удивительный  человек.  Захотят  его,  например, взять  хрестьяне,  выйдут  на  него  с,  дубьем, оцепят  его,  но  а  он  им  глаза  отведет – так  отведет им  глаза,  что они  сами  друг  друга побьют.  В  острог  его  посадят,  например, - он  попросит  водицы  испить  в  ковшике:  ему  принесут  ковшик,  а  он  нырнет  туда,  да  и  поминай  как  звали.  Цепи  на  него наденут,  а  он  в  ладоши  затрепещется – они  с  него  так  и  попадают.  Ну,  и  будет  ходить  этот  Тришка по селам  да  по  городам;  и  будет  этот  Тришка,  лукавый  человек,  соблазнять  народ  хрестиянский…-ну,  а  сделать  ему  нельзя  будет  ничего…  Уж  такой  он  будет  удивительный,  лукавый  человек».

– Сравните фрагменты.

(Вопросы для сравнения фрагментов.

Что вы можете сказать об объеме высказывания?

А что о знаках препинания в каждом рассказе?

Как относится Павлуша к своему рассказу?

А как Ильюша?

 (Отличия:

1) Объем высказывания: Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Применяет ораторский прием.

2)Знаки препинания:

У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия.

Но все это есть в речи у Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий – они предполагают, что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.

3) Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом.

Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание.

-- Может ли рассказ, речь помочь  раскрыть образ героя? Что же вы узнали?

Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять, увидеть героев, значит, вторым элементом раскрытия образа является речь. Запись 2 пункта плана.

   Тургенев очень точно, детально передаёт речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной.

- И еще раз вернемся к нашим героям. Мальчишки отличаются друг от друга внешним видом. Мы различим их по речи.  И у  них разные характеры.

-У вас, ребята, на столах лежат карточки «Найдите соответствие»

 Соотнесите героя и  черты его характера

Найдите соответствие

Федя

Смелый, уверенный, умный

Павлуша

Задумчивый, печальный

Илюша

Молчаливый, любопытный

Костя

Тихий

Ваня

Смирный, заботливый, эмоциональный

(проверка)

(-Павлуша – смелый, уверенный, умный.

-Костя –  задумчивый, печальный,

- Федя -Молчаливый, любопытный.

-Илюша - смирный, заботливый, эмоциональный

- Ваня  - тихий.)

-Ребята,  разве автор в тексте где-то прямо называет черты характера героев ? Нет мы их можем увидеть в описании внешнего вида, проследить в поступках, в рассказах . Поэтому запишем 3 пункт создания образа: характер.

Вывод

Мы говорили о детях, о детстве мальчишек.

- Какой же он, мир детства,  в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства.

На доску прикрепляются таблички с определениями (доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность,  агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность)

- Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Ведь недаром Тургенев о себе и своих героях сказал так: « Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.»

-Итак, детство предстает в рассказе разным. А давайте попробуем составить синквейн к слову «Детство». Помните схему?

1. Существительное

2. 2  прилагательных

3.3 глагола

4. Фраза из 4 слов

5. Синоним

(мой пример:

Детство.

Трудное, радостное

Наступает, радует, огорчает

Хочется видеть счастливое детство.

Тревога.

Домашнее задание

Найдите соответствие

Федя

Смелый, уверенный, умный

Павлуша

Задумчивый, печальный

Илюша

Молчаливый, любопытный

Костя

Тихий

Ваня

Смирный, заботливый, эмоциональный

 

Найдите соответствие

Федя

Смелый, уверенный, умный

Павлуша

Задумчивый, печальный

Илюша

Молчаливый, любопытный

Костя

Тихий

Ваня

Смирный, заботливый, эмоциональный

 

Найдите соответствие

Федя

Смелый, уверенный, умный

Павлуша

Задумчивый, печальный

Илюша

Молчаливый, любопытный

Костя

Тихий

Ваня

Смирный, заботливый, эмоциональный

 

ИСТОЧНИКИ

http://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-s-prezentaciey-na-temu-mir-detstva-v-rasskaze-turgeneva-bezhin-lug-klass-514248.html

http://infourok.ru/konkurs?dwldurl=http%3A%2F%2Fproteacher.ru%2F2015%2F01%2F15%2FTest_po_test_1421350831_93508.doc

Файлы