7 класс. Русский язык. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении

7 класс. Русский язык. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении

Комментарии преподавателя

- Что такое союз - это слу­жеб­ная часть речи, со­еди­ня­ю­щая од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния или про­стые пред­ло­же­ния в со­ста­ве слож­но­го.

- Какие бывают союзы по структуре - простые и составные

- Как делятся союзы по значениям - сочинительные и подчинительные

- Какой знак препинания ставится перед союзами - запятая

 

Задание №1

Комментируемое письмо.

  Февраль – это удивительный месяц, который становится завершающим аккордом злобной и ненасытной зимы. В одни дни зима запугивает прохожих морозами, вьюгами, а в другие дни зима балует солнечной погодой и красивыми пейзажами.

 Грамматические задания:

1)Обозначьте союзы, определите: сочинительный  или подчинительный союз?

 

  Эталоны ответов:

1. Фонетический разбор слова:

Вьюгами – вью – га  ми  -  3  слога

В [ в ]- согл., звон., мягк., парн.  зв.

Ь  [  ] -

ю  [ й ]- согл., звонк., мягк. непарн. зв.

    [  у]- глас., уд. зв.

г[  г]- согл., звонк., твёрд., парн. Зв.

а[  а]- гл., безуд. зв.

м[  м]- согл., звонк., мягк., непарн. Зв.

и[  и]- глас., безуд. зв.

--------------------------------

7 б., 7 зв.

2. За  пуг ива  ет , солн  ечн ой

3.Синтаксический разбор предложения.

В одни дни зима запугивает  прохожих  морозами, вьюгами, а в другие дни

она балует солнечной погодой и красивыми пейзажами.

Повест., невоскл., сложное, 1-е простое – двусост., распр., полн.; 2-е простое – двусост., распр., полное, с сочин. союзом а.

 

2.Задание № 2.

 -Знаете ли вы картины живописи, связанные с месяцем  февраль?

-Есть такая картина Игоря Эммануиловича Грабаря. Она называется «Февральская лазурь». Посмотрите репродукцию картины.  Хочется вспомнить стихотворение Сергея  Александровича Есенина "Береза"

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

 

- Картина  Игоря Эммануиловича Грабаря называется  «Февральская лазурь». Знаете ли вы лексическое значение слова  лазурь?

      2)Беседа по картине

1.      Какое впечатление произвела на вас картина?

2.      Какие картины природы предстали перед вашими глазами?

3. Какие цвета преобладают на картине? Почему?

3) Работа  по тексту – описание картины  Игоря Эммануиловича Грабаря »  «Февральская лазурь»

- Прочитайте текст.

  Удивительную картину нам передал Грабарь на своем полотне, которое носит поэтичное название - «Февральская лазурь». На передний план вынесена береза, покрытая тонким слоем инея. Она переливается, блестит,  будто дерево обзавелось янтарными бусами. Позади мы видим березки, ни в чем не уступающие  своей подружке, выскользнувшей вперед. Они показывают, что они тоже достойны внимания, так как их наряды не менее роскошны. Все березы изображены на фоне белоснежного покрывала,  сотканного самой старухой-зимой.

   Сверху, над березовой рощей, раскинулось чистое небо, манящее и доброе. От него веет прохладой и чистотой, словно чувствуешь легкое дуновение ветерка и свежий аромат весны. Хочется наяву вдохнуть свежесть морозного солнечного дня, полюбоваться снежными нарядами берез, а пока остается восхищаться мастерством художника.

- Определите основную мысль текста.

- Определите тип речи. (описание)

- Каков стиль текста? (художественный)

- Приведите примеры изобразительно – выразительных средств языка. (эпитеты)

-Есть ли в тексте союзы? Какую роль они играют?

- Какие союзы использованы в тексте? Какова их функция?

-Объясните постановку знаков препинания в тексте.

 

3.Задание №3. Графический диктант.

-Прослушав предложение, запишите  его схему.

                                   Ива цветёт.

  Февральский день прибывает, но зима не сдаётся. Вчера была оттепель, а сегодня мороз. Скоро весна, и её уже  ждут травы и деревья.

  Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли. В конце зимы, когда наступает оттепель, они начинают сбрасывать свои чешуйки.

 

  Эталон ответа:

1. [-   =], но [-    =].

2. [-  =], а [ - ].

3. [ -   ], и [=   -   и   -].

4. [ =  ], (которые   =).

5.[    ,(когда = - ),  - = ].

 

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=2bfRa84fyZ0

источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/sojuz-kak-chast-rechi-prostye-i-sostavnye-sojuzy.html

источник конспекта - http://www.metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_sochinitelnye_i_podchinitelnye_soyuzy._zapyataya_v-6126.htm

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/podchinitelnye-sojuzy.html

источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/sochinitelnye-sojuzy.html

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=hiYViQiwceA

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=qm7uG7VENRQ

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=o8FYybIVeu4

Файлы