6 класс. Литература. Русские басни. Крылов И.А.

6 класс. Литература. Русские басни. Крылов И.А.

Комментарии преподавателя

По­во­дом к со­зда­нию басни по­слу­жил слу­чай из жизни Кры­ло­ва (рис. 1): «Ка­кой-то вель­мо­жа (по сло­вам одних – гр. Ра­з­умов­ский, по дру­гим – кн. А. Н. Го­ли­цын), может быть, сле­дуя при­ме­ру имп. Марии Фе­до­ров­ны, по­кро­ви­тель­ство­вав­шей поэту, а может быть, ис­крен­но желая све­сти с ним зна­ком­ство, при­гла­сил его к себе и про­сил про­чи­тать две-три ба­сен­ки. Кры­лов ар­ти­сти­че­ски про­чи­тал несколь­ко басен, в том числе одну, за­им­ство­ван­ную у Ла­фон­те­на. Вель­мо­жа вы­слу­шал его бла­го­склон­но и глу­бо­ко­мыс­лен­но ска­зал: «Это хо­ро­шо, но по­че­му вы не пе­ре­во­ди­те так, как Иван Ива­но­вич Дмит­ри­ев?» – «Не умею», – скром­но от­ве­чал поэт. Тем раз­го­вор и за­кон­чил­ся. Воз­вра­тясь домой, за­де­тый за живое бас­но­пи­сец вылил свою желчь в басне «Осел и Со­ло­вей». Ке­не­вич В.Ф. Из «Биб­лио­гра­фи­че­ских и ис­то­ри­че­ских при­ме­ча­ний к бас­ням Кры­ло­ва»

После пуб­ли­ка­ции басни Кры­ло­ва стали на­зы­вать «Со­ло­вьем». Это про­зва­ние вошло в ли­те­ра­ту­ру.

Осел и Со­ло­вей (рис. 2)

Кадр из мультипликационного фильма по мотивам басен И.А. Крылова «В мире басен»

Рис. 2. Кадр из муль­ти­пли­ка­ци­он­но­го филь­ма по мо­ти­вам басен И.А. Кры­ло­ва «В мире басен» (Ис­точ­ник)

Вла­ди­слав Фе­о­фи­ло­вич Ке­не­вич, со­вре­мен­ник и пер­вый си­сте­ма­ти­че­ский ис­сле­до­ва­тель ли­те­ра­тур­ной де­я­тель­но­сти Кры­ло­ва, в «Биб­лио­гра­фи­че­ских и ис­то­ри­че­ских при­ме­ча­ний к бас­ням Кры­ло­ва» писал: «Из­вест­но, что Кры­лов был к себе несрав­нен­но стро­же, чем его чи­та­те­ли: он по многу раз пе­ре­пи­сы­вал одну и ту же басню, вся­кий раз пе­ре­де­лы­вал её и удо­вле­тво­рял­ся толь­ко тогда, когда в ней не оста­ва­лось ни од­но­го слова, ко­то­рое, как он вы­ра­жал­ся, «ему при­еда­лось». Имен­но по­это­му мы можем утвер­ждать, что каж­дое слово в басне И.А. Кры­ло­ва несёт опре­де­лён­ную смыс­ло­вую на­груз­ку.

Итак, в басне два клю­че­вых об­ра­за: Осёл и Со­ло­вей.

СЛОВАРЬ

«Дру­жи­ще» – фа­ми­льяр­ное об­ра­ще­ние к другу (от­ме­тим, что Со­ло­вей не яв­лял­ся дру­гом Осла, что при­да­ёт его об­ра­ще­нию ещё боль­ше фа­ми­льяр­но­сти и небреж­но­сти, что поз­во­ля­ет сде­лать вывод о невос­пи­тан­но­сти Осла).

Далее – слово «ма­сте­ри­ще», ка­за­лось бы, пе­ре­да­ёт вос­хи­ще­ние. Ма­сте­ри­ще – это ма­стер, вир­ту­оз в своём деле, да ещё в пре­вос­ход­ной сте­пе­ни. Но со­звуч­ность со сло­вом «дру­жи­ще», да ещё явная тав­то­ло­гия «ве­ли­кий ма­сте­ри­ще» вновь нега­тив­но ха­рак­те­ри­зу­ет Осла, сви­де­тель­ствуя о его неве­же­стве.

ТАВ­ТО­ЛО́ГИЯ (от греч. tauto – «то же самое» и logos – «слово, по­ня­тие») – по­вто­ре­ние од­но­го и того же раз­ны­ми сло­ва­ми. В ка­че­стве сти­ли­сти­че­ско­го при­е­ма от­но­сит­ся к роду плео­назма (из­ли­ше­ства).

«Из­ряд­но», – го­во­рит Осёл, про­слу­шав пение Со­ло­вья. «Из­ряд­но» – зна­чит «зна­чи­тель­но, пре­вос­ход­но». Од­на­ко в тол­ко­вых сло­ва­рях это слово все­гда со­про­вож­да­ет­ся по­ме­той «разг.», что озна­ча­ет «раз­го­вор­ный». То же самое можно ска­зать и о сло­вах «уста­вясь» и «на­вост­рил­ся».

Де­е­при­част­ный обо­рот «уста­вясь в землю лбом» на­по­ми­на­ет нам об осли­ном упрям­стве. А сразу за ним – совет «немнож­ко по­учить­ся» пению у пе­ту­ха, ко­то­рый судя по ме­сто­име­нию «нашим» яв­ля­ет­ся близ­ким при­я­те­лем Осла. А те­перь вспом­ним зна­ме­ни­тую по­сло­ви­цу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Огра­ни­чен­ный петух яв­ля­ет­ся дру­гом та­ко­го же неве­жи Осла.

Образ Осла вы­зы­ва­ет смех у чи­та­те­ля. Такое изоб­ра­же­ние на­зы­ва­ет­ся КО­МИ­ЧЕ­СКИМ.

Ка­ки­ми же ху­до­же­ствен­ны­ми сред­ства­ми Кры­лов пе­ре­да­ёт кра­со­ту и оча­ро­ва­ние пения Со­ло­вья?

Пение Со­ло­вья на­по­ми­на­ет целый кон­церт. Для этого Кры­лов ис­поль­зу­ет ряд од­но­род­ных чле­нов: гла­го­лы «за­щёл­кал», «за­сви­стал», «от­да­вал­ся», «рас­сы­пал­ся». А также срав­не­ние со сви­ре­лью, ме­та­фо­ру «мел­кой дро­бью рас­сы­пал­ся», эпи­тет «том­ной» сви­ре­лью.

Пение Со­ло­вья про­из­во­дит чу­дес­ное дей­ствие на всех, кто его услы­шал. Он всех оча­ро­вал своим пе­ни­ем. Внёс успо­ко­е­ние и в при­ро­ду, и в жизнь людей: «за­тих­ли ве­тер­ки», «птич­ки за­молк­ли», «стада жи­вот­ных при­лег­ли», «пас­тух пе­ни­ем лю­бо­вал­ся».

Вни­ма­ло все тогда

Лю­бим­цу и певцу Ав­ро­ры…

АВ­РО­РА – бо­ги­ня утрен­ней зари (древ­не­рим­ская ми­фо­ло­гия).

Об­ра­тим вни­ма­ние на одну де­таль: Со­ло­вей во­об­ще не го­во­рит, толь­ко поёт, этим автор по­ка­зы­ва­ет, что неве­же­ствен­ное (про­сто­реч­ное и раз­го­вор­ное) чуждо этому герою в от­ли­чие от Осла, ко­то­рый по­сто­ян­но что-то го­во­рит, при этом ис­поль­зу­ет в ос­нов­ном раз­го­вор­ную и про­сто­реч­ную лек­си­ку.

Автор ис­поль­зу­ет приём ан­ти­те­зы, про­ти­во­по­став­ляя Со­ло­вья, ма­сте­ра сво­е­го дела, ис­тин­но­го певца при­ро­ды, ко­то­рый оча­ро­вы­ва­ет своим пе­ни­ем, и Осла, глу­по­го, неве­же­ствен­но­го, невос­пи­тан­но­го, ко­то­рый ни­че­го не по­ни­ма­ет в на­сто­я­щем ис­кус­стве.

АН­ТИ­ТЕ­ЗА – сти­ли­сти­че­ский прием, ос­но­ван­ный на рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии по­ня­тий и об­ра­зов.

В басне опи­сы­ва­ет­ся си­ту­а­ция, ко­то­рая часто воз­ни­ка­ет в ре­аль­ной жизни. Некто са­мо­уве­рен­ный и незна­ю­щий бе­рет­ся су­дить о том, о чём не имеет ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния.

Мо­раль басни за­клю­ча­ет­ся в сло­вах: «Из­ба­ви Бог и нас от эта­ких судей». С по­мо­щью при­ё­ма ал­ле­го­рии, бас­но­пи­сец пе­ре­да­ёт сво­е­му чи­та­те­лю мысль о том, что, если о на­сто­я­щем ис­кус­стве часто бе­рут­ся су­дить те, кто в этом ни­че­го не по­ни­ма­ет, как Осёл, тогда ис­тин­ным ма­сте­рам, вроде Со­ло­вья, при­хо­дит­ся туго.

МО­РАЛЬ – это по­учи­тель­ный вывод из ос­нов­но­го по­вест­во­ва­ния, ко­то­рый да­ёт­ся в на­ча­ле или в конце басни.

АЛ­ЛЕ­ГО­РИЯ – ино­ска­за­ние – изоб­ра­же­ние от­вле­чён­но­го по­ня­тия через кон­крет­ный образ.

Басня «Осёл и Со­ло­вей» была на­пи­са­на Ива­ном Ан­дре­еви­чем Кры­ло­вым более ста лет назад, но до сих пор не по­те­ря­ла своей ак­ту­аль­но­сти, по­то­му что таких глу­пых судей, как Осёл, можно встре­тить в жизни и в наше время.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=h5xB6Nn4cMg

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/6-klass/proizvedeniya-russkih-pisatelej-19-veka/ivan-krylov-basnya-osyol-i-solovey?seconds=0 - ЗДЕСЬ можно посмотреть видеоурок по теме

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.