8 класс. Биология. Скелет. Строение и состав костей

8 класс. Биология. Скелет. Строение и состав костей

Комментарии преподавателя

 Вступление

Че­ло­век при­спо­соб­лен к дви­же­нию и на­чи­на­ет это де­лать со­зна­тель­но при­мер­но через 4 ме­ся­ца после рож­де­ния. Дви­же­ние обес­пе­чи­ва­ет­ся опор­но-дви­га­тель­ной си­сте­мой.

Опор­но-дви­га­тель­ную си­сте­му об­ра­зу­ют кости и мышцы.

Кости че­ре­па, ко­неч­но­стей и ту­ло­ви­ща об­ра­зу­ют твер­дый остов тела – ске­лет.

Мышцы и со­еди­ни­тель­но-ткан­ные об­ра­зо­ва­ния (хрящи, связ­ки, су­хо­жи­лья) об­ра­зу­ют мяг­кий остов – гиб­кий ске­лет.

В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка 208-210 ко­стей. Раз­беж­ность свя­за­на с ин­ди­ви­ду­аль­ным раз­ви­ти­ем каж­до­го че­ло­ве­ка, и с тем, что неко­то­рые кости могут у одних людей срас­тать­ся, а у дру­гих – нет.

Мышц в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка 600.

 Функции опорно-двигательной системы

1. Ме­ха­ни­че­ские функ­ции ске­ле­та:

- Опор­ная – опре­де­ля­ет форму тела, яв­ля­ет­ся вме­сти­ли­щем для внут­рен­них ор­га­нов, к нему при­креп­ля­ют­ся мышцы

- За­щит­ная – за­щи­та мозга, серд­ца, лег­ких

2. Био­ло­ги­че­ские функ­ции ске­ле­та:

- Ми­не­раль­ный обмен – в ко­стях со­дер­жит­ся боль­шое ко­ли­че­ство ми­не­раль­ных солей

- Кро­ве­тво­ре­ние – крас­ный кост­ный мозг об­ра­зу­ет фор­мен­ные эле­мен­ты крови

3. Ме­ха­ни­че­ские функ­ции мышц

- Дви­га­тель­ная – пе­ре­дви­же­ние ко­стей

- За­щит­ная – за­щи­та ор­га­нов брюш­ной по­ло­сти

4. Ме­ха­ни­че­ские функ­ции свя­зоч­но­го ап­па­ра­та:

- Опор­ная – со­еди­не­ния ко­стей

- Дви­га­тель­ная – су­ста­вы

Опор­ные и за­щит­ные функ­ции вы­пол­ня­ют­ся сов­мест­но ко­стя­ми, мыш­ца­ми и свя­зоч­ным ап­па­ра­том.

 Особенности строения костной ткани

Кость об­ра­зо­ва­на со­еди­ни­тель­ной (кост­ной) тка­нью и со­дер­жит со­су­ды и нервы.

Гистологическое строение кости

Рис. 1. Ги­сто­ло­ги­че­ское стро­е­ние кости

Со­став кост­ной ткани:

Кост­ная ткань со­сто­ит из кле­ток и меж­кле­точ­но­го ве­ще­ства.

Клет­ки кост­ной ткани:

Рис. 2.

Остео­ци­ты уже не спо­соб­ны к де­ле­нию.

Рис. 3.

Неор­га­ни­че­ские со­еди­не­ния на­кап­ли­ва­ют­ся в виде кри­стал­ли­ков между ос­се­и­но­вы­ми во­лок­на­ми.

У детей в ко­стях пре­об­ла­да­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, по­это­му их кости более гиб­кие, но они легко де­фор­ми­ру­ют­ся при непра­виль­ных или слиш­ком боль­ших на­груз­ках.

С воз­рас­том в ко­стях уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство ми­не­раль­ных ве­ществ, кости ста­но­вят­ся более хруп­ки­ми, по­это­му по­жи­лые люди даже при незна­чи­тель­ных трав­мах могут по­лу­чить пе­ре­ло­мы.

 Строение кости

В кости можно вы­де­лить го­лов­ку и тело. Го­лов­ка по­кры­та су­став­ны­ми хря­ща­ми.

Рис. 4.

Тело кости по­кры­ва­ет со­еди­ни­тель­но­ткан­ное об­ра­зо­ва­ние – над­кост­ни­ца. Она обес­пе­чи­ва­ет рост кости в тол­щи­ну и срас­та­ние пе­ре­ло­мов. К ней под­хо­дят нервы и кро­ве­нос­ные со­су­ды.

Рис. 5.

Над­кост­ни­ца плот­но при­ле­га­ет к ком­пакт­но­му ве­ще­ству кости. Оно об­ра­зо­ва­но кост­ны­ми ци­лин­дра­ми, внут­ри ко­то­рых про­хо­дят кро­ве­нос­ные со­су­ды. Кост­ные клет­ки рас­по­ло­же­ны по­за­ди каж­до­го ци­лин­дра. Они вы­де­ля­ют меж­кле­точ­ное ве­ще­ство, в том числе и пла­стин­ки, из ко­то­рых со­сто­ят ци­лин­дры.

Рис. 6.

Далее идет губ­ча­тое ве­ще­ство, оно за­пол­ня­ет го­лов­ки ко­стей и со­сто­ит из мно­го­чис­лен­ных кост­ных пе­ре­кла­дин, за­пол­нен­ных крас­ным кост­ным моз­гом. Эта ткань вы­ра­ба­ты­ва­ет клет­ки крови.

Рис. 7.

Внут­ри, между го­лов­ка­ми ко­стей, име­ет­ся кост­но­моз­го­вая по­лость, за­пол­нен­ная жел­тым кост­ным моз­гом. При боль­шой кро­во­по­те­ре он также может при­ни­мать уча­стие в кро­ве­тво­ре­нии.

Рис. 8.

Рис. 9.

У детей около го­ло­вок ко­стей рас­по­ла­га­ют­ся хря­ще­вые про­клад­ки. За счет де­ле­ния кле­ток хряща кость может расти в длину. По­сте­пен­но они за­ме­ща­ют­ся клет­ка­ми кости, и рост кости пре­кра­ща­ет­ся. Это про­ис­хо­дит при­бли­зи­тель­но к 20 годам.

В нашем ор­га­низ­ме вы­де­ля­ют труб­ча­тые кости (с ними вы толь­ко что озна­ко­ми­лись) и плос­кие кости, со­сто­я­щие в ос­нов­ном из ком­пакт­но­го ве­ще­ства. Труб­ча­тые кости де­лят­ся на длин­ные (бед­рен­ная, пле­че­вая кость) и ко­рот­кие (кости фа­ланг паль­цев).

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/bopornodvigatelnaya-sistemab/skelet-stroenie-i-sostav-kostey?seconds=0&chapter_id=84

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=KCzWLjqaDzI

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=5SsbG8j-Zfg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=2vq3IDS3uWA

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=FzkK6mVsRqo

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=xWkDnvyIlzU

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/skelet-stroenie-i-sostav-kostejj.html

источник теста - http://testedu.ru/test/biologiya/8-klass/stroenie-i-funkczii-kostej.html

Файлы