6 класс. Литература. Знакомство с Библией

6 класс. Литература. Знакомство с Библией

Комментарии преподавателя

Введение

Се­год­ня на уроке вы узна­ет,  что такое прит­ча и по­зна­ко­ми­тесь с двумя про­из­ве­де­ни­я­ми этого жанра.

Когда Иисус вырос, он от­пра­вил­ся про­по­ве­до­вать свое уче­ние.

Про­по­ве­до­вать –  про­из­но­сить про­по­ведь.

Про­по­ведь – по­уче­ние, речь на­зи­да­тель­но­го, ре­ли­ги­оз­но­го ха­рак­те­ра.

Он вы­брал себе две­на­дцать уче­ни­ков, их на­зы­ва­ют апо­сто­ла­ми, и от­пра­вил­ся с ними пу­те­ше­ство­вать из го­ро­да в город. Он рас­ска­зы­вал неболь­шие ис­то­рии, так чтобы они были по­нят­ны каж­до­му, эти ис­то­рии мы на­зы­ва­ем прит­ча.

Прит­ча – это по­учи­тель­ный рас­сказ в ино­ска­за­тель­ном виде, за­клю­ча­ю­щий ре­ли­ги­оз­ное и мо­раль­ное по­уче­ние. Они от­ли­ча­ют­ся тем, что в них нет ука­за­ний ни на место дей­ствия, ни на время, нет ис­то­ри­че­ских лиц. Герой обыч­ный че­ло­век, че­ло­век во­об­ще.

А те­перь по­зна­ко­мим­ся с «Прит­чей о блуд­ном сыне».

 Гюстав Доре. Притча о блудном сыне

Рис. 1. Гю­став Доре. Прит­ча о блуд­ном сыне (Ис­точ­ник)

 У од­но­го че­ло­ве­ка было два сына. Од­на­ж­ды  млад­ший  сын  ска­зал отцу: «Отец, дай мне мою часть на­след­ства». Отец раз­де­лил име­ние, и млад­ший сын, взяв своё, от­пра­вил­ся в чужую стра­ну. Там  он  жил  ве­се­ло,  ни  в  чём  себе  не от­ка­зы­вал, и скоро денег у него не  оста­лось.

 А  в  это  время  на­стал  голод  в  той  стране.  Юноша  на­нял­ся  к  од­но­му  из жи­те­лей  пасти  сви­ней. Он  го­ло­дал  и  рад  был,  если  ему  уда­ва­лось  по­есть сви­но­го  корма.

И тут он опом­нил­ся и  ска­зал: «Сколь­ко  ра­бот­ни­ков у  моего  отца  по­лу­ча­ют хлеб в изоби­лии, а я уми­раю от го­ло­да! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я со­гре­шил про­тив тебя  и  недо­сто­ин  на­зы­вать­ся  твоим  сыном. Про­сти  меня  и прими в число на­ём­ни­ков твоих».

Встал он и пошёл к  отцу. Отец ещё  из­да­ли уви­дел его, по­бе­жал  нав­стре­чу, обнял и по­це­ло­вал его. Сын же ска­зал  отцу: «Отец,  я  со­гре­шил  про­тив  тебя  и недо­сто­ин на­зы­вать­ся твоим сыном!»

А  отец при­ка­зал слу­гам: «При­не­си­те  луч­шую  одеж­ду и одень­те  его,   и  дайте  пер­стень  на руку его и обувь на ноги. И за­ко­ли­те от­корм­лен­но­го те­лён­ка, ста­нем пи­ро­вать и ве­се­лить­ся.  Ибо этот  сын  мой  был  мёртв  и  ожил,  про­па­дал  и  на­шёл­ся». И на­ча­ли  ве­се­лить­ся.

Стар­ший  сын  был  в  это  время  в  поле. Воз­вра­тив­шись,  он услы­шал  пение  и  ве­сё­лые  го­ло­са.  Он  спро­сил  у  од­но­го  из  слуг: «Что это такое?» Слуга от­ве­тил: «Твой брат при­шёл, и отец твой за­ко­лол от­корм­лен­но­го те­лён­ка, об­ра­до­вав­шись, что он здо­ров».

Стар­ший сын рас­сер­дил­ся  и даже  не  за­хо­тел  войти  в  дом. Отец  вышел  и по­звал его. Но сын ска­зал отцу: «Сколь­ко  лет  я  служу  тебе,  все­гда  слу­шал­ся тебя, но ты ни­ко­гда не дал мне ни коз­лён­ка, чтобы мне по­ве­се­лить­ся  с дру­зья­ми. А брат, рас­тра­тив­ший име­ние, при­шёл, и  ты  за­ко­лол  для  него  от­корм­лен­но­го те­лён­ка».

Отец же ска­зал ему: «Сын мой! Ты все­гда со мной, и  всё,  что  есть  у  меня, - твоё. А брат твой был как бы мёртв и ожил, про­па­дал  и  на­шёл­ся.

Как вы счи­та­е­те, в каком зна­че­нии упо­треб­ле­но слово «блуд­ный»?

В слове «блуд­ный» со­еди­ни­лись, как пря­мое зна­че­ние гла­го­ла «блуж­дать» – ски­тать­ся, сбив­шись с пути, так и пе­ре­нос­ное зна­че­ние – по­те­рять  нрав­ствен­ные ори­ен­ти­ры, от­кло­нить­ся от пра­виль­но­го жиз­нен­но­го пути.

В чем же это вы­ра­зи­лось?

Млад­ший сын на­ру­шил одну из за­по­ве­дей, свя­тую для каж­до­го: «по­чи­тай отца тво­е­го и мать». Уход от отца счи­тал­ся ве­ли­ким гре­хом.

По­че­му же отец не удер­жи­вал сына?

Отец, на­вер­ня­ка,  знал, что за­прет не оста­но­вит сына, но может при­ве­сти к тому, что он воз­не­на­ви­дит отца сво­е­го и все равно сде­ла­ет по-сво­е­му. В этом про­яс­ни­лась от­цов­ская муд­рость. Од­на­ко сын был еще не в со­сто­я­нии оце­нить это.

По­че­му блуд­ный сын решил вер­нуть­ся к отцу? Толь­ко ли голод стал при­чи­ной его воз­вра­ще­ния?

На­вер­ное,  нет. Сын осо­знал свой грех, он рас­ка­ял­ся и понял, что недо­сто­ин на­зы­вать­ся сыном отца сво­е­го. Не голод его при­вел домой, а рас­ка­я­ние и чув­ство вины.

Как встре­тил отец сына?

Он при­нял его с ра­до­стью, ни слова упре­ка, ни нра­во­уче­ний, он пре­крас­но по­ни­мал, что сын осо­зна­ет свою вину, свой грех, ему стыд­но и тя­же­ло. И мы опять же видим, что отец по­сту­пил как дей­стви­тель­но очень муд­рый че­ло­век и лю­бя­щий отец.

А те­перь по­про­бу­ем разо­брать­ся, что озна­ча­ют слова: « А брат твой был как бы мёртв и ожил, про­па­дал  и  на­шёл­ся». Он был мертв, по­то­му что забыл за­по­ве­ди гос­подне, потом он осо­знал свой грех, рас­ка­ял­ся и ожил. Его душа стала живой.

Да, че­ло­век слаб и гре­шен по от­но­ше­нию к сути своей, он часто от­сту­па­ет от за­ко­нов бо­жьих, но гос­подь тер­пе­лив и ми­ло­стив. Он все­гда про­стит того, кто ис­кренне рас­ка­ял­ся.

Каков же ос­нов­ной смысл прит­чи?

Прит­ча несет идею по­ка­я­ния и про­ще­ния. Ни­ко­гда не позд­но осо­знать свои грехи, по­ка­ять­ся, вер­нуть­ся на путь ис­тин­ный и по­лу­чить про­ще­ние.

Отец про­ща­ет в прит­че сво­е­го сына, также как Бог про­ща­ет людей, ис­кренне рас­ка­яв­ших­ся.

А те­перь про­чи­та­ем «Прит­чу о доб­ром са­ма­ря­нине».

Гюстав Доре. Добрый самарянин

Рис. 2. Гю­став Доре. Доб­рый са­ма­ря­нин (Ис­точ­ник)

Иисус учил: «Люби ближ­не­го сво­е­го как са­мо­го себя». Один че­ло­век спро­сил у него: «А какой мой ближ­ний?» В ответ Иисус рас­ска­зал ему прит­чу. 

Некий че­ло­век шел из Иеру­са­ли­ма в Иери­хон и по­пал­ся раз­бой­ни­кам, ко­то­рые огра­би­ли его, сняли с него одеж­ду, из­ра­ни­ли его и ушли, оста­вив его едва живым. По слу­чаю один свя­щен­ник шел тою же до­ро­гой, уви­дел его и про­шел мимо. Также шел по­мощ­ник свя­щен­ни­ка, по­до­шел, по­смот­рел и про­шел мимо. А потом про­ез­жал этой до­ро­гой са­ма­ря­нин, уви­дел его и сжа­лил­ся. Он по­до­шел, пе­ре­вя­зал ему раны, воз­ли­вая масло и вино. И по­са­дил на сво­е­го осла, при­вез его в го­сти­ни­цу и по­за­бо­тил­ся о нем. А на дру­гой день отъ­ез­жая, вынул два ди­на­рия, дал со­дер­жа­те­лю го­сти­ни­цы и ска­зал ему: «По­за­боть­ся о нем, и если из­дер­жишь денег боль­ше, я, когда воз­вра­щусь, отдам тебе».

 Гюстав Доре. Прибытие доброго самарянина в гостиницу

Рис. 3. Гю­став Доре. При­бы­тие доб­ро­го са­ма­ря­ни­на в го­сти­ни­цу (Ис­точ­ник)

Иисус спро­сил че­ло­ве­ка: «Как ты ду­ма­ешь, кто из этих троих был ближ­ним к по­пав­ше­му­ся к раз­бой­ни­кам?» Че­ло­век от­ве­тил: «Ока­зав­ший ему ми­лость». Тогда Иисус ска­зал ему: «Иди и ты по­сту­пай так же».

Имен­но в са­ма­ря­нине, че­ло­ве­ке иной веры, Иисус видит ближ­не­го сво­е­го.

Са­ма­ряне – жи­те­ли Са­ма­рии, об­ла­сти рас­по­ло­жен­ной се­вер­ней Иеру­са­ли­ма. Иудеи счи­та­ли са­ма­рян неве­же­ствен­ны­ми и смот­ре­ли на них с вы­со­ка. Иисус учит, что неваж­но, где ты ро­дил­ся, кто ты, какой ты веры или на­ци­о­наль­но­сти,  глав­ное – какой ты че­ло­век. Хри­стос го­во­рит о том, что че­ло­ве­ка нужно оце­ни­вать по его по­ступ­кам.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/6-klass/bznakomstvo-s-bibliejb/ponyatie-pritchi-pritchi-iisusa-hrista-pritcha-o-bludnom-syne-pritcha-o-dobrom-samaryanine?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=-rGwTr1DknY

http://www.youtube.com/watch?v=t0qYqw0b3f8

http://www.youtube.com/watch?v=BVtDutlxBv4

http://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-pritchi-iisusa-hrista-klass.html

Файлы