8 класс. Русский язык. Словосочетание

8 класс. Русский язык. Словосочетание

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Сло­во­со­че­та­ние – син­так­си­че­ская еди­ни­ца, со­сто­я­щая из двух и более зна­ме­на­тель­ных слов, со­еди­нён­ных под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

2. Виды связи слов в сло­во­со­че­та­нии.

Ос­нов­ные виды син­так­си­че­ской связи – со­чи­ни­тель­ная и под­чи­ни­тель­ная.

В сло­во­со­че­та­нии ис­поль­зу­ет­ся толь­ко под­чи­ни­тель­ная связь, а в пред­ло­же­нии – оба вида связи (со­чи­не­ние и под­чи­не­ние).

Со­чи­ни­тель­ная связь объ­еди­ня­ет рав­но­прав­ные члены или про­стые пред­ло­же­ния в со­ста­ве слож­но­го (маль­чи­ки и де­воч­ки; столы и сту­лья; Лето было в раз­га­ре, и солн­це силь­но при­пе­ка­ло).

Ос­нов­ное сред­ство связи при со­чи­не­нии – со­чи­ни­тель­ные союзы.

Под­чи­ни­тель­ная связь объ­еди­ня­ет глав­ные и за­ви­си­мые слова в сло­во­со­че­та­нии. Обыч­но при под­чи­не­нии можно за­дать во­прос от глав­но­го слова к за­ви­си­мо­му:

ви­деть (что?) дом,  книга (о ком?) о герое.

Сред­ством под­чи­ни­тель­ной связи часто слу­жит окон­ча­ние за­ви­си­мо­го слова:

лю­бить маму, уви­деть за окном.

Под­чи­ни­тель­ная связь может быть уточ­не­на пред­ло­гом: ре­цен­зии на ста­тью, си­деть за пар­той, уехать в город.

3. В сло­во­со­че­та­нии вы­де­ля­ют­ся три вида под­чи­ни­тель­ной связи:

1. со­гла­со­ва­ние;

2. управ­ле­ние;

3. при­мы­ка­ние.

 2. Согласование

Со­гла­со­ва­ние – это вид под­чи­ни­тель­ной связи, при ко­то­ром за­ви­си­мое слово со­гла­су­ет­ся с глав­ным сло­вом в роде, числе, па­де­же: красная роза (ж.р., ед. ч., И.п.) или в числе и па­де­же: наши тет­ра­ди (мн.ч., И.п.).

Глав­ное слово при со­гла­со­ва­нии – это имя су­ще­стви­тель­ное или любая дру­гая часть речи в ролису­ще­стви­тель­но­го: зо­ло­той осен­ний лист (сущ.), ува­жа­е­мые от­ды­ха­ю­щие (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное прич.).

За­ви­си­мое слово при со­гла­со­ва­нии может быть вы­ра­же­но:

1. при­ла­га­тель­ным (за­ни­ма­тель­ная книга);

2. при­тя­жа­тель­ным ме­сто­име­ни­ем (кроме его, её, их) мой дом;

3. при­ча­сти­ем (про­смот­рен­ный фильм);

4. по­ряд­ко­вым чис­ли­тель­ным (первую/одну тет­радь).

Слово оба со­гла­су­ет­ся в числе и роде: обеих де­во­чек, обоих маль­чи­ков.

 2. Управление

Управ­ле­ние – это вид под­чи­ни­тель­ной связи, при ко­то­ром за­ви­си­мое слово ста­вит­ся при глав­ном слове в опре­де­лён­ном па­де­же с пред­ло­гом или без пред­ло­га.

Глав­ным сло­вом в сло­во­со­че­та­ни­ях с управ­ле­ни­ем могут быть:

1. гла­гол (пи­сать со­чи­не­ние);

2. имя су­ще­стви­тель­ное (дви­же­ние ма­ши­ны);

3. имя при­ла­га­тель­ное (пол­ный тре­во­ги);

4. на­ре­чие (на­едине с сыном).

За­ви­си­мое слово обыч­но вы­ра­жа­ет­ся име­нем су­ще­стви­тель­ным или сло­ва­ми любой части речи в роли су­ще­стви­тель­но­го: по­смот­реть на си­дя­ще­го, ле­теть с ним.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние!

Пра­виль­но го­во­рить: за­пла­тить за про­езд (за что?), опла­тить про­езд (опла­тить что?)

При управ­ле­нии па­деж­ные формы боль­шин­ства ве­ще­ствен­ных и неко­то­рых со­би­ра­тель­ных су­ще­стви­тель­ных за­ви­сят от зна­че­ния:

при обо­зна­че­нии части це­ло­го в Р.п. имеют окон­ча­ние -у (-ю) – ки­ло­грамм сыру,

 при обо­зна­че­нии це­ло­го упо­треб­ля­ют­ся в Р.п. с окон­ча­ни­ем -а (-я) – вкус сыра. Од­на­ко, если су­ще­стви­тель­ное на -у (-ю) имеет опре­де­ле­ние, оно упо­треб­ля­ет­ся с окон­ча­ни­ем -а (-я) – ки­ло­грамм гол­ланд­ско­го сыра.

 3. Примыкание

При­мы­ка­ние – это вид под­чи­ни­тель­ной связи, при ко­то­ром за­ви­си­мое слово свя­зы­ва­ет­ся с глав­ным толь­ко по смыс­лу.

Глав­ное слово в сло­во­со­че­та­ни­ях с при­мы­ка­ни­ем может быть вы­ра­же­но сле­ду­ю­щи­ми ча­стя­ми речи:

1) гла­го­лом (идти не то­ро­пясь, много ду­мать);

2) име­нем су­ще­стви­тель­ным (пись­мо по-ан­глий­ски, же­ла­ние ра­бо­тать);

3) име­нем при­ла­га­тель­ным (очень стес­ни­тель­ный, склон­ный пре­уве­ли­чи­вать);

4) на­ре­чи­ем (слиш­ком рано, очень быст­ро).

За­ви­си­мое слово при при­мы­ка­нии чаще всего вы­ра­жа­ет­ся:

1) на­ре­чи­ем (идти пеш­ком);

2) де­е­при­ча­сти­ем (шёл спус­ка­ясь);

3) неопре­де­лён­ной фор­мой гла­го­ла (думал уйти);

4) неиз­ме­ня­е­мым при­ла­га­тель­ным (цвет хаки).

Кроме того, за­ви­си­мое слово может быть вы­ра­же­но срав­ни­тель­ной сте­пе­нью при­ла­га­тель­но­го: де­воч­ка по­стар­ше, су­ще­стви­тель­ным га­зе­та «Из­ве­стия».

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/slovosochetanie/svyaz-slov-v-slovosochetanii?seconds=0&chapter_id=156

http://www.youtube.com/watch?v=Zliwt4k_kuQ

http://www.youtube.com/watch?v=rId5AII2Dmk

http://ya-uchitel.ru/load/konkursy/konkurs_quot_ja_uchitel_2013_quot/konspekt_uroka_v_8_klasse_po_teme_quot_slovosochetanie_sposoby_svjazi_slov_v_slovosochetanii_povtorenie_i_obobshhenie_i

Файлы