8 класс. Русский язык. Простое предложение

8 класс. Русский язык. Простое предложение

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Син­так­сис – это (греч. syntaxis— со­став­ле­ние) раз­дел грам­ма­ти­ки, изу­ча­ю­щий строй связ­ной речи и вклю­ча­ю­щий в себя две ос­нов­ные части: уче­ние о сло­во­со­че­та­нии и уче­ние о пред­ло­же­нии.

Пред­ло­же­ние — это грам­ма­ти­че­ски оформ­лен­ная по за­ко­нам дан­но­го языка це­лост­ная (т.е. неде­ли­мая далее на ре­че­вые еди­ни­цы с теми же ос­нов­ны­ми струк­тур­ны­ми при­зна­ка­ми) еди­ни­ца син­так­си­са, яв­ля­ю­ща­я­ся глав­ным сред­ством фор­ми­ро­ва­ния, вы­ра­же­ния и со­об­ще­ния мысли.

Каж­дое пред­ло­же­ние с грам­ма­ти­че­ской точки зре­ний пред­став­ля­ет собой внут­рен­нее един­ство сло­вес­но вы­ра­жен­ных его чле­нов, по­ряд­ка их рас­по­ло­же­ния и ин­то­на­ции.

Пред­ло­же­ния в уст­ной речи от­де­ля­ют­ся друг от друга неболь­ши­ми пе­ре­ры­ва­ми (па­у­за­ми) и по­ни­же­ни­я­ми или по­вы­ше­ни­я­ми го­ло­са (ин­то­на­ци­ей), а на пись­ме — зна­ка­ми пре­пи­на­ния: точ­кой, зна­ком вос­кли­ца­тель­ным, зна­ком во­про­си­тель­ным.

Пред­ло­же­ния имеют раз­лич­ное грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, раз­лич­ное ком­му­ни­ка­тив­ное на­зна­че­ние, се­ман­ти­ку и т.д..

В за­ви­си­мо­сти от при­зна­ка, по­ло­жен­но­го в ос­но­ву клас­си­фи­ка­ции, пред­ло­же­ния груп­пи­ру­ют­ся в типы:  1. По­вест­во­ва­тель­ные, во­про­си­тель­ные, по­бу­ди­тель­ные.  2. Вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные.  3. Утвер­ди­тель­ные, от­ри­ца­тель­ные.  4. Од­но­со­став­ные и дву­со­став­ные.  5. Рас­про­стра­нен­ные и нерас­про­стра­нен­ные.  6. Ослож­нен­ные и неослож­нен­ные.  7. Пол­ные и непол­ные.

Рис. 1. Клас­си­фи­ка­ция про­стых пред­ло­же­ний (Ис­точ­ник)

В за­ви­си­мо­сти от цели вы­ска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния де­лят­ся на по­вест­во­ва­тель­ные, по­бу­ди­тель­ные и во­про­си­тель­ные.

По­вест­во­ва­тель­ны­ми на­зы­ва­ют­ся пред­ло­же­ния, в ко­то­рых го­во­ря­щий со­об­ща­ет (по­вест­ву­ет) о чём-ли­бо. В конце по­вест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся точка, на­при­мер:

Све­тит солн­це. Кра­си­вый вид из окна.

По­бу­ди­тель­ны­ми на­зы­ва­ют­ся пред­ло­же­ния, в ко­то­рых го­во­ря­щий при­ка­зы­ва­ет, про­сит или со­ве­ту­ет (по­буж­да­ет к дей­ствию). В конце по­бу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся точка или вос­кли­ца­тель­ный знак, на­при­мер:

Подай мне, по­жа­луй­ста, книгу. Беги!

Во­про­си­тель­ны­ми на­зы­ва­ют­ся пред­ло­же­ния, в ко­то­рых за­клю­ча­ет­ся во­прос. В конце во­про­си­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся знак во­про­са, на­при­мер:

Что такое син­так­сис? Кто при­шел?

Ин­то­на­ция пред­ло­же­ния вклю­ча­ет в себя ме­ло­ди­ку, ритм, ин­тен­сив­ность, темп, тембр речи, ло­ги­че­ское уда­ре­ние. Она ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­же­ния раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских ка­те­го­рий или для вы­ра­же­ния чувств го­во­ря­ще­го.

Вы­де­ля­ют раз­лич­ные виды ин­то­на­ции: во­про­си­тель­ную, вос­кли­ца­тель­ную, пе­ре­чис­ли­тель­ную, вы­де­ли­тель­ную, по­яс­ни­тель­ную и т.д.

По ин­то­на­ции, эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке про­стые пред­ло­же­ния могут быть вос­кли­ца­тель­ны­миили невос­кли­ца­тель­ны­ми.

Какое утро! Утро.

Про­стые пред­ло­же­ния могут иметь раз­ную струк­ту­ру. Струк­ту­ра опре­де­ля­ет­ся по грам­ма­ти­че­ской ос­но­ве, в ко­то­рую вклю­ча­ют­ся толь­ко глав­ные члены пред­ло­же­ния. В про­стом пред­ло­же­нии все­гда одна грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва.

Вечер. Ве­че­ре­ет. – од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния.

В этих пред­ло­же­ни­ях толь­ко один глав­ный член.

На­сту­пил вечер. – дву­со­став­ное пред­ло­же­ние.

В этом пред­ло­же­нии два глав­ных члена: под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

Если пред­ло­же­ние со­сто­ит толь­ко из глав­ных чле­нов пред­ло­же­ния, оно нерас­про­стра­нён­ное. Если в пред­ло­же­нии есть и дру­гие члены, рас­про­стра­ня­ю­щие глав­ные, то оно рас­про­стра­нён­ное, т.е. вклю­ча­ет в себя не толь­ко глав­ные, но и вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния.

Урок за­кон­чил­ся. – нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Идет ин­те­рес­ный урок. – рас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Пред­ло­же­ния упо­треб­ля­ют­ся в кон­тек­сте, по­это­му ча­стич­но ин­фор­ма­ция может быть уже из­вест­на из ска­зан­но­го ранее. В таких слу­ча­ях, чтобы из­бе­жать по­вто­ров, в пред­ло­же­нии может быть про­пу­щен ка­кой-ли­бо из его ком­по­нен­тов.  

- Лю­бишь ка­тать­ся на сан­ках?- Люблю. – про­пу­ще­но под­ле­жа­щее я, по­сколь­ку оно ясно из кон­тек­ста и может быть легко вос­ста­нов­ле­но.

По­доб­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­пу­щен ка­кой-ли­бо из его чле­нов, на­зы­ва­ют­ся непол­ны­ми.

Брат несет тет­ра­ди, а сест­ра - книги.

В пред­ло­же­нии про­пу­ще­но ска­зу­е­мое несет, пред­ло­же­ние непол­ное.

В непол­ных пред­ло­же­ни­ях на месте про­пус­ка ста­вит­ся тире.

В рус­ском языке по­ря­док слов сво­бод­ный. Он может быть пря­мым и об­рат­ным - в за­ви­си­мо­сти от по­ло­же­ния под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии.

Я люблю свою стра­ну.  – пред­ло­же­ние  с пря­мым по­ряд­ком слов.

Люблю я свою стра­ну.  – пред­ло­же­ние с об­рат­ным  по­ряд­ком слов.

Об­рат­ный по­ря­док слов ис­поль­зу­ет­ся для вы­де­ле­ния нуж­ных слов, тем самым до­сти­га­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность речи. Об­рат­ный по­ря­док слов также на­зы­ва­ет­ся ин­вер­си­ей (лат. «inversio» — пе­ре­ста­нов­ка).

Ин­вер­сия поз­во­ля­ет:

1. вы­де­лить наи­бо­лее важ­ные по смыс­лу члены пред­ло­же­ния;

2. вы­ра­зить во­прос и уси­лить эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку речи;

3. свя­зать части тек­ста.

Ро­ня­ет лес баг­ря­ный свой убор (А. Пуш­кин) – ин­вер­сия поз­во­ля­ет уси­лить смысл глав­ных чле­нов пред­ло­же­ния и опре­де­ле­ния баг­ря­ный (пря­мой по­ря­док: Лес ро­ня­ет свой баг­ря­ный убор).

Ло­ги­че­ское уда­ре­ние – это уда­ре­ние смыс­ло­вое, оно может па­дать на любое слово в пред­ло­же­нии, в за­ви­си­мо­сти от же­ла­ния и задач го­во­ря­ще­го. Оно вы­де­ля­ет в пред­ло­же­нии самое глав­ное.

В нашем саду со­зрел ви­но­град.

В нашем саду со­зрел ви­но­град.

В нашем саду со­зрел ви­но­град.

Вы­де­ле­ние го­ло­сом тех слов, ко­то­рые обо­зна­ча­ют самое важ­ное в со­об­ще­нии, на­зы­ва­ют ло­ги­че­ским уда­ре­ни­ем.

В со­об­ще­нии можно вы­де­лить глав­ную мысль пред­ло­же­ния и по­ряд­ком слов, и ло­ги­че­ским уда­ре­ни­ем. По­ря­док слов — сред­ство уст­ной и пись­мен­ной речи, а ло­ги­че­ское уда­ре­ние — толь­ко уст­ной речи. Ло­ги­че­ское уда­ре­ние обя­за­тель­но, если по­ря­док слов не вы­де­ля­ет са­мо­го важ­но­го в со­об­ще­нии.

Уме­ние вы­де­лять наи­бо­лее зна­чи­мое в пред­ло­же­нии — необ­хо­ди­мое усло­вие вы­ра­зи­тель­ной уст­ной речи.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/prostoe-predlozhenie/prostoe-predlozhenie-poryadok-slov-v-predlozhenii-logicheskoe-udarenie?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=gvr4NOckM8o

http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/8_klass/porjadok_slov_v_predlozhenii_logicheskoe_udarenie/85-1-0-12414

http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/predlozhenie1.html

http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-na-temu-poryadok-slov-v-.html

Файлы