8 класс. Русский язык. Двусоставные предложения. Главные члены предложения

8 класс. Русский язык. Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Со­став­ные ска­зу­е­мые – это ска­зу­е­мые, в ко­то­рых лек­си­че­ское зна­че­ние и грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (время и на­кло­не­ние) вы­ра­жа­ют­ся раз­ны­ми сло­ва­ми. Лек­си­че­ское зна­че­ние вы­ра­же­но в ос­нов­ной части, а грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (время, на­кло­не­ние и т.д.) – в вспо­мо­га­тель­ной части.

Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое со­сто­ит из двух ча­стей:

а. вспо­мо­га­тель­ная часть (гла­гол в спря­га­е­мой форме) вы­ра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (время, на­кло­не­ние и т.д.);

б. ос­нов­ная часть (неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла – ин­фи­ни­тив) вы­ра­жа­ет лек­си­че­ское зна­че­ние.

Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое = вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + ин­фи­ни­тив

Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Схема по­стро­е­ния со­став­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го.

 

СО­СТАВ­НОЕ

   ГЛА­ГОЛЬ­НОЕ   

СКА­ЗУ­Е­МОЕ

 

    =   

 

ВСПО­МО­ГА­ТЕЛЬ­НЫЙ

ГЛА­ГОЛ

грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние

 (на­кло­не­ние, время, лицо, число, в форме про­шед­ше­го вре­ме­ни – род) 

и до­пол­ни­тель­ное

лек­си­че­ское зна­че­ние

 

    +   

 

НЕОПРЕ­ДЕ­ЛЁН­НАЯ

ФОРМА ГЛА­ГО­ЛА

 лек­си­че­ское зна­че­ние 

Но не любое со­че­та­ние спря­га­е­мо­го гла­го­ла с ин­фи­ни­ти­вом яв­ля­ет­ся со­став­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым! Для того чтобы такое со­че­та­ние было со­став­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, долж­но быть вы­пол­не­но два усло­вия:

1. Вспо­мо­га­тель­ный гла­гол дол­жен быть лек­си­че­ски непол­нознач­ным, то есть его од­но­го (без ин­фи­ни­ти­ва) недо­ста­точ­но, чтобы по­нять, о чем идёт речь в пред­ло­же­нии.

Я начал – что де­лать?; Я хочу – что де­лать?.

Не пу­тай­те! Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое с со­че­та­ни­ем ска­зу­е­мо­го с ин­фи­ни­ти­вом, ко­то­рый в пред­ло­же­нии яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством цели!

Она при­се­ла (с какой целью?) от­дох­нуть.

2.Дей­ствие ин­фи­ни­ти­ва долж­но от­но­сить­ся к под­ле­жа­ще­му.

Я хочу петь. Хочу петь – со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (хочу – я, петь буду – я).

Не пу­тай­те! Если дей­ствие ин­фи­ни­ти­ва от­но­сит­ся к дру­го­му члену пред­ло­же­ния, то ин­фи­ни­тив не вхо­дит в со­став ска­зу­е­мо­го, а яв­ля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном.

Я про­сил её спеть. Про­сил – про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, спеть – до­пол­не­ние                                                                    (про­сил – я, петь будет – она).

3. В таб­ли­це пред­став­ле­ны ос­нов­ные вспо­мо­га­тель­ные гла­го­лы, а также крат­кие при­ла­га­тель­ные и при­мер фра­зео­ло­гиз­ма, ко­то­рые могут вхо­дить в со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое.


Ос­нов­ные вспо­мо­га­тель­ные гла­го­лы

 

Крат­кие при­ла­га­тель­ные в роли вспо­мо­га­тель­ных гла­го­лов
 
Фра­зео­ло­ги­че­ские со­че­та­ния
 
На­ча­ло, конец, про­дол­же­ние дей­ствия Же­ла­тель­ность, воз­мож­ность, необ­хо­ди­мость дей­ствия  Эмо­ци­о­наль­ная оцен­ка дей­ствия

на­чать

 стать

 за­кон­чить

 при­нять­ся

 про­дол­жить

 пре­кра­тить

 уметь

 успеть

 же­лать

 меч­тать

 хо­теть

 ста­рать­ся

лю­бить

 нра­вить­ся

 на­де­ять­ся

 бо­ять­ся сты­дить­ся

 го­то­вить­ся

 рад 

 дол­жен

 готов

 обя­зан

 до­сто­ин

На­при­мер:

(он) горит нетер­пе­ни­ем (участ­во­вать)

      Я умею петь.              Я хочу петь.                Я люблю петь.              Он стал го­то­вить­ся к отъ­ез­ду.                       Он про­дол­жал го­то­вить­ся к отъ­ез­ду. Он бро­сил ку­рить.

План раз­бо­ра со­став­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го

1. Ука­зать тип ска­зу­е­мо­го.

2. Ука­зать, чем вы­ра­же­на ос­нов­ная часть; какое зна­че­ние имеет вспо­мо­га­тель­ная часть и какой фор­мой гла­го­ла она вы­ра­же­на.

Об­ра­зец раз­бо­ра

Ста­рик опять пу­стил­ся же­вать.

Пу­стил­ся же­вать – со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое. Ос­нов­ная часть (же­вать) вы­ра­же­на ин­фи­ни­ти­вом. Вспо­мо­га­тель­ная часть (пу­стил­ся) имеет зна­че­ние на­ча­ла дей­ствия и вы­ра­же­на гла­го­лом в про­шед­шем вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/dvusostavnye-predlozheniya/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=EuOip7dI-1c

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.