8 класс. Русский язык. Двусоставные предложения. Главные члены предложения

8 класс. Русский язык. Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Комментарии преподавателя

 1. Вступление

Ска­зу­е­мое – это глав­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый обыч­но со­гла­су­ет­ся с под­ле­жа­щим (в числе, в лице или в роде) и имеет зна­че­ние, вы­ра­жен­ное в во­про­сах: что де­ла­ет пред­мет? что с ним про­ис­хо­дит? каков он? что он такое? кто он такой?

Су­ще­ству­ют три ос­нов­ных типа ска­зу­е­мо­го: про­стое гла­голь­ное, со­став­ное гла­голь­ное и со­став­ное имен­ное.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го.

1. Гла­гол в спря­га­е­мой форме, то есть форме од­но­го из на­кло­не­ний.

Куз­не­чик на лугу стре­ко­чет в своей за­щит­ной плащ-па­лат­ке. (А.А. Тар­ков­ский) – изъ­яви­тель­ное на­кло­не­ние, на­сто­я­щее время.

Сер­гей Сер­ге­ич, я пойду и буду ждать вас в ка­би­не­те. (А.С. Гри­бо­едов) – изъ­яви­тель­ное на­кло­не­ние, бу­ду­щее время (пер­вый гла­гол – в форме бу­ду­ще­го про­сто­го, вто­рой – бу­ду­ще­го со­став­но­го; оба ска­зу­е­мых – про­стые гла­голь­ные).

Дней моих еще вес­ною отчий дом по­ки­нул я. (В.А. Жу­ков­ский) – изъ­яви­тель­ное на­кло­не­ние, про­шед­шее время.

Вы, от­ро­ки-дру­ги, возь­ми­те коня. (А.С. Пуш­кин) – по­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние.

Я ни­ко­гда не знала б вас, не знала б горь­ко­го му­че­нья... (А.С. Пуш­кин) – услов­ное на­кло­не­ние.

2. К про­стым гла­голь­ным от­но­сят и ска­зу­е­мые, у ко­то­рых нет фор­маль­но­го по­ка­за­те­ля  на­кло­не­ния, вре­ме­ни и грам­ма­ти­че­ско­го под­чи­не­ния под­ле­жа­ще­му. Это ска­зу­е­мые, вы­ра­жен­ные:

 - усе­чен­ны­ми гла­голь­ны­ми фор­ма­ми: толк, хвать, бац и т.д.

Легче тени Та­тья­на прыг в дру­гие сени, с крыль­ца на двор... (А.С. Пуш­кин);

А князь Гви­дон с бе­ре­га душой пе­чаль­ной про­во­жа­ет бег их даль­ный; глядь – по­верх те­ку­чих вод ле­бедь белая плы­вет. (А.С. Пуш­кин);

Сюда спешу, хвать, об порог задел ногою и рас­тя­нул­ся во весь рост. (А.С. Гри­бо­едов);  

ин­фи­ни­ти­вом в зна­че­нии изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния:

И ца­ри­ца хо­хо­тать, и пле­ча­ми по­жи­мать, и под­ми­ги­вать гла­за­ми, и при­щел­ки­вать пер­ста­ми, и вер­теть­ся, под­бо­чась, гордо в зер­каль­це гля­дясь. (А.С. Пуш­кин)

В про­стых гла­голь­ных ска­зу­е­мых упо­треб­ля­ют­ся гла­голь­ные формы од­но­го на­кло­не­ния в зна­че­нии дру­го­го; тогда воз­ни­ка­ют до­пол­ни­тель­ные смыс­ло­вые от­тен­ки. На­при­мер, в пред­ло­же­нии: Она его не за­ме­ча­ет, как он ни бейся, хоть умри (А.С. Пуш­кин) форма по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния упо­треб­ле­на в зна­че­нии изъ­яви­тель­но­го (ср. как он ни бился), но с до­пол­ни­тель­ным зна­че­ни­ем услов­но­го (ср. как бы он ни бился).

Ногу в стре­мя и но­сишь­ся на бор­зом же­реб­це; осен­ний ветер дуй хоть спе­ре­ди, хоть с тыла (А.С. Гри­бо­едов) по­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние в зна­че­нии изъ­яви­тель­но­го со­зда­ет до­пол­ни­тель­ный от­те­нок воз­мож­но­сти (ветер может дуть от­ку­да угод­но – он ни­че­му не по­ме­ша­ет).

3. Про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое может быть вы­ра­же­но также:

- фра­зео­ло­ги­че­ским обо­ро­том с глав­ным сло­вом – гла­го­лом в спря­га­е­мой форме:

Он опять ло­ды­ря го­ня­ет;

гла­го­лом  в спря­га­е­мой форме + мо­даль­ной ча­сти­цей  (да, пусть, пус­кай, давай, да­вай­те, было, будто, как будто, как бы, слов­но, точно, едва ли, чуть не, толь­ко что и др.)

Давай я поеду с тобой.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние:

1. форма слож­но­го бу­ду­ще­го вре­ме­ни (буду пи­сать; будут петь и др.) – это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое;

2. слов­но, будто, как будто, точно, как бы при ска­зу­е­мом – мо­даль­ные ча­сти­цы, а не срав­ни­тель­ные союзы, по­это­му за­пя­тая перед ними не ста­вит­ся (под­ле­жа­щее со ска­зу­е­мым ни­ко­гда не раз­де­ля­ют­ся за­пя­той!);

3. мо­даль­ная ча­сти­ца было обо­зна­ча­ет дей­ствие, на­чав­ше­е­ся, но не свер­шив­ше­е­ся из-за ка­ких-ли­бо при­чин, непред­ви­ден­ных об­сто­я­тельств, и за­пя­ты­ми (в от­ли­чие от ввод­ных слов бы­ва­ет, бы­ва­ло со зна­че­ни­ем ре­гу­ляр­ной по­вто­ря­е­мо­сти дей­ствия) не вы­де­ля­ет­ся.

Я со­брал­ся было в цирк, но остал­ся дома;

4. чтобы от­ли­чить про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, вы­ра­жен­ное фра­зео­ло­гиз­мом, от со­став­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го, сле­ду­ет пом­нить:

А. фра­зео­ло­гизм часто можно за­ме­нить одним сло­вом:

одер­жать по­бе­ду – по­бе­дить;

иметь зна­че­ние – зна­чить;

дать обе­ща­ние – обе­щать;

от­дать при­каз – при­ка­зать и др.;

Б. в про­стом гла­голь­ном ска­зу­е­мом-фра­зео­ло­гиз­ме гла­гол нель­зя за­ме­нить на связ­ку быть, а в со­став­ном можно:

Он по­ве­сил нос   – нель­зя: Он был нос;

Она си­де­ла уста­лая   – можно: Она была уста­лая;  

При­ме­ча­ние. В речи (осо­бен­но раз­го­вор­ной) могут встре­чать­ся раз­лич­но­го рода ослож­нён­ные про­стые гла­голь­ные ска­зу­е­мые с экс­прес­сив­ным зна­че­ни­ем.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ны­ми среди них яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие:

1. со­че­та­ние двух гла­голь­ных форм с ча­сти­цей так (Удру­жил так удру­жил!);

2. со­че­та­ние гла­го­ла пойти с дру­гим гла­го­лом в той же форме (Пойду по­зо­ву маму);

3. со­че­та­ние гла­го­ла взять с дру­гим гла­го­лом в той же форме в со­еди­не­нии с ча­сти­ца­ми да, да и, и (Возь­му вот и уеду зав­тра в де­рев­ню; возь­му и уеду – это не од­но­род­ные ска­зу­е­мые (!), а одно; «и»  в дан­ном слу­чае – ча­сти­ца, не союз);

4. со­че­та­ние гла­го­ла с ча­сти­ца­ми да как, знай (себе), ну и, так и, себе (А Ива­нуш­ка знай себе дер­жись; Я так и вскрик­ну­ла);

5. со­че­та­ние гла­го­ла с од­но­ко­рен­ной фор­мой на­реч­но­го типа (Он её по­едом ест; Она ревмя ревёт).

Ослож­нён­ные типы про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го не со­дер­жат зна­ков пре­пи­на­ния!

План раз­бо­ра про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го

Ука­зать тип ска­зу­е­мо­го.

Ука­зать форму спря­га­е­мо­го гла­го­ла.

Об­ра­зец раз­бо­ра

Мои дела идут в гору.

Идут в гору – про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое; вы­ра­же­но гла­голь­ным фра­зео­ло­гиз­мом в на­сто­я­щем вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния.

За­быть бы обо всём.

За­быть бы – про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое; вы­ра­же­но гла­го­лом в услов­ном на­кло­не­нии.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/dvusostavnye-predlozheniya/skazuemoe-prostoe-glagolnoe-skazuemoe?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=d1tstYztK_A

http://www.youtube.com/watch?v=dAbIHdzEkzw

http://www.youtube.com/watch?v=2pAFp6g_p2I

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.