8 класс. Русский язык. Осложненные предложения

8 класс. Русский язык. Осложненные предложения

Комментарии преподавателя

Обособ­ле­ни­ем на­зы­ва­ет­ся пунк­ту­а­ци­он­ное и ин­то­на­ци­он­ное вы­де­ле­ние ка­ко­го-ли­бо члена пред­ло­же­ния. На пись­ме обособ­ля­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния. Рас­смот­рим слу­чаи обособ­ле­ния до­пол­не­ний. 

До­пол­не­ния, вы­ра­жен­ные име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, могут при­со­еди­нять­ся к глав­но­му слову (чаще всего гла­го­лу-ска­зу­е­мо­му) с по­мо­щью пред­ло­гов кроме, вме­сто, по­ми­мо, сверх, за ис­клю­че­ни­ем, на­ря­ду с и др. со зна­че­ни­ем:

вклю­че­ния,

ис­клю­че­ния,

за­ме­ще­ния, т. е. огра­ни­чи­тель­ным или рас­ши­ри­тель­ным зна­че­ни­ем.

Отряд, за ис­клю­че­ни­ем трех-че­ты­рех че­ло­век, по обык­но­ве­нию рас­пал­ся на групп­ки.

До­пол­не­ния, вы­ра­жен­ные су­ще­стви­тель­ным с пред­ло­га­ми сверх, по­ми­мо, за ис­клю­че­ни­ем, наряду с и т. п., ин­то­на­ци­он­но вы­де­ля­ют­ся в речи, а на пись­ме, в на­ча­ле и в конце пред­ло­же­ния, могут обособ­лять­ся за­пя­той.

По­ми­мо книг, на столе ле­жа­ли бу­ма­ги, ручки.

Сверх вся­ко­го ожи­да­ния, сын по­ка­зал хо­ро­шие ре­зуль­та­ты на ЕГЭ.

До­пол­не­ния, вы­ра­жен­ные су­ще­стви­тель­ным с пред­ло­гом кроме, обособ­ля­ют­ся.

В доме не было ни­ка­кой дру­гой ме­бе­ли, кроме стула, стола и ле­жан­ки.

Обо­рот с пред­ло­гом кроме может иметь и зна­че­ние ис­клю­че­ния, и зна­че­ние вклю­че­ния:

Кроме хо­зяй­ки, в избе ни­ко­го не было. – Зна­че­ние ис­клю­че­ния: хо­зяй­ка была, а боль­ше ни­ко­го не было.

Кроме кус­ков коры на столе ле­жа­ли связ­ки сухих трав, ко­ре­нья. – Зна­че­ние вклю­че­ния: все пе­ре­чис­лен­ное ле­жа­ло на столе.   

Обыч­но не обособ­ля­ет­ся обо­рот с пред­ло­гом кроме со зна­че­ни­ем вклю­че­ния в пред­ло­же­ни­ях, где есть тес­ная смыс­ло­вая связь между ком­по­нен­та­ми.

Кроме ос­нов­ных за­кли­на­ний в книге были за­пи­са­ны и дру­гие важ­ные для кол­дов­ства све­де­ния.

Обо­рот кроме того в зна­че­нии ввод­но­го со­че­та­ния все­гда вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми:

Ба­ба-Яга давно пом­ни­ла все за­кли­на­ния на­и­зусть, кроме того, она и кни­гу-то давно по­те­ря­ла.

Обо­рот с пред­ло­гом вме­сто может вклю­чать су­ще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствия и пред­ме­ты. В пер­вом слу­чае обо­рот все­гда вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми:

Вме­сто от­ве­та, Ба­га-Яга про­тя­ну­ла сос­но­вую шишку.

Во вто­ром слу­чае обособ­ле­ние необя­за­тель­но:

Вме­сто зна­ко­мо­го леса Ба­ба-Яга уви­де­ла непро­хо­ди­мую тем­ную чащу.

Если пред­лог вме­сто имеет зна­че­ние «за», «вза­мен», то обо­рот с ним обыч­но не обособ­ля­ет­ся:

Вме­сто сто­ро­же­вой со­ба­ки у Ба­бы-Яги жил злю­щий чер­ный кот.

Вме­сто ва­ле­нок пер­чат­ки на­тя­нул себе на пятки.

 

До­маш­нее за­да­ние

За­да­ние: рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния, опи­ра­ясь на пра­ви­ло обособ­ле­ния до­пол­не­ний.

  1. Кроме немно­гих ракит все­гда го­то­вых к услу­гам да двух-трех тощих берез мы ни­че­го не уви­дим.
  2. Отец кроме фран­цуз­ской ор­фо­гра­фии ни­че­го ос­но­ва­тель­но не знал.
  3. Кроме хищ­ни­ков днев­ных орлов яст­ре­бов и со­ко­лов в наших лесах живут и раз­лич­ные ноч­ные фи­ли­ны совы сычи.
  4. Ре­дак­тор слу­шал его и по­ми­мо своей воли улы­бал­ся.
  5. Вме­сто голых уте­сов уви­дел я около себя зе­ле­ные горы и де­ре­вья.
  6. В зад­ней ком­на­те дома сырой и хо­лод­ной на убо­гой кро­ва­ти по­кры­той лох­ма­той бур­кой с по­по­ной вме­сто по­душ­ки лежал Чер­то­п­ха­нов уже не блед­ный а из­жел­та-зе­ле­ный.
  7. К ве­ли­ко­му удив­ле­нию Каш­тан­ки сто­ляр вме­сто того чтобы ис­пу­гать­ся вы­тя­нул­ся во фронт и всей пя­тер­ней сде­лал под ко­зы­рек.
  8. Я уже на­чи­нал ду­мать что иного места кроме ли­те­ра­ту­ры нет для меня.
  9. Слова по­дав­шие повод к нашей ссоре по­ка­за­лись мне еще гнус­нее когда вме­сто непри­стой­ной на­смеш­ки я уви­дел в них об­ду­ман­ную кле­ве­ту.
  10. За ис­клю­че­ни­ем немно­гих незна­чи­тель­ных недо­стат­ков По­лу­ты­кин был от­лич­ный че­ло­век.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/predlozheniya-s-obraweniyami-vvodnymi-slovami-i-mezhdometiyami/obosoblenie-dopolneniy?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=_l2K2FVEYgc

http://www.youtube.com/watch?v=aRfgbgTrhQU

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.