8 класс. Русский язык. Текст

8 класс. Русский язык. Текст

Комментарии преподавателя

Ху­до­же­ствен­ный стиль ис­поль­зу­ет­ся в про­из­ве­де­ни­ях ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры и от­но­сит­ся к книж­ной речи.         

За­да­ча этого стиля – на­ри­со­вать сло­ва­ми кар­ти­ну, вы­ра­зить от­но­ше­ние к изоб­ра­жа­е­мо­му, воз­дей­ство­вать на чув­ства и во­об­ра­же­ние чи­та­те­ля.

Ху­до­же­ствен­ный стиль упо­треб­ля­ет­ся в уст­ной: фольк­лор (сказ­ка, бы­ли­на, песня) – и в пись­мен­ной речи: эпи­че­ские про­из­ве­де­ния (рас­сказ, по­весть, роман), ли­ри­че­ские про­из­ве­де­ния (ода, сонет, эле­гия, ли­ри­че­ское сти­хо­тво­ре­ние), дра­ма­ти­че­ские про­из­ве­де­ния (ко­ме­дия, драма, тра­ге­дия).

Типы речи в текстах ху­до­же­ствен­но­го стиля: по­вест­во­ва­ние (рас­сказ, по­весть, сказ­ка), опи­са­ние (порт­рет, пей­заж, ин­те­рьер), рас­суж­де­ние (ав­тор­ское от­ступ­ле­ние).

Осо­бен­но­стя­ми этого стиля яв­ля­ют­ся вы­со­кая об­раз­ность, эс­те­ти­че­ская функ­ция языка, жар­го­низ­мы, про­сто­ре­чие, диа­лек­тиз­мы (в ху­до­же­ствен­ных целях), ин­ди­ви­ду­аль­ный ав­тор­ский стиль, в ху­до­же­ствен­ной речи не толь­ко (и не столь­ко) пе­ре­да­ет­ся опре­де­лен­ная ин­фор­ма­ция об окру­жа­ю­щем мире – ху­до­же­ствен­ный текст со­зда­ет свой соб­ствен­ный, об­раз­ный мир.

Ос­нов­ные язы­ко­вые осо­бен­но­сти:

  • упо­треб­ле­ние раз­лич­ных тро­пов, ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние всех пла­стов рус­ской лек­си­ки, ши­ро­кое упо­треб­ле­ние на­род­но-по­э­ти­че­ских слов;
  • упо­треб­ле­ние кон­крет­ных су­ще­стви­тель­ных;
  • при­вле­че­ние нели­те­ра­тур­ных слов и вы­ра­же­ний, диа­лек­тиз­мов, жар­го­низ­мов;
  • ис­поль­зо­ва­ние ин­ди­ви­ду­аль­но-ав­тор­ских нео­ло­гиз­мов;
  • ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние раз­лич­ных мор­фо­ло­ги­че­ских средств;
  • вос­про­из­ве­де­ние уст­ной раз­го­вор­ной речи, сти­ли­за­ция, па­ро­ди­ро­ва­ние;
  • вос­кли­ца­ния, воз­гла­сы, во­про­сы; ин­вер­сия, пе­ре­чис­ле­ния, по­вто­ры и т. д.;
  • ис­поль­зо­ва­ние всех видов про­сто­го и слож­но­го пред­ло­же­ния;
  • упо­треб­ле­ние пред­ло­же­ний с пря­мой и кос­вен­ной речью;
  • недо­пу­сти­мость стан­дар­ти­зи­ро­ван­но­сти;
  • ис­поль­зо­ва­ние средств по­э­ти­че­ско­го син­так­си­са (ин­вер­сий, ри­то­ри­че­ских во­про­сов и вос­кли­ца­ний, ана­фор и эпи­фор и др.)

Вы­ра­зи­тель­ны­ми сред­ства­ми яв­ля­ют­ся:

тропы – обо­ро­ты, в ко­то­рых слово или вы­ра­же­ние упо­треб­ле­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии:

ме­та­фо­ра, ме­то­ни­мия, эпи­тет, оли­це­тво­ре­ние, срав­не­ние, ги­пер­бо­ла, иро­ния, ли­то­та и др.

фи­гу­ры речи: ана­фо­ра, ан­ти­те­за, гра­да­ция, ин­вер­сия, па­рал­ле­лизм, ри­то­ри­че­ский во­прос; ритм, рифмаис­поль­зу­е­мые пре­иму­ще­ствен­но в по­э­ти­че­ском про­из­ве­де­нии.

Эпи­тет – кра­соч­ное, об­раз­ное опре­де­ле­ние в пе­ре­нос­ном зна­че­нии, под­чер­ки­ва­ет наи­бо­лее су­ще­ствен­ные при­зна­ки опре­де­ля­е­мо­го пред­ме­та: парус оди­но­кий, ве­се­лый ветер, зо­ло­тая осень.        

Срав­не­ние – это вы­ра­же­ние или слово, в ко­то­ром одно яв­ле­ние или по­ня­тие объ­яс­ня­ет­ся

по­сред­ством со­по­став­ле­ния его с дру­гим. Чаще всего срав­не­ние оформ­ля­ет­ся в виде срав­ни­тель­ных обо­ро­тов, на­чи­на­ю­ще­го­ся с со­ю­зов как, точно, слов­но, будто, как будто, что: Лю­бовь, как ис­ти­на, темна и, как по­лынь, горь­ка.

Ме­та­фо­ра – это троп, ос­но­ван­ный на сход­стве двух яв­ле­ний. Ино­гда ме­та­фо­ру на­зы­ва­ют скры­тым срав­не­ни­ем, так как в её ос­но­ве лежит срав­не­ние, но оно не оформ­ле­но с по­мо­щью срав­ни­тель­ных со­ю­зов: хвост по­ез­да.

Ме­то­ни­мия – за­ме­на слова дру­гим, смеж­ным по зна­че­нию, на­при­мер: У меня на полке стоит весь Пуш­кин (име­ют­ся в виду книги). Мама сва­ри­ла вкус­ный борщ. Я съел две та­рел­ки (со­дер­жи­мое та­ре­лок).

Оли­це­тво­ре­ние – при­пи­сы­ва­ние нежи­во­му объ­ек­ту свойств жи­во­го су­ще­ства: А ну-ка песню нам про­пой, ве­се­лый ветер!

Иро­ния – упо­треб­ле­ние слова или вы­ра­же­ния в зна­че­нии, про­ти­во­по­лож­ном пря­мо­му. Обыч­но за внешне по­ло­жи­тель­ной оцен­кой скры­ва­ет­ся от­ри­ца­тель­ная:

С дво­ров

Сво­зи­ли лодки.

Граф Хво­стов,

Поэт, лю­би­мый небе­са­ми,

Уж пел бес­смерт­ны­ми сти­ха­ми

Несча­стье нев­ских бе­ре­гов (А.С. Пуш­кин).

Ги­пер­бо­ла со­дер­жит непо­мер­ное пре­уве­ли­че­ние свой­ства, при­зна­ка пред­ме­та, яв­ле­ния, дей­ствия:

Граж­дане! Се­год­ня ру­шит­ся ты­ся­че­лет­нее «Пре­жде».

Се­год­ня пе­ре­смат­ри­ва­ет­ся ми­ро­вая ос­но­ва.

Се­год­ня

До по­след­ней пу­го­ви­цы в одеж­де

Жизнь пе­ре­де­ла­ем снова (В.В. Ма­я­ков­ский).

Ли­то­та со­дер­жит непо­мер­ное пре­умень­ше­ние свой­ства, при­зна­ка пред­ме­та, яв­ле­ния, дей­ствия.

И ше­ствуя важно, в спо­кой­ствии чин­ном

Ло­шад­ку ведет под уздцы му­жи­чок

В боль­ших са­по­гах, в по­лу­шуб­ке ов­чин­ном,

В боль­ших ру­ка­ви­цах... а сам с но­го­ток! (Н.А. Некра­сов).   

Ана­фо­ра – сти­ли­сти­че­ский прием по­вто­ра слова в на­ча­ле стро­ки, стро­фы (пред­ло­же­ния):

Опять с ве­ко­вой тос­кою

При­гну­лись к земле ко­вы­ли,

Опять за ту­ман­ной рекою

Ты кли­чешь меня из­да­ли (А.А. Блок).

Ан­ти­те­за – про­ти­во­по­став­ле­ние в тек­сте по­ня­тий, при­зна­ков, свойств:

Они со­шлись. Волна и ка­мень,

Стихи и проза, лед и пла­мень

Не столь раз­лич­ны меж собой (А.С. Пуш­кин).

Ин­вер­сия – из­ме­не­ние обыч­но­го по­ряд­ка слов (опре­де­ле­ние + под­ле­жа­щее + об­сто­я­тель­ство + гла­гол-ска­зу­е­мое + до­пол­не­ние)

Дар на­прас­ный, дар слу­чай­ный, жизнь, зачем ты мне дана? (А.С. Пуш­кин).

(на­прас­ный дар, слу­чай­ный дар…)

Па­рал­ле­лизм – срав­не­ние в виде со­по­став­ле­ния:

То не ветер ветку кло­нит,

Не дуб­ра­вуш­ка шумит –

То моё сер­деч­ко сто­нет,

Как осен­ний лист дро­жит.     

Гра­да­ция – сту­пен­ча­тое рас­по­ло­же­ние вы­ра­же­ний. Часто гра­да­ция пред­став­ля­ет собой рас­по­ло­же­ние си­но­ни­мов по сте­пе­ни на­рас­та­ния или ослаб­ле­ния при­зна­ка.

У ста­ри­нуш­ки три сына:

Стар­ший умный был де­ти­на,

Сред­ний был и так и сяк,

Млад­ший вовсе был дурак.

Ри­то­ри­че­ский во­прос – во­прос, ко­то­рый за­да­ёт­ся не с целью дать или по­лу­чить на него ответ, а с целью эмо­ци­о­наль­но­го воз­дей­ствия на чи­та­те­ля:

Какой рус­ский не любит быст­рой езды? (Н.В. Го­голь).

Про­ана­ли­зи­ру­ем от­ры­вок из сти­хо­тво­ре­ния А.А. Блока:

Осень позд­няя. Небо от­кры­тое,

И леса скво­зят ти­ши­ной.

При­лег­ла на берег раз­мы­тый

Го­ло­ва ру­сал­ки боль­ной.           

В этом от­рыв­ке ис­поль­зо­ва­ны сле­ду­ю­щие язы­ко­вые сред­ства, ха­рак­тер­ные для ху­до­же­ствен­но­го стиля:

– ритм, рифма;

– ин­вер­сия – при­ла­га­тель­ное после су­ще­стви­тель­но­го (осень позд­няя, небо от­кры­тое, берег раз­мы­тый, ру­сал­ка боль­ная);

– эпи­тет – от­кры­тое небо;

– ме­та­фо­ра – леса скво­зят ти­ши­ной;

– син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм (оди­на­ко­вое по­стро­е­ние пред­ло­же­ний) в пер­вой стро­ке;

– на­зыв­ные пред­ло­же­ния, ко­то­рые со­зда­ют ощу­ще­ние ста­тич­но­сти, непо­движ­но­сти.

По­ня­тие языка ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ет­ся более ши­ро­ким по от­но­ше­нию к по­ня­тию ху­до­же­ствен­но­го стиля. Ху­до­же­ствен­ный стиль обыч­но ис­поль­зу­ет­ся в ав­тор­ской речи, а в речи пер­со­на­жей обыч­но пред­став­ле­ны дру­гие стили, в первую оче­редь раз­го­вор­ный.

Встре­ча­ет­ся вкрап­ле­ние дру­гих сти­лей и в ав­тор­ское по­вест­во­ва­ние, осо­бен­но при ис­поль­зо­ва­нии несоб­ствен­но-пря­мой речи.

 

ИСТОЧНИКИ 

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/tekst/hudozhestvennyy-stil?seconds=0

http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/11-klass/funkionalnyie-stili-rechi-russkogo-yazyika.html

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.