8 класс. Русский язык. Текст

8 класс. Русский язык. Текст

Ос­нов­ные цели тек­стов пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля – воз­дей­ство­вать на людей, при­звать их к дей­ствию, со­об­щить ин­фор­ма­цию и т. п. Такое вза­и­мо­дей­ствие воз­мож­но во время ______________________ (отметьте лишнее слово)

Комментарии преподавателя

Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль – это функ­ци­о­наль­ный стиль рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.

За­рож­де­ние пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля от­но­сит­ся к XVI веку, в Рос­сии оно свя­за­но с пам­фле­та­ми Ивана Пе­ре­све­то­ва, пе­ре­пиской царя Ивана Гроз­но­го с кня­зем Курб­ским. Даль­ней­шее раз­ви­тие он по­лу­чил в XVIII веке в твор­че­стве И.А. Кры­ло­ва, Н.И. Но­ви­ко́ва, А.П. Су­ма­ро­ко­ва, Д.И. Фон­ви­зи­на, А.Н. Ра­ди­ще­ва и дру­гих. Окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­вал­ся этот стиль в Рос­сии в XIX веке, и нема­лую роль в этом сыг­ра­ли пи­са­те­ли и кри­ти­ки А.С. Пуш­кин, Н.А. Некра­сов, Н.А Доб­ро­лю­бов, В.Г. Бе­лин­ский, А.И. Гер­цен, Н.Г. Чер­ны­шев­ский.

Ос­нов­ные цели тек­стов пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля – воз­дей­ство­вать на людей, при­звать их к дей­ствию, со­об­щить ин­фор­ма­цию и т. п. Такое вза­и­мо­дей­ствие воз­мож­но во время дис­кус­сии, вы­ступ­ле­ния, пресс-кон­фе­рен­ции, в ста­тье и др.

Пред­мет речи в пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле – об­ще­ствен­но зна­чи­мый факт.

Осо­бен­но­сти спо­со­ба по­да­чи ин­фор­ма­ции – от­ра­же­ние оцен­ки и мне­ния ав­то­ров.

«До­ко­ле, Ка­ти­ли­на, бу­дешь ты зло­упо­треб­лять тер­пе­ни­ем нашим?» – начал свою речь рим­ский ора­тор Ци­це­рон про­тив по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля Древ­не­го Рима. Что ин­те­рес­но, рус­ская пуб­ли­ци­сти­ка на­ча­ла XX века ис­поль­зо­ва­ла толь­ко на­ча­ло этой фразы: «До­ко­ле?» – и пуб­ли­ка узна­ва­ла и всю фразу, и ее гнев­ную ин­то­на­цию.

Пуб­ли­ци­сти­ка – род ли­те­ра­ту­ры и жур­на­ли­сти­ки; рас­смат­ри­ва­ет ак­ту­аль­ные по­ли­ти­че­ские, эко­но­ми­че­ские, ли­те­ра­тур­ные, пра­во­вые, фи­ло­соф­ские и дру­гие про­бле­мы со­вре­мен­ной жизни с целью по­вли­ять на об­ще­ствен­ное мне­ние и су­ще­ству­ю­щие по­ли­ти­че­ские ин­сти­ту­ты, укре­пить или из­ме­нить их в со­от­вет­ствии с опре­де­лен­ным со­ци­аль­ным и нрав­ствен­ным иде­а­лом.

Пуб­ли­ци­сти­ка су­ще­ству­ет в сле­ду­ю­щих фор­мах: в сло­вес­ной (пись­мен­ной и уст­ной), гра­фи­че­ски изоб­ра­зи­тель­ной (пла­кат, ка­ри­ка­ту­ра), фото- и ки­не­ма­то­гра­фи­че­ской (до­ку­мен­таль­ное кино, те­ле­ви­де­ние), те­ат­раль­но-дра­ма­тур­ги­че­ской, сло­вес­но-му­зы­каль­ной.

Жанры пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля: очерк, ста­тья, за­мет­ка, ре­пор­таж, ин­тер­вью, отчёт, ста­тья, ре­цен­зия, обзор, очерк, эссе, фе­лье­тон, пам­флет – пись­мен­ные; ора­тор­ская речь, вы­ступ­ле­ние, дис­кус­сия, пуб­лич­ное вы­ступ­ле­ние в сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции (СМИ) – уст­ные.

Типы речи, ха­рак­тер­ные для пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля: по­вест­во­ва­ние (за­мет­ка, очерк, ре­пор­таж); опи­са­ние (порт­рет­ный очерк, ре­клам­ный текст); рас­суж­де­ние (про­блем­ная ста­тья, су­деб­ная речь).

Общие сти­ле­вые черты: ин­фор­ма­тив­ность, чет­кость, точ­ность, ло­гич­ность, про­сто­та, офи­ци­аль­ность, обоб­щен­ность; ла­ко­нич­ность из­ло­же­ния при ин­фор­ма­ци­он­ной на­сы­щен­но­сти; до­ход­чи­вость из­ло­же­ния; эмо­ци­о­наль­ность, непри­нуж­ден­ность вы­ска­зы­ва­ния; стан­дар­ти­зо­ван­ность, ак­ту­аль­ность, свое­вре­мен­ность, воз­дей­ствие (экс­прес­сив­ность, по­ле­мич­ность, об­раз­ность).

К язы­ко­вым сред­ствам пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля от­но­сят­ся:

лек­си­че­ские, свя­зан­ные с под­бо­ром опре­де­лен­ных слов:

  • лек­си­че­ские клише (его ве­ли­че­ство факт, дру­же­ская ат­мо­сфе­ра);
  • об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская лек­си­ка и фра­зео­ло­гия: власть, го­су­дар­ство, об­ще­ство;
  • эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ная лек­си­ка (ми­ло­сер­дие, по­мыс­лы, на­саж­дать);
  • ис­поль­зо­ва­ние книж­ной и раз­го­вор­ной лек­си­ки;

мор­фо­ло­ги­че­ские сред­ства пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля – это упо­треб­ле­ние:

  • по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния гла­го­лов, на­сто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов, ис­поль­зо­ва­ние гла­го­лов 1-го и 2-го лица в обоб­щен­ном зна­че­нии:

От чи­нов­ни­ков необ­хо­ди­мо тре­бо­вать вы­пол­не­ние за­ко­нов – ней­траль­ное по­вест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние. Тре­буйте со­блю­де­ния за­ко­нов от чи­нов­ни­ков! – по­вест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние стало по­бу­ди­тель­ным, по­яви­лась эмо­ци­о­наль­ность;

  • един­ствен­но­го числа вме­сто мно­же­ствен­но­го (Рус­ский па­рень в огне не горит);
  • про­из­вод­ных пред­ло­гов (в об­ла­сти, на пути, на базе, во имя, в свете, в ин­те­ре­сах, с уче­том);

сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные сред­ства:

  • суф­фик­сы ино­языч­но­го про­ис­хож­де­ния (со­ци­а­лизм, про­во­ка­ция);
  • при­став­ки вне-, внут­ри-, меж­ду-, про­ти­во-, все-, вос-, со-:

вне­ве­дом­ствен­ный, внут­ри­си­стем­ный, меж­ду­ве­дом­ствен­ный,

про­ти­во­за­кон­ный, все­власт­ный, вос­со­зда­ние, со­ав­тор;

  • ино­языч­ные при­став­ки анти-, архи-, де-, дез-, пост-, транс-, контр-, гипер-;
  • упо­треб­ле­ние слож­ных слов и аб­бре­ви­а­тур: доб­ро­со­сед­ский, ЧП;

син­так­си­че­ские сред­ства:

  • упо­треб­ле­ние ко­рот­ких пред­ло­же­ний, пар­цел­ля­ция (рас­чле­не­ние пред­ло­же­ния), об­ра­ще­ния к со­бе­сед­ни­ку, на­зыв­ные пред­ло­же­ния;
  • без­гла­голь­ные фразы: Банки – не толь­ко для бан­ки­ров;
  • ин­вер­сия, ри­то­ри­че­ские во­про­сы, вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния, по­втор, ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния.
  • ис­поль­зо­ва­ние пря­мой речи, диа­ло­га (су­деб­ная речь, ора­тор­ская речь).

Об­ра­зец тек­ста пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля (Ис­точ­ник). 

Как пе­ре­да­ет наш кор­ре­спон­дент, вчера над цен­траль­ны­ми рай­о­на­ми Пен­зен­ской об­ла­сти про­шла небы­ва­лой силы гроза. В ряде мест были по­ва­ле­ны те­ле­граф­ные стол­бы, по­рва­ны про­во­да, с кор­нем вы­рва­ны сто­лет­ние де­ре­вья. В двух де­рев­нях воз­ник­ли по­жа­ры в ре­зуль­та­те удара мол­нии.

К этому при­ба­ви­лось еще одно сти­хий­ное бед­ствие: лив­не­вый дождь ме­ста­ми вы­звал силь­ное на­вод­не­ние. На­не­сен неко­то­рый ущерб сель­ско­му хо­зяй­ству. Вре­мен­но было пре­рва­но же­лез­но­до­рож­ное и ав­то­мо­биль­ное со­об­ще­ние между со­сед­ни­ми рай­о­на­ми (ин­фор­ма­ци­он­ная за­мет­ка в га­зе­те).

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/tekst/publitsisticheskiy-stil?seconds=0

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.