8 класс. Биология. Зрительный анализатор

8 класс. Биология. Зрительный анализатор

Комментарии преподавателя

 Зрение

Боль­ше всего ин­фор­ма­ции мы по­лу­ча­ем с по­мо­щью зре­ния, так как 87% всех ощу­ще­ний – зри­тель­ные. Глаза ра­бо­та­ют 15-18 часов в сутки.

Зре­ние – это слож­ный пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ский про­цесс, ко­то­рый осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью зри­тель­но­го ана­ли­за­то­ра. Со­глас­но уче­нию Пав­ло­ва. Зри­тель­ный ана­ли­за­тор со­сто­ит из 3 ча­стей:

Рис. 1.

 Вспомогательный аппарат глаза

Орган зре­ния  со­сто­ит из глаз­но­го яб­ло­ка и вспо­мо­га­тель­но­го ап­па­ра­та (веки, рес­ни­цы, слез­ные же­ле­зы). Глаз рас­по­ло­жен внут­ри кост­ной глаз­ни­цы и за­щи­щен жи­ро­вой тка­нью.

Рис. 2.

Конъ­юнк­ти­ва за­щи­ща­ет глаз и омы­ва­ет его сле­за­ми.

Рис. 3.

Слезы вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся слез­ны­ми же­ле­за­ми, ко­то­рые лежат в на­руж­ном углу глаза. Слезы по­па­да­ют на ро­го­ви­цу, сте­ка­ют к внут­рен­не­му углу глаза и потом по­па­да­ют в но­со­вую по­лость.  Уче­ные счи­та­ют, что вме­сте со сле­за­ми вы­де­ля­ют­ся ток­си­ны, ко­то­рые вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся при стрес­се, по­это­му сдер­жи­вать плач может быть вред­но для на­ше­го ор­га­низ­ма.

Рис. 4.

Веки за­щи­ща­ют глаз от яр­ко­го света, по­па­да­ния ча­стиц пыли, для этого на них есть рес­ни­цы.

Веки и ресницы

Рис. 5. Веки и рес­ни­цы

Брови от­во­дят ка­пель­ки пота со лба, чтобы они не по­па­да­ли в глаз­ное яб­ло­ко.

Брови

Рис. 6. Брови

 Глазное яблоко

Глаз­ное яб­ло­ко за­щи­ща­ют 3 обо­лоч­ки:

1. Верх­няя – бе­лоч­ная – скле­ра. За­щи­ща­ет глаз от ме­ха­ни­че­ских по­вре­жде­ний и при­да­ет ему форму.

2. Со­су­ди­стая обо­лоч­ка – пи­та­ет глаз, со­дер­жит тем­ный пиг­мент, по­гло­ща­ю­щий из­бы­ток света, по­сту­па­ю­ще­го в глаз.

3. Сет­чат­ка со­дер­жит фо­то­ре­цеп­то­ры, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют свет в нерв­ный им­пульс.

Рис. 7.

 Оптическая система глаза

Ро­го­ви­ца – пе­ред­няя про­зрач­ная часть бе­лоч­ной обо­лоч­ки. Через нее свет про­хо­дит внутрь глаза. Ро­го­ви­ца имеет нерв­ные окон­ча­ния, по­это­му участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии ре­флек­сов – мор­га­ние, смы­ка­ние век, сле­зо­те­че­ние.

Рис. 8.

Ра­дуж­ка – это пе­ред­няя часть со­су­ди­стой обо­лоч­ки. Она со­дер­жит пиг­мен­ты. Ко­то­рые при­да­ют гла­зам цвет.

Рис. 9.

Зра­чок. Рас­по­ло­жен внут­ри ра­дуж­ки. Это от­вер­стие, через ко­то­рое про­ни­ка­ет свет. При ярком свете зра­чок со­кра­ща­ет­ся и рас­ши­ря­ет­ся, если света не до­ста­точ­но. Так он ре­гу­ли­ру­ет по­ступ­ле­ние света внутрь глаза.

Рис. 10.

Хру­ста­лик – это дво­я­ко­вы­пук­лое тело, рас­по­ло­жен­ное за зрач­ком.

Рис. 11.

Хру­ста­лик не имеет нер­вов и со­су­дов и пи­та­ет­ся за счет жид­ко­сти, ко­то­рую вы­де­ля­ет рес­нич­ное тело. В рес­нич­ном теле рас­по­ло­же­на мышца, ко­то­рая из­ме­ня­ет кри­виз­ну хру­ста­ли­ка, когда мы смот­рим на при­бли­жен­ный или от­да­лен­ный пред­мет. Это на­зы­ва­ет­ся ак­ко­мо­да­ция. Бла­го­да­ря ак­ко­мо­да­ции мы спо­соб­ны хо­ро­шо раз­ли­чать как близ­кие, так и даль­ние пред­ме­ты.

Рис. 12.

Стек­ло­вид­ное тело – по­лость, за­пол­нен­ная сту­де­ни­стым ве­ще­ством.

Рис. 13.

Между ро­го­ви­цей и ра­дуж­кой также на­хо­дит­ся по­лость за­пол­нен­ная жид­ко­стью – пе­ред­няя ка­ме­ра глаза.

Рис. 14.

Лучи света про­ни­ка­ют через ро­го­ви­цу, потом зра­чок, по­па­да­ют на хру­ста­лик и через стек­ло­вид­ное тело про­хо­дят на сет­чат­ку.

Сет­чат­ка со­дер­жит ре­цеп­то­ры: па­лоч­ки и кол­боч­ки.

Рис. 15.

В па­лоч­ках со­дер­жит­ся зри­тель­ный пиг­мент ро­доп­син. Они обес­пе­чи­ва­ют чер­но-бе­лое зре­ние в усло­ви­ях пло­хо­го осве­ще­ния.

В кол­боч­ках со­дер­жит­ся пиг­мент йо­доп­син. Они обес­пе­чи­ва­ют цвет­ное зре­ние в усло­ви­ях хо­ро­шей осве­щен­но­сти.

Боль­ше всего кол­бо­чек на­хо­дит­ся на­про­тив зрач­ка. Это место на­зы­ва­ет­ся жел­тое пятно. Это место наи­луч­ше­го зре­ния.

Рис. 16.

Су­ще­ству­ет 3 вида кол­бо­чек. Они рас­по­знаю крас­ный, зе­ле­ный и синий цвета. Все осталь­ные цвета по­лу­ча­ют­ся путем их сме­ше­ния в раз­ных кон­цен­тра­ци­ях. Эту тео­рию раз­ра­бо­тал Н. В. Ло­мо­но­сов, а потом раз­вил Г. Гельм­гольц.

Рис. 17.

На сет­чат­ке воз­ни­ка­ет умень­шен­ное пе­ре­вер­ну­тое изоб­ра­же­ние пред­ме­та.

Рис. 18.

Ин­фор­ма­ция с сет­чат­ки по зри­тель­но­му нерву по­сту­па­ет в сред­ний мозг, в бугры чет­ве­ро­хол­мия, где про­ис­хо­дит пер­вич­ная об­ра­бот­ка. Затем эта ин­фор­ма­ция по­сту­па­ет в за­ты­лоч­ную долю КБП. Там фор­ми­ру­ет­ся зри­тель­ное ощу­ще­ние.

Сле­пое пятно – место вы­хо­да зри­тель­но­го нерва на сет­чат­ку. Не имеет фо­то­ре­цеп­то­ров.

Рис. 19.

 Заболевание зрительного анализатора

В 1875 году в Шве­ции про­изо­шла ава­рия по­ез­да. Ма­ши­нист не за­ме­тил за­пре­ща­ю­щий сиг­нал се­ма­фо­ра. Вы­яс­ни­лось, что ма­ши­нист не от­ли­чал зе­ле­ный и крас­ный цвета. Это за­бо­ле­ва­ние на­зы­ва­ет­ся даль­то­низм (от имени уче­но­го).

Бли­зо­ру­кость (ми­о­пия) за­бо­ле­ва­ние, при кор­том лучи от пред­ме­тов пе­ре­се­ка­ют­ся перед сет­чат­кой. По­это­му на ней воз­ни­ка­ет рас­плыв­ча­тое изоб­ра­же­ние. Это может быть свя­за­но с удли­нен­ным глаз­ным яб­ло­ком или с на­ру­ше­ни­ем кри­виз­ны хру­ста­ли­ка.

 

 

 

 

Рис. 20.

При даль­но­зор­ко­сти лучи от пред­ме­тов пе­ре­се­ка­ют­ся за сет­чат­кой. По­это­му на сет­чат­ке воз­ни­ка­ет рас­плыв­ча­тое изоб­ра­же­ние.

Рис. 21.

Для улуч­ше­ния со­сто­я­ния таких боль­ных врачи про­пи­сы­ва­ют очки.

Также бы­ва­ют воз­раст­ные из­ме­не­ния.

Ка­та­рак­та – по­мут­не­ние хру­ста­ли­ка.

Рис. 22.

Гла­у­ко­ма – на­ру­ше­ние от­то­ка жид­ко­сти от глаза и по­вы­ше­ние внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния.

Рис. 23.

Про­бле­мы со зре­ни­ем также воз­ни­ка­ют из-за нездо­ро­во­го об­ра­за жизни. У ку­ря­щих людей глаза вос­па­ля­ют­ся, сле­зят­ся, быст­ро утом­ля­ют­ся. Ни­ко­тин вы­зы­ва­ет вос­па­ле­ние зри­тель­но­го нерва, из-за чего остро­та зре­ния быст­ро па­да­ет. Из­ме­ня­ет­ся цве­то­ощу­ще­ние – ак­тив­ные ку­риль­щи­ки пе­ре­ста­ют ви­деть зе­ле­ный, затем крас­ный, жел­тый и синий цвета.

 Гигиена органов зрения

Необ­хо­ди­мо вы­пол­нять несколь­ко пра­вил, чтоб со­хра­нить хо­ро­шее зре­ние.

1. Чи­тать при хо­ро­шем осве­ще­нии, чтоб не пе­ре­на­пря­гать глаза

2. Лампа при чте­нии долж­на на­хо­дить­ся свер­ху и сзади

3. Нель­зя чи­тать в дви­жу­щем­ся транс­пор­те, так как глаз быст­ро утом­ля­ет­ся и зре­ние сни­жа­ет­ся

4. Книгу во время чте­ния нужно дер­жать на рас­сто­я­нии не менее 30 см от глаза

5. При пре­бы­ва­нии дол­гое время не солн­це необ­хо­ди­мо поль­зо­вать­ся солн­це­за­щит­ны­ми оч­ка­ми

6. Смот­реть те­ле­ви­зор на рас­сто­я­нии 1,5 – 2 м

7. Школь­ни­кам на­хо­дить­ся за ком­пью­те­ром можно не более 45 минут

8. Пища долж­на быть бо­га­та ви­та­ми­на­ми А и D

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/borgany-chuvstv-analizatoryb/zritelnyy-analizator

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=eAJKHb58P6o

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=3STOHA5ej-Q

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=u5DSE_3W3O4

источник презентации  - http://ppt4web.ru/biologija/zritelnyjj-analizator1.html

источник теста - http://testedu.ru/test/biologiya/8-klass/organ-zreniya-zritelnyij-analizator.html

Файлы