8 класс. Биология. Как действуют органы чувств и анализаторы

8 класс. Биология. Как действуют органы чувств и анализаторы

Комментарии преподавателя

 Чувства

В слож­ном мире нам по­мо­га­ют ори­ен­ти­ро­вать­ся наши чув­ства: зре­ние, слух, ося­за­ние, обо­ня­ние, вкус. У че­ло­ве­ка также вы­де­ля­ют ше­стое чув­ство – чув­ство рав­но­ве­сия.

Рис. 1.

Это те чув­ства, ко­то­рые вос­при­ни­ма­ют внеш­нюю ин­фор­ма­цию, но также сиг­на­лы по­сы­ла­ют­ся и от внут­рен­них ор­га­нов. На­при­мер, мы­шеч­ное чув­ство. Че­ло­век с за­кры­ты­ми гла­за­ми знает, в каком по­ло­же­нии на­хо­дят­ся его ко­неч­но­сти и все тело. Во­сточ­ные ме­ди­ки на­счи­ты­ва­ют у че­ло­ве­ка около 40 чувств.

В ор­га­нах чувств ин­фор­ма­ция из внеш­не­го мира (свет, звук, за­па­хи) пре­об­ра­зу­ет­ся в нерв­ные им­пуль­сы. Для этого есть ре­цеп­то­ры.

Рис. 2.

 Рецепторы

Ре­цеп­то­ры – это нерв­ные окон­ча­ния, пре­об­ра­зу­ю­щие сиг­на­лы в нерв­ные им­пуль­сы. И. И. Пав­лов на­зы­вал ре­цеп­то­ры «щу­паль­ца­ми мозга». Ре­цеп­то­ры поз­во­ля­ют нам ори­ен­ти­ро­вать­ся в окру­жа­ю­щем мире.

Орган чувств вклю­ча­ет также в себя вспо­мо­га­тель­ные части. Ко­то­рые по­мо­га­ют улав­ли­вать, фик­си­ро­вать сиг­на­лы, а также за­щи­ща­ют ре­цеп­тор.

От ре­цеп­то­ров по про­во­дя­щим путям сиг­на­лы по­сту­па­ют в КБП го­лов­но­го мозга.

 Анализаторы

Струк­ту­ру, со­сто­я­щую из вос­при­ни­ма­ю­щей части (ре­цеп­то­ра), про­вод­ни­ко­вой части (нерва) и ана­ли­зи­ру­ю­щей части (КБП) Пав­лов на­звал ана­ли­за­то­ром. Имен­но он и раз­ра­бо­тал уче­ние об ана­ли­за­то­рах.

Рис. 3.

При на­ру­ше­нии лю­бо­го звена ана­ли­за­то­ра его ра­бо­та раз­ла­жи­ва­ет­ся. Че­ло­век может по­те­рять зре­ние не толь­ко, если у него про­бле­мы с гла­за­ми, но также и если у него про­изо­шло на­ру­ше­ние в зри­тель­ном нерве или в КБП.

Нерв­ные пути неко­то­рых ана­ли­за­то­ров на­прав­ля­ют­ся в стро­го опре­де­лен­ные участ­ки КБП.

Так ин­фор­ма­ция от слу­хо­во­го ре­цеп­то­ра сна­ча­ла по слу­хо­во­му нерву на­прав­ля­ет­ся сна­ча­ла в про­дол­го­ва­тый мозг, от­ту­да – в про­ме­жу­точ­ный, и уже потом по­сту­па­ет в  слу­хо­вую зону КБП.

Рис. 4.

В КБП есть зоны, от­ве­ча­ю­щие за каж­дое из наших чувств.

Рис. 5.

Каж­дый ана­ли­за­тор об­ла­да­ет своей мо­даль­но­стью, то есть вос­при­ни­ма­ет опре­де­лен­ный вид энер­гии.

Ана­ли­за­то­ры лучше дей­ству­ют со­об­ща. До­пу­стим, при ярком свете хо­ро­шо ра­бо­та­ет слух, по­это­му в кон­церт­ных залах ни­ко­гда не гасят свет.  В тем­но­те тихие звуки прак­ти­че­ски не раз­ли­чи­мы.

 Приспособительная способность анализаторов

Ана­ли­за­то­ры при­спо­саб­ли­ва­ют­ся к раз­ной силе раз­дра­жи­те­ля. На­при­мер, при вы­клю­чен­ном свете мы на ка­кой-то время слеп­нем, но через несколь­ко минут при­вы­ка­ем и на­чи­на­ем снова ви­деть. То есть наши ана­ли­за­то­ры адап­ти­ро­ва­лись.

Ре­цеп­то­ры спо­соб­ны ре­а­ги­ро­вать на раз­дра­же­ние, толь­ко если его сила из­ме­ня­ет­ся. Если же этого не про­ис­хо­дит, то ана­ли­за­то­ры адап­ти­ру­ют­ся. Так, мы не чув­ству­ем веса одеж­ды, через несколь­ко минут пе­ре­ста­ем ощу­щать запах.

В слу­чае если один ана­ли­за­тор пе­ре­ста­ет ра­бо­тать, дру­гие на­чи­на­ют ра­бо­тать ак­тив­нее. Так, люди с пло­хим зре­ни­ем хо­ро­шо раз­ли­ча­ют за­па­хи и звуки.

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/borgany-chuvstv-analizatoryb/kak-deystvuyut-organy-chuvstv-i-analizatory?seconds=0&chapter_id=90

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=1H4mfcQYBa8

https://www.youtube.com/watch?v=iR4EE7JvRic

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=_CJ37DntEYw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=re00tYkCgjk

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=zSEbbuSl9GM

источник презентации -http://ppt4web.ru/biologija/kak-dejjstvujut-organy-chuvstv-i-analizatory.html

Файлы