Словообразование и орфография. 6 класс ( урок 35-60 )

Словообразование и орфография. 6 класс ( урок 35-60 )

Комментарии преподавателя

Урок русского языка в 6 классе

«Морфемный и словообразовательный разбор слова»

УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: совершенствовать умение производить морфемный и словообразовательный разбор слова

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: знать о морфемном и словообразовательном разборе, уметь различать их, производить данные виды разбора слов, понимать важность грамматического анализа слов.

Метапредметные:

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация

Слово учителя

Определите, кто из учеников прав?

Маша сказала, что слово «застежка» образовано приставочно-суффиксальным способом, а Даша - что суффиксальным.

А как вы определите способ образования слова «застежка»?

 

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

1)найдите слово, от которого произошло слово «застежка», запишите его

2) Попробуйте понять, как рассуждали Маша и Даша.


 

2) Запишите тему урока

«Морфемный и словообразовательный разбор слова»

 

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя:

Обратите еще раз внимание на слова, записанные выше.

Почему у девочек разные мнения?

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Определите цели урока.

-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Составьте план (проект) урока.

 

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Открытие нового знания

(реализация построенного проекта)

1.Учитель: что обозначает слово?

(это существительное, обозначает предмет, но со значением действия)

-от какого слова произошло? (застегнуть)

-каким способом образовано? (суффиксальным). Кто оказался прав?


 

2.Работа с учебником

1) чтение и анализ п.43, выводы

2) что включает в себя морфемный разбор?

-а словообразовательный?

-чем они различаются?

3) сравните порядок морфемного и словообразовательного разбора на стр.124

4) что можно добавить в ваши предположения?

3. Составление кластера или схемы

 

Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1. Синтаксический разбор предложения

Дверь распахнулась, и в подвал ввалился комбат.

-объяснить знаки препинания

-объяснить орфограммы

-дать толкование слову комбат

- разбор слов распахнулся, подвал, ввалился (1 чел.- производит морфемный разбор данных слов, второй - словообразовательный)

2. выполнить упр. 226 ( первый столбик- с суффиксами, второй- без суффиксов)

3.Построение словообразовательных цепочек (повторение словообразовательных гнезд- упр. 175 на стр.99)

3.Самостоятельная работа (упр.229), обратить внимание на то, что нужно восстановить промежуточное слово в словообразовательной цепочке

4. Проверка самостоятельной работы (сравнение с эталоном на слайде)

5 Выставление оценок

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П.43, порядок разборов учить, упр.228, 230 (устно)

Файлы