6 класс. Математика. Сравнение чисел

6 класс. Математика. Сравнение чисел

Комментарии преподавателя

 Введение

По­ло­жи­тель­ные числа мы ис­поль­зу­ем для обо­зна­че­ния раз­ных ко­ли­честв – целых и дроб­ных. На­при­мер, три яб­ло­ка, пол­то­ра литра мо­ло­ка.

От­ри­ца­тель­ных ко­ли­честв не су­ще­ству­ет. От­ри­ца­тель­ные числа – это ин­стру­мент для упро­ще­ния рас­че­тов.

На­при­мер, таких:

Ключ имеет одну функ­цию – от­кры­вать или за­кры­вать замок. Если нет замка, то ключ прак­ти­че­ски бес­по­ле­зен, ему труд­но найти при­ме­не­ние.

Так и от­ри­ца­тель­ные числа – без са­мо­го «замка», без раз­лич­ных ма­те­ма­ти­че­ских рас­че­тов они ис­поль­зу­ют­ся не очень много.

Тем не менее есть и пря­мое при­ме­не­ние от­ри­ца­тель­ным чис­лам. Вы мо­же­те прой­ти по ссыл­ке, где мы об­суж­да­ем ис­поль­зо­ва­ние от­ри­ца­тель­ных чисел в окру­жа­ю­щем мире.

 Сравнение чисел

Как мы по­ни­ма­ли, что одно по­ло­жи­тель­ное число боль­ше дру­го­го?

Из 8 яблок можно взять 5 яблок. 5 – это часть вось­ми. По­это­му мы с вами и знаем, что 5 мень­ше 8.

Но про числа -8 и -5 нель­зя ска­зать, что одно – часть дру­го­го. От­ри­ца­тель­но­го ко­ли­че­ства не су­ще­ству­ет.

Но что же такое тогда от­ри­ца­тель­ное число?

От­ри­ца­тель­ное число – это и число, и знак вы­чи­та­ния.

Что зна­чит к 10 до­ба­вить -8?

Это зна­чит вы­честь 8.

А до­ба­вить -5 – озна­ча­ет вы­честь 5.

Мы к од­но­му и тому же числу 10 до­ба­ви­ли два раз­ных от­ри­ца­тель­ных. Во вто­ром слу­чае ре­зуль­тат был боль­ше. Есте­ствен­но счи­тать, что вто­рое от­ри­ца­тель­ное число было боль­ше.

То есть чем боль­шее число мы вы­чи­та­ем, тем мень­ше будет ре­зуль­тат. Это оче­вид­но, но если это за­пи­сать на языке от­ри­ца­тель­ных чисел, то мы и по­лу­чим пра­ви­ла их срав­не­ния.

 Правила сравнения чисел

Сфор­му­ли­ру­ем те­перь пра­ви­ла, как срав­ни­вать от­ри­ца­тель­ные числа друг с дру­гом или с по­ло­жи­тель­ны­ми.

1. Все от­ри­ца­тель­ные числа мень­ше всех по­ло­жи­тель­ных. Между ними на­хо­дит­ся ноль. То есть ноль мень­ше лю­бо­го по­ло­жи­тель­но­го числа, но боль­ше лю­бо­го от­ри­ца­тель­но­го.

По­че­му это так?

Если мы к числу при­бав­ля­ем по­ло­жи­тель­ное число, то число уве­ли­чит­ся; если ноль, то не из­ме­нит­ся; если вы­чтем по­ло­жи­тель­ное, то число умень­шит­ся. Но до­бав­ле­ние от­ри­ца­тель­но­го числа и озна­ча­ет вы­чи­та­ние.

2. Чем боль­ше по­ло­жи­тель­ное число, тем мень­ше про­ти­во­по­лож­ное ему от­ри­ца­тель­ное число.

На­при­мер, , по­это­му .

Это и по­нят­но, ведь если от­нять 20, то ре­зуль­тат будет мень­ше, чем если от­нять 10.

Если у числа не об­ра­щать вни­ма­ния на знак, то по­лу­ча­ю­ще­е­ся число мы на­зы­ва­ем мо­ду­лем.

У числа -23 и у 23 оди­на­ко­вые мо­ду­ли, 23.

Тогда про от­ри­ца­тель­ные числа можно ска­зать и так.

Из двух от­ри­ца­тель­ных чисел мень­ше то, у ко­то­ро­го боль­ше мо­дуль.

 Порядок чисел

Вер­нем­ся к такой функ­ции чисел, как по­ря­док.

Когда мы едем по до­ро­ге, то через рав­ные про­ме­жут­ки нам встре­ча­ют­ся ки­ло­мет­ро­вые стол­бы с обо­зна­че­ни­ем прой­ден­но­го рас­сто­я­ния. В ма­те­ма­ти­ке мы сде­ла­ли ана­лог такой до­ро­ги – чис­ло­вой луч. Числа на луче со­от­вет­ству­ют точ­кам, и на­о­бо­рот.

«Одно число боль­ше дру­го­го» те­перь озна­ча­ет, что «одна точка пра­вее дру­гой». Чем пра­вее точка, тем боль­ше со­от­вет­ству­ю­щее ей число, мы это число на­зы­ва­ем ко­ор­ди­на­той (см. рис. 1).

Рис. 1. Чис­ло­вой луч

Те­перь, когда у нас есть от­ри­ца­тель­ные числа, мы можем рас­ши­рить нашу мо­дель. Вме­сто луча мы уже берем целую пря­мую и влево от нуля от­кла­ды­ва­ем от­ри­ца­тель­ные числа.

Пра­ви­ло «чем пра­вее точка, тем боль­ше число» со­хра­ня­ет­ся и для левой части пря­мой.

Точка с ко­ор­ди­на­той -5 пра­вее точки с ко­ор­ди­на­той -8. Это эк­ви­ва­лент­но тому, что .

Шкала улич­но­го тер­мо­мет­ра – при­мер, как такую чис­ло­вую пря­мую можно при­ме­нить в жизни (см. рис. 2).

Рис. 2. Тер­мо­метр

 Пример

По­тре­ни­ру­ем­ся срав­ни­вать числа.

1.  25 641 и -25 642

Тут все про­сто: от­ри­ца­тель­ное число все­гда мень­ше по­ло­жи­тель­но­го.

2.  -25 641 и -25 642

Оба числа от­ри­ца­тель­ны. Зна­чит, нужно срав­нить их мо­ду­ли. У вто­ро­го числа мо­дуль боль­ше, зна­чит, само число мень­ше.

3. -75,47 и -75,53

4.  и 

Сна­ча­ла срав­ним мо­ду­ли этих чисел:

 и 

Раз­ло­жим на мно­жи­те­ли оба зна­ме­на­те­ля. Общий зна­ме­на­тель – это три трой­ки и одна пя­тер­ка. До­мно­жим у пер­вой дроби чис­ли­тель и зна­ме­на­тель на две трой­ки, а у вто­рой – на 5.

По­лу­ча­ем две дроби с оди­на­ко­вы­ми зна­ме­на­те­ля­ми. Счи­тать их не будем. Но чис­ли­тель пер­вой дроби боль­ше вто­ро­го.

Пер­вая дробь боль­ше.

Зна­чит:

И тогда:

 Заключение

Итак, под­ве­дем итог.

  • От­ри­ца­тель­ные числа по­яв­ля­ют­ся как ин­стру­мент, упро­ща­ю­щий вы­чис­ле­ния.
  • До­го­во­рен­ность про срав­не­ние этих чисел сле­ду­ю­щая:

1) Любое от­ри­ца­тель­ное число мень­ше лю­бо­го по­ло­жи­тель­но­го.

2) Ноль на­хо­дит­ся между всеми от­ри­ца­тель­ны­ми и всеми по­ло­жи­тель­ны­ми чис­ла­ми (боль­ше лю­бо­го от­ри­ца­тель­но­го и мень­ше лю­бо­го по­ло­жи­тель­но­го).

3) Из двух от­ри­ца­тель­ных чисел боль­ше то, у ко­то­ро­го мень­ше мо­дуль.

  • Кроме того, что от­ри­ца­тель­ные числа упро­ща­ют вы­чис­ле­ния, в обыч­ной жизни им тоже нашли при­ме­не­ние.  На­при­мер, для упо­ря­до­чи­ва­ния, для обо­зна­че­ния тем­пе­ра­ту­ры по шкале Цель­сия, эта­жей ниже пер­во­го

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/polozhitelnye-i-otricatelnye-chisla/sravnenie-chisel-2?seconds=0&chapter_id=1825

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=y2fR98kHaAM

источник презентации - http://5klass.net/zip/matematika/Sravnenie-chisel-6-klass.zip

Файлы