6 класс. Математика. Положительные и отрицательные числа

6 класс. Математика. Положительные и отрицательные числа

Комментарии преподавателя

 Введение

Вспом­ним, какие числа вы уже зна­е­те. На­чи­на­ли вы изу­че­ние с на­ту­раль­ных чисел, тех чисел, ко­то­рые мы ис­поль­зу­ем при счете, таких как 1, 2, 3, 4... и т. д. Потом вы­яс­ни­ли, что таких чисел нам не хва­та­ет. На­при­мер, если раз­де­лить от­ре­зок длины 1 по­по­лам, то длина по­лу­чив­ше­го­ся от­рез­ка будет не целой. Так мы по­зна­ко­ми­лись с дроб­ны­ми чис­ла­ми, та­ки­ми как . Итак, мы вспом­ни­ли, что есть на­ту­раль­ные и есть дроб­ные числа, но вы­яс­ня­ет­ся, что и их не хва­та­ет. Рас­смот­рим это на при­ме­ре.

 Пример 1

У вас есть 40 руб. и вы хо­ти­те ку­пить мо­ро­же­ное за 20 руб. Сколь­ко денег у вас оста­нет­ся после по­куп­ки? (см. рис. 1).

Рис. 1. Мо­ро­же­ное за 20 руб.

Ре­ше­ние

Те­перь пред­ставь­те несколь­ко иную си­ту­а­цию. У вас есть 20 руб., и вы хо­ти­те ку­пить мо­ро­же­ное за 40 руб. Сколь­ко тогда денег у вас оста­нет­ся? (см. рис. 2).

Рис. 2. Мо­ро­же­ное за 40 руб.

Ре­ше­ние

Можно ре­шить по ана­ло­гии: .

Но 20 мень­ше 40. И имея 20 руб., мо­ро­же­ное за 40 руб. ку­пить нель­зя. Можно за­нять 20 руб. и толь­ко тогда ку­пить мо­ро­же­ное. Но что после этого оста­нет­ся?

Оста­нет­ся долг в 20 руб. Вы­ра­зить чис­лом этот долг можно, вводя от­ри­ца­тель­ные числа.

Ана­ло­гич­ные пред­по­сыл­ки воз­ни­ка­ют и на чис­ло­вой оси.

 Пример 2

Рас­смот­рим чис­ло­вую ось (см. рис. 3).

Рис. 3. Чис­ло­вая ось

На ней от­ме­че­ны на­ту­раль­ные числа 1, 2, 3 и т. д. и на­ча­ло в точке ноль. Также на со­от­вет­ству­ю­щих от­рез­ках можем от­ме­тить числа , и т. д. (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Чис­ло­вая ось

Что озна­ча­ет,  Это мы к 1 при­бав­ля­ем три еди­ни­цы и по­па­да­ем в точку 4 (см. рис. 5).

Рис. 5. Чис­ло­вая ось

Так, .

Точно так же мы можем сде­лать шаг в дру­гую сто­ро­ну. На­при­мер, что будет, если мы из 1 вы­чтем 3: ? Мы по­па­дем в пу­сто­ту (см. рис. 6).

 

Рис. 6. Чис­ло­вая ось

Здесь и на­хо­дят­ся от­ри­ца­тель­ные числа, ко­то­рые нам, без­услов­но, по­на­до­бят­ся (см. рис. 7).

 

Рис. 7. Чис­ло­вая ось

Те­перь мы можем их вве­сти. Но как же обо­зна­ча­ют­ся от­ри­ца­тель­ные числа? Для этого вспом­ним, как обо­зна­ча­ют­ся на­ту­раль­ные числа, такие как 1, 2, 3, 4 и т. д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Чис­ло­вая ось

Но что по­ка­зы­ва­ет число 2? Оно по­ка­зы­ва­ет, что от 0 до 2 по­ме­ща­ет­ся два еди­нич­ных от­рез­ка (см. рис. 9).

 

Рис. 9. Чис­ло­вая ось

Если от­ло­жить такой же от­ре­зок влево, мы по­лу­чим рас­сто­я­ние от точки 0 ровно в один от­ре­зок. Так мы по­лу­ча­ем число 1. Но чтобы не пу­тать­ся, для чисел слева при­ду­ма­ли спе­ци­аль­ный знак «-», ко­то­рый мы ста­вим перед чис­лом и по­лу­ча­ем . Ана­ло­гич­но, сле­ду­ю­щее число будет  и т. д. То есть, если на­ту­раль­ные числа у нас обо­зна­ча­ют­ся как 1, 2, 3 и т. д., то от­ри­ца­тель­ные как -1, -2, -3.(см. рис. 10).

Рис. 10. Чис­ло­вая ось

Есть число , для него су­ще­ству­ет про­ти­во­по­лож­ное число. Оно на­хо­дит­ся между -2 и -1 и равно - (см. рис. 11).

Рис. 11. Чис­ло­вая ось

Вер­нем­ся к пер­во­му при­ме­ру. У нас было 20 руб. и мы по­тра­ти­ли 40 руб., у нас оста­лось -20 руб.

Как дей­ство­вать с от­ри­ца­тель­ны­ми чис­ла­ми, как их скла­ды­вать, вы­чи­тать и т. д. – это темы более позд­них уро­ков. А сей­час да­вай­те по­ду­ма­ем, где же в ре­аль­ной жизни при­ме­ня­ют­ся от­ри­ца­тель­ные числа?

 

 Температура воздуха

На неко­то­рых улич­ных гра­дус­ни­ках тем­пе­ра­ту­ра по­ка­зы­ва­ет­ся так: есть план­ка ноль гра­ду­сов, есть то, что выше нуля – 1, 2, 3, и т. д, а есть то, что ниже нуля, и обо­зна­ча­ет­ся от­ри­ца­тель­ны­ми чис­ла­ми -1, -2, -3 и т. д. (см. рис. 12).

Рис. 12. Тер­мо­метр

Еще -1 гра­дус на­зы­ва­ют 1 гра­ду­сом мо­ро­за, а +1 гра­дус – одним гра­ду­сом тепла. То есть и там, и там 1, но вме­сто знака минус мы упо­треб­ля­ем слова «мо­ро­за». А когда не хотим упо­треб­лять, го­во­рим: «Тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха – -20 гра­ду­сов» (см. рис. 13).

Рис. 13. Тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха

Это и озна­ча­ет минус, что от нуля мы идем не вверх, а вниз.

 Уровень воды в реке

Уро­вень воды в реке (см. рис. 14).

Рис. 14. Уро­вень воды в реке

Как вы зна­е­те, уро­вень воды в реке может по­вы­шать­ся и по­ни­жать­ся. Так вот, если уро­вень воды по­вы­сил­ся на 5 см, го­во­рят: «Из­ме­нил­ся на +5 см» (см. рис. 15).

Рис. 15. Уро­вень воды в реке

Если же он по­ни­зил­ся на 5 см, то го­во­рят «Уро­вень воды из­ме­нил­ся на -5 см» (см. рис. 16).

Рис. 16. Уро­вень воды в реке

И там, и там уро­вень воды из­ме­нил­ся на 5 см, но, когда он по­вы­сил­ся, го­во­рят на +5 см, а, когда по­ни­зил­ся – на -5 см.

Как вы ви­ди­те, от­ри­ца­тель­ные числа при­ме­ня­ют­ся там, где ве­ли­чи­на может из­ме­нять­ся в обе сто­ро­ны. То есть, когда мы го­во­ри­ли о де­неж­ных рас­че­тах, у вас может оста­вать­ся сдача – это «+», а если вы ко­му-то долж­ны, то это «-». Тем­пе­ра­ту­ра может быть выше нуля – это «+», и ниже нуля – это «-». Уро­вень воды может по­вы­шать­ся – «+», и по­ни­жать­ся – «-».

Рас­смот­рим еще один при­мер.

 Пример 3

Пред­при­ни­ма­тель вла­де­ет фир­мой по про­да­же яблок, и в ян­ва­ре он за­ра­бо­тал чи­стой при­бы­ли 500 руб., а в фев­ра­ле – 800 руб. В марте яб­ло­ки по­ку­па­ли хуже, и он остал­ся в убыт­ке, а имен­но его при­быль со­ста­ви­ла -200 руб. (см. рис. 17).

Рис. 17. Де­неж­ный поток

Для того чтобы по­счи­тать сумму, ко­то­рую пред­при­ни­ма­тель за­ра­бо­тал за 3 ме­ся­ца, нужно сло­жить всю его при­быль (см. рис. 18):

Рис. 18. Де­неж­ный поток

Более по­доб­но о дей­стви­ях с от­ри­ца­тель­ны­ми чис­ла­ми можно озна­ко­мить­ся в сле­ду­ю­щих уро­ках.

 Подведение итогов

Се­год­ня мы вы­яс­ни­ли, что тех чисел, ко­то­рые мы знали до этого – на­ту­раль­ных (1, 2, 3 … и т. д.) и дроб­ных (), не хва­та­ет для неко­то­рых прак­ти­че­ских целей, по­это­му мы ввели от­ри­ца­тель­ные (-1, -2, -3… и т. д.).

От­ри­ца­тель­ные числа на чис­ло­вой оси на­хо­дят­ся слева от нуля. Могут быть не толь­ко целые от­ри­ца­тель­ные числа, но и дроб­ные. И мы вы­яс­ни­ли, где могут воз­ни­кать от­ри­ца­тель­ные числа, а имен­но там, где ве­ли­чи­на может быть уве­ли­че­на и умень­ше­на. Так было при из­ме­ре­нии тем­пе­ра­ту­ры, уров­ня воды и из­ме­ре­нии до­хо­дов и рас­хо­дов.

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=HDcaAOUx11Q

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=mLvcIEXc6Pc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=jLXv3JxCC5Y

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=BqIFyxrckm4

источник презентации - http://ppt4web.ru/matematika/polozhitelnye-i-otricatelnye-chisla.html

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/polozhitelnye-i-otricatelnye-chisla/otritsatelnye-chisla

Файлы