6 класс. Математика. Масштаб
6 класс. Математика. Масштаб
Комментарии преподавателя
1. Масштаб. Иллюстрирующий пример и определение
Рассматривая любую географическую карту, мы обязательно увидим на ней частное двух чисел. Например, отношение
. Карта – это уменьшенное изображение участка земной поверхности. Во сколько раз были уменьшены реальные расстояния, указывают на карте, записывая отношение, называемое масштабом.
Данный масштаб означает, что 1 см на карте соответствует отрезок в 100 000 см на местности. Если перевести 100 000 см в более крупные единицы длины, то получим, что
1 см соответствует 1 км.
Действительно, мы знаем, что в 1 м – 100 см. Значит, 100 000 см – это 1000 м, а 1000 м – это и есть 1 км.
Сформулируем определение.

2. Задача 1. По длине отрезка на карте найти его длину на местности
Длина отрезка на карте – 3 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты
.
Решение.
Обозначим за
неизвестное.
Тогда отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности:

Оно равно масштабу карты:

Запишем равенство:

Перед нами пропорция. Найдем ее неизвестный средний член, используя основное свойство пропорции.


Значит, длина соответствующего отрезка на местности – 3 000 000 см. Переведем это число в более крупные единицы длины. Получим 30 км.
Ответ: 30 км.
3. Задача 2. По длине отрезка на местности найти его длину на карте
Расстояние между поселками на местности – 4,5 км. Чему равна длина соответствующего отрезка на карте, сделанной в масштабе
?
Решение.
Переведем сначала 4,5 км в сантиметры.

Обозначим длину отрезка на карте буквой
. Составим пропорцию.

Слева от знака равенства – отношение длины отрезка на карте к расстоянию между поселками, а справа – масштаб. Используя основное свойство пропорции, получим:



Итак, длина отрезка на карте – 4,5 см.
Ответ: 4,5 см.
4. Задача 3
Масштаб используют не только для описания географических карт. Его используют для любых уменьшенных по сравнению с реальностью изображений и моделей, например, для описания чертежей. Решим задачу.
Длина детали на чертеже, сделанном в масштабе
, равна 7,2 см. чему будет равна длина этой же детали на другом чертеже, сделанном в масштабе
?
Решение.
Узнаем, чему равна длина детали в реальности. Обозначим эту длину за
и составим пропорцию.

Слева от знака равенства – отношение длины детали на чертеже к длине детали в реальности, а справа – масштаб. Решим пропорцию.


Значит, длина детали – 36 см. Теперь ответим на поставленный в задаче вопрос. Обозначим буквой y (см) длину детали на новом чертеже. Составим и решим пропорцию.



Значит, на втором чертеже длина детали – 12 см.
Ответ: 12 см.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/otnosheniya-i-proporcii/masshtab?seconds=0&chapter_id=341
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=MFFYDqg2scU
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=BBjcObzYAy0
источник презентации - http://prezentacii.com/matematike/8787-masshtab.html